Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 19:54, реферат
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.
Владимирская икона Божией Матери
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.
Появление на Руси.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. После жестокого разорения и ограбления Киева Андреем Боголюбским, Андрей украл Вышгородскую икону Богоматери и перевёз ее во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.
Переезд в Москву.
Во время
нашествия Тамерлана при
Местонахождение.
Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).
В 1918 году ее
изъяли из собора для реставрации, а
в 1926 году передали в Государственный
исторический музей. В 1930 году она была
передана в Государственную
Оклады.
В течение
веков икона украшалась массивными
окладами из золота и серебра с
драгоценными камнями и жемчугом
и многочисленными привесками (ювелирными
женскими украшениями, крестами, иконками,
монетами). Первый богатый золотой
оклад (согласно летописи — около
пяти кг золота, не считая серебра) был
сделан по заказу Андрея Боголюбского
(не сохранился); второй золотой оклад
— по заказу митрополита Фотия в начале
15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена
золотая риза (оклад и риза хранятся в
Оружейной палате).
По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78x55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза:
1.в первой половине XIII века,
2.в начале XV столетия,
3.в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,
4.и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым.
Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:
К древнейшей
живописи XII века относятся лики Матери
и Младенца, часть синего чепца и каймы
мафория с золотым ассистом, а также часть
охряного, с золотым ассистом хитона Младенца
с рукавом до локтя и виднеющимся из-под
него прозрачным краем рубашки, кисть
левой и часть правой руки Младенца, а
также остатки золотого фона.
Владимирская икона Божией Матери