Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:28, реферат
От самого начала Церкви Христовой существует институт лиц, главной обязанностью которых является забота о спасении людей. они носят название пастырей, а прочие христиане, по отношению к ним, называются паствой (стадом) (Деян. 20, 28; 1 Петр. 5, 2-3).Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышняго. Оно - единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений.
В данной работе будет рассмотрено пастырство с ветхозаветных времен до наших дней, его важнейшие обязанности по отношению к пасомым, сложности, подстерегающие их на этом нелегком пути.
Введение:
Ветхозаветное священство
Святитель Иоанн Златоуст.
Шесть слов о священстве.
Обязанности пастыря в творении свт. Иоанна.
Заключение
Список используемой литературы
Множество забот и попечений имеет пастырь. забота о девственницах, посещение не только больных но и здоровых Борьба с гневом, усмирение распрей ближних.
Трудно врачевать тело человека, сколько средств и орудий у врача и как трудно применять их. А какой только один открыт способ врачевания душ? Слово! "Вот орудие, вот пища, вот превосходное растворение воздуха! Это вместо огня, это вместо железа"16.
Другой предмет рассматривает святитель- трудности бесед с народом в больших собраниях. Пастырь должен учитывать всю немощь, склонность ко злу, все человеческие свойства аудитории, чтобы действительно уметь ей во спасение пользоваться публичным словом. Мужественность души должен при этом выработать в себе пастырь, а это достигается не иначе, как двумя способами: презрением похвал и силою слова, в себе постоянно развиваемой и позволяющей оказывать мощное воздействие на слушателей. «Священник должен относиться к пасомым, как бы отец относился к своим малолетним детям; как от этих мы не отвращаемся, когда они оскорбляют, или ударяют, или плачут, и даже, когда они смеются и ласкаются к нам, не очень заботимся об этом, так и священники не должны ни надмеваться похвалами народа, ни огорчаться порицаниями, если они будут неосновательными»17.. Мужественно переносить надо проявления вражды и несправедливости, надо приучиться презирать похвалы: если кто не разовьет в себе этой способности, тот и славы не добьется и впадет во множество грехов
Священник, чья паства обременена житейскими заботами, должен сеять ежедневно, чтобы постоянство проповеди укрепляло слово учения. «Густота терния не допускает семя проникать в почву, а с другой стороны нужды бедности и скорби препятствуют заниматься предметами божественными. А как священнику знать грехи паствы, когда он и в лицо-то знает мало кого! Так в отношениях его к людям. А к Богу? Обязанности его к людям покажутся ничтожными для того, кто рассмотрит обязанности его к Богу: столь большой и тщательнейшей ревности требуют они.» 18
Предостерегая пастырей Церкви от превозношения над другими, св. Иоанн Златоуст говорит: «Получил ли ты власть церковную? Не высокомудрствуй; не ты достиг этой чести, а Бог облёк тебя ею; береги ее, как чужую... Если бы тебе поручено было хранить царскую порфиру, то ты, конечно, не стал бы злоупотреблять этой одеждой и портить ее, но с великим тщанием хранил бы ее для вручившего тебе».19
Вполне законно обращаться
к таинствам в надежде на
помощь в своих житейских
Задачей пастыря должно быть возгревать в своей пастве сознание Богообщения, являемого таинствами, предполагающее соответственное устремление молитвенное, атмосферу богомыслия и церковной соборности. Если в каждом Таинстве с особенной силой обнаруживается действие
Божественной благодати, нисходящее свыше, то снизу, от земного человека должно к Небу восходить сознание своей принадлежности к Церкви; своей приобщенности ко всем, к Ней принадлежащим.
VI. Заключение.
Что прежде всего поражает в этих знаменитых шести словах? Во-первых, громадность полотна, широта захвата, нагромождение образов и сравнений, гигантский масштаб изображения. Незначительный эпизод уклонения от пастырства начинающего жизнь члена христианского общества оказывается точкой приложения размышлений, производящих сильное впечатление.
Свет наведен одновременно и на личные переживания уклонившегося от пастырства, и на само пастырство, со всех возможных точек зрения. И в фокусе всех размышлений оказывается «страшное, предельно страшное, несказанно дивное и всякое разумное сознание потрясающее, постоянное скрещение в явлении пастырства, а, следовательно, и в каждой личности пастыря, человеческого ничтожества и Божия Величия.»20
Второе, на что нельзя не обратить внимание, это контраст, постоянно наличный, между смиренно покаянным сознанием своего ничтожества и недостоинства (являющегося основанием отклонения зова к пастырству) и высоты задания пастырского, которое в совокупности всего о нем сказанного, оказывается портретным изображением идеального пастыря.
И, наконец,
третье: поражает сочетание
Этот завет апостола Павла конкретно воплощается в "словах" св. Иоанна Златоуста.
VII. Список использованной литературы.
1 Схиархим.Иоанн(Маслов).Лекции по Пасторскому богословию.М.2001.стр.18
2 Там же,стр.29
3
Г.Флоровский.Избранное.-М.:
4Казенина Е.Т.Жизнь и труды Иоанна Златоуста.-Ровно:Живое слово,2003,стр.15
5 Там же,стр.18
6 Григорий Богослов, 1994,I,609=PG,36,404.
7Г.Флоровский.Избранное.-М.:
8 А.В. Лопухин.Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.22
9 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.131
10 А.В. Лопухин. Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.28
11 Сборник «Творения отцов восточной Церкви»,Т.2-М,1999,стр 112
12 А.В. Лопухин. Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.55
13 Архим.Константин.Пасторское богословие.-М:1996,стр.61
14 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.187
15 Там же,стр.189
16 Там же,стр.190
17Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.196
18Архим.Константин.Пасторское богословие.-М:1996,стр.68
19 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб:1994,стр.198
20 Схиарх.Иоанн(Маслов).Лекции по пасторскому богословию.-М:1998.стр142
Информация о работе Учение о пастырстве свт. Иоанна Златоуста