Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:37, доклад
Ваххабизм – религиозно-политическое движение, возникшее в XVIII веке в Центральной Аравии, в Неджде. Оно начало свою активную деятельность под лозунгом «очищения» Ислама, «возвращения» к порядкам времен Пророка (мир ему и благословение) и объединения арабов против Османского халифата.
Английские колонизаторы использов
Ваххабизм
Ваххабизм
– религиозно-политическое движение,
возникшее в XVIII веке в Центральной
Аравии, в Неджде. Оно начало свою
активную деятельность под лозунгом
«очищения» Ислама, «возвращения» к
порядкам времен Пророка (мир ему
и благословение) и объединения арабов
против Османского халифата.
Английские
колонизаторы использовали эту ситуацию
в своих целях: именно они вооружили
сторонников ваххабизма для борьбы
с центральной властью. Именно поэтому
ваххабиты объявили кяфирским те
формы Ислама, которые поддерживались
Стамбулом. Этот эпизод показателен: достижение
узких групповых интересов с начала их
существования не мешало им объявить неверными
мусульман.
По
сути, для ваххабитов приоритетом
является достижение власти, а религия
выступает лишь как метод на пути
к цели. В этой связи можно привести много
кровавых примеров из истории.
Одной
из причин возникновения ваххабизма
является внешнее воздействие. Наличие
единого, хоть и слабеющего, мусульманского
государства не устраивало ведущие
европейские колониальные державы.
Своим основным методом они избрали провоцирование
внутреннего раскола и инициацию перманентного
внутримусульманского конфликта.
По
мнению многих историков, целенаправленно
в этом направлении работала Британская
империя. В течение XVII века достаточно
заметное количество молодых людей —
европейцевхристиан, под видом принявших
Ислам неофитов, проникают в Турцию, Египет,
Сирию, обучаются там в лучших мусульманских
духовных учебных заведениях, становятся
крупными специалистами —«мусульманскими
богословами», а по сути первыми штатными
исламоведами британских спецслужб.
В
результате к началу XVIII века они
находят эффективные пути для
нанесения удара по разлагающейся
Османской империи. Их методом был
избран буквализм — следование букве
хадисов и аятов Коранва, а не их смыслу,
что переворачивает с ног на голову все
исламское богословие. Так, автор первого
перевода смыслов на английский язык Корана,
который вышел в 1734 году, протестант Джордж
Сейл, пишет в предисловии: «Одни только
протестанты сегодня способны атаковать
Коран, и для них, я полагаю, провидение
оставило славу этого ниспровержения».
На
участие английских протестантов в
формировании ваххабитов обращают внимание
многие исследователи. Оба направления
«роднит религиозный фанатизм, использование
всех средств, в том числе и не совсем корректных,
для пропаганды собственных взглядов
и граничащие с насилием (физическим и
духовным) методы распространения и поддержания
своих убеждений».
Об
участии аналитиков английских специальных
органов в создании теологии ваххабитов
свидетельствует и то, что протестанты
в христианстве уверены, что только они
являются носителями истинной веры и уже
спасенными свыше людьми по сравнению
с другими христианами, причем именно
протестанты основывают свое учение на
слепом следовании букве церковного учения,
игнорируя духовное разнообразие окружающего
мира. То же происходит и с ваххабитами,
которые посвоему толкуют Коран и хадисы.
Таким
образом, возникает это движение
и становится известным под именем
«ваххабизм». Первым практическим деянием
Мухаммада ибн Абд уль-Ваххаба стало разрушение
могилы сподвижника Пророка (мир ему и
благословение) Зейда ибн аль-Хаттаба
в Джубейли, она была сровнена с землей.
В 1803 году ваххабиты захватывают Мекку,
затем Медину, где они разрушают все могилы,
в том числе Аишы, Фатымы, а также некоторых
сподвижников (да будет доволен ими Аллах).
Так,
под лозунгом «возвращения к первоначальной
религии» шло фактическое разграбление
и уничтожение художественных ценностей
мусульман. Известно, например, что одних
драгоценностей из мечети Пророка (мир
ему и благословение) было продано ваххабитами
на сумму 100 тысяч золотых талеров.
В
постсоветский период наблюдается
массированная ваххабитская пропаганда
в нашей стране. Секрет ее успеха также
многими увязывается с щедрой финансовой
и иной помощью помощью, которую могли
оказать ваххабиты мусульманам, в особенности
молодежи, лишившимся практически всего,
включая перспективы на улучшение своего
положения, в результате неолиберальных
реформ.
Отсутствие
в начале 1990-х годов
Для
достижения своих целей работа ими
велась в нескольких направлениях одновременно:
вызов на учебу в Саудовскую Аравию молодых
людей, детей и заинтересованных представителей
так называемого духовенства, распространение
соответствующей литературы на русском
языке, а также открытие учебных заведений
непосредственно в РФ и ускоренная подготовка
кадров под руководством привезенных
арабских учителей и проповедников из-за
границы. Все эти усилия не пропали даром.
Сейчас
в России существует достаточно широкая
ваххабитская среда, причем нельзя сказать,
что она вся структурирована.
Существует внушительная масса верующих,
получивших знание об Исламе путем чтения
ваххабитских брошюрок (т.к. других фактически
не было), и вовлеченных таким образом
более или менее в орбиту их идеологического
влияния, но не являющихся по сути откровенными
и убежденными ваххабитами. Есть размытая
группа симпатизирующих, но в то же время
действуют и устойчивые ваххабитские
общины.
Ваххабиты
стремятся создавать свои группы
для последующего использования
в политической борьбе, в основном
упор делается на молодежь. В людях
воспитывается беспощадность, нетерпимость
к мнению других, неуважение к религиозным
чувствам придерживающихся иных воззрений.
Не согласных с ними ваххабиты, зачастую,
основываясь на умозрительных аргументах,
объявляют мушриками (многобожниками).
По их мнению, в первую очередь, необходима
борьба с мусульманами, отступившими,
по их мнению, от Ислама.
Несмотря на то, что о ваххабизме много пишется в СМИ и литературе, очень мало действительно научных, компетентных и не ангажированных работ. Из книг можно назвать: «О ваххабизме», «Заблуждение ваххабитов», «Бидаат или лжепоклонство».