Ветви христианства. Суть различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 11:24, реферат

Описание работы

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания), которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Работа содержит 1 файл

христианство.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась  и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы  и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов.

1) Первый Вселенский  собор – Никейский (325г.) – принял  в первой редакции символ веры (краткий свод догматов, составляющих  основу вероучения), осудил арианство как "безбожную ересь", определил время празднования Пасхи, выработал 20 канонов, в том числе о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского митрополитов.

2) Константинопольский  (381г.) – был собран для уточнения  Никейского символа веры и борьбы с ересями ариан, выработал формулу троичности Бога.

3) Эфесский (431г.) –  осудил несторианство и признал  Деву Марию Богородицей.

4) Халкидонский (451г.) – осудил монофизитство, признал  первенствующую роль Константинопольского  патриарха, утвердил формулу об Иисусе Христе как о истинном Боге и истинном человеке (Богочеловеке).

5) II Константинопольский  (553г.) – осудил трех богословов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита  Киррского и Ива Эдесского), не  считавших Христа Богочеловеком,  а Марию – Богоматерью.

6) III Константинопольский  (680-681гг.) – осудил как ересь  монофизитство.

7) II Никейский (787г.) – осудил иконоборчество (движение, направленное против культа икон) и утвердил определение о почитании  икон и креста.

В 869-870 гг. состоялся IVКонстантинопольский собор, выявивший острые противоречия между западной и восточной христианскими церквами. Православие и католицизм, оформившиеся в XIвеке, оценивают IVКонстантинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII Вселенским собором, а православие не считает таковым. После разделения церквей общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.

5. Протестантизм.

Протестантизм – наиболее сложная по своей структуре разновидность христианства. Католицизм представлен всего лишь одной церковью. Православие состоит из нескольких автокефальных церквей, довольно однородных по своему вероучению и устройству. Протестантизм же – это множество церквей и сект, которые серьезно расходятся между собой как по организации, так и по особенностям своего вероучения.

Протестантизм – это  одна из трех главных христианских религий. Разделяя основные особенности  развитой религии, т.е. веруя в бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир, сверхъестественное откровение и т.п., протестанты так же, как и католики, и православные, представляют себе бога в качестве триединого бога-отца, бога-сына и бога-святого духа. Иисуса Христа они отождествляют со вторым лицом этой Троицы. Все протестанты верят в богодуховность Библии.

a) Отличительные особенности  протестантизма.

Вместе с тем  протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и  католицизма. Важнейшие из этих особенностей: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Священное Писание является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии – обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.

В отличие от католицизма  и православия протестантизм  считает, что сверхъестественная способность  общения с богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или  священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью люди обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип, тесно связанный с первым, - принцип спасения личной верой. Протестанты порвали с католическим священным преданием – совокупностью постановлений церковных соборов и римских первосвященников (пап) – и вернулись к Священному писанию.

Из этих главных  черт протестантизма следуют все другие его особенности. Отрицается единая для всех иерархическая структура церкви и верховной власти римского папы, т.е. в протестантизме отсутствует церковная иерархия. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Протестантизм уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны. Разница между ними только та, что одни обладают большей, а другие меньшей способностью к слепой вере. Эта способность непосредственно не зависит от их положения на церковной лестнице. Поэтому протестанты не признают за римским папой никаких преимуществ в делах веры перед рядовым католиком и считают, что хороший католик-мирянин лучше плохого папы.

b) Протестантское  духовенство.

Протестантское духовенство  и по внешнему виду, и по образу жизни, и по своим правам и обязанностям отличается от католического и православного. У протестантского пастора нет или почти нет специальных одеяний. У него нет и особых прав. Он лишь первый среди равных. Он подотчетен своей общине, которая устроена таким образом, что все члены общины имеют право голоса в ее делах, а иногда и в вопросах вероучения и культа. Причастие под двумя видами (хлебом и вином) распространяется не только на духовенство, как в католической церкви, но и на всех членов протестантской общины. У протестантского духовенства нет права исповедовать и отпускать грехи – права, которое самонадеянно присвоили себе католические и православные попы. Протестанты считают, что свои грехи каждый христианин должен сам замаливать перед богом. Спасение достигается не добрыми делами, а только и исключительно личной верой в Бога. Протестантский священник ведет такой же образ жизни, как и мирянин. Протестантизм не знает католического целибата – обязательного безбрачия духовного сословия. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа. Этим устранялась граница между мирянами и духовенством, отпадала сама потребность в иерархии.

Протестанты поклоняются  только триединому богу (у них нет  культа святых и богоматери). Признавая рай и ад, протестанты не верят в католическое "чистилище".

c) Религиозный культ  протестантов.

Протестантизм не знает  пышного и дорогого культа католиков  или православных, их чрезвычайно  сложного магического действия, доступного только посвященным, в котором миряне могут принимать участие в основном лишь как зрители. Католики вынуждены слушать богослужение и молиться на непонятном им латинском языке. Протестантское богослужение состоит из проповеди и совместной молитвы на родном для верующих данной общины языке.

Библия в протестантизме тоже не на латинском языке, а в  переводах. Чтение и самостоятельное  изучение ее – не грех, как для  католиков, которым разрешено изучать  Священное писание только под  руководством священника, а первейшая  обязанность. Протестанты имеют право самостоятельно толковать Библию. Ее авторитет для них выше всех церковных постановлений. В этом состоит третий принцип протестантизма.

Культ, обряды и облик  церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма (удаление икон, статуй, мощей, алтаря, с церквей были сняты колокола), в одежде священнослужителей (у попов были отняты дорогие, богатые и разнообразные одеяния). Но тем не менее церкви в протестантизме были сохранены. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов: оно ведется на местных языках.

Были упразднены множество  религиозных праздников и специальных  служб, связанных с почитанием святых и богородицы. От семи таинств в католицизме и православии – крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака – протестантизм оставил лишь два: таинства крещения и причащения. Но действие и этих обрядов было лишено особой магической силы и поставлено в прямую зависимость от личной веры. Из церковных символов сохранилось лишь изображение креста в храмах, отвергнуто почитание Богородицы и святых.

У лютеран брак, рукоположение, соборование, конфирмация считаются  простыми обрядами. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.

Целибат (с лат. –  безбрачие) духовенства отвергается. В протестантизме нет монастырей и монашества – людей, намеренно  удалившихся от мирской жизни и затворившихся в искусственном мире, добровольно отрекшихся от житейских радостей и связанной с ними "суеты". Но богослужение упорядочено и сохранен епископат. Протестантизм учит, что свое спасение человек должен искать в обыденной жизни и своем профессиональном успехе, но при условии подчинения мирского священному.

d) Общее католицизма  и протестантизма.

Вместе с тем  с католицизмом протестантизм роднит многое: и филиокве (учение о том, что "святой дух" исходит не только от бога-отца, как считают православные, но и от бога-сына), и употребление при причащении опресноков, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения. Но в отличие от католицизма, который учит, что отношение человека к богу опосредовано церковью, протестантизм считает это отношение непосредственным, а роль церкви в этом деле вспомогательной.

III. Христианство в  наше время.

В настоящее время  руководители как западной, так и  восточной Церквей стремятся  к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле (бывший Константинополь) в торжественной обстановке были разорваны грамоты 1054 г., содержащие тексты анафемы, которой предали друг друга главы Константинопольской и Римско-католической церквей. Руководители церквей высказали сожаление по поводу "оскорбляющих слов, безосновательных обвинений и уязвляющих шагов", имевших место с обеих сторон в прошлом, однако они вынуждены были признать, что взаимное снятие анафемы не ведет к устранению во взглядах между этими церквами, т.к. глубокие традиции обоих исповеданий противоположны и несовместимы.

Но, несмотря на все  различия православие, католицизм и  протестантизм объединяются под  общим названием христианство, т.к. в целом они заключают в  себе определенные области согласия в понимании основных догматических истин: исповедание единосущной Троицы (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого), христология (Боговоплощение, искупительная смерть Христа, воскресение и вознесение), богодухновенность Библии, вера в искупительную жертву Христа, вера в прощение грехов, вера в бессмертие души и загробную жизнь в царстве Божьем

Список  литературы:

1. Костюкович П.И.  Религиоведение. – Мн: Новое знание, 2001.

2. Радугин А.А. Введение  в религиоведение: теория, история  и современные религии: курс  лекций. – М.: Центр, 2000.

3. Елисеев Г.А. История  религий. – М.: Дрофа, 1997.

4. Чанышев А.Н. Протестантизм.  – М.: Наука, 1969.

5. Религии мира  под редакцией Щапова Я.Н., М.: Просвещение  1994.

6. Бессонов М.Н.  Православие в наши дни. –  М.: 1990.

7. Христианство. М.: Гранд, 1998.

Информация о работе Ветви христианства. Суть различий