Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:46, реферат
Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Буддизм строится на учении Будды Шакьямуни. В основу этого учения, в свою очередь, легли древние ведийские религиозно-философские представления, в частности вера в перевоплощение и закон кармы. Но, разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого "буддизма" как такового, "буддизма вообще" не существовало и не существует.
1. Введение
Буддизм - первая
по времени возникновения мировая
религия. Другие мировые религии
появились значительно позднее:
христианство возникло приблизительно
через пятьсот лет после
- четыре Благородные Истины;
- учение о
причинно-зависимом
- учение о карме;
2. Карма и сансара
Учение о карме является стержнем буддизма. Само слово "карма" может быть переведено как ""действие" (и никоим образом не как "судьба" или "участь", как это иногда думают), причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. Карма понимается буддистами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматично. По существу, закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики, морали и психологии.
В новой жизни
человек снова совершает
Буддизм признает 6-ть возможных форм существования:
- божество;
- воинственный титан; счастливые формы рождения
- человек;
- животное;
- обитатель ада; несчастливые формы рождения
- голодный дух;
Вероятно, следует заметить, что никакой идеи духовной эволюции в этой схеме не заложено: после смерти в качестве божества можно снова родиться человеком, потом попасть в ад, потом родиться животным, потом снова человеком, потом опять попасть в ад и т.д.
Учение о
карме как причинно-
Обычно для простоты изложения и в дидактических целях этот принцип иллюстрируется в буддийских текстах на примере человеческой жизни, хотя он, в соответствии с общими принципами буддийского учения, может быть применим и к любому элементу существования, каждое мгновение возникающему и исчезающему, равно как и к целому космическому циклу.
Цепь причинно-зависимого происхождения состоит из двенадцати звеньев (нидан), и, в принципе, безразлично, с какой ниданы начинать изложение, поскольку наличие любой из них обусловливает и все остальные. Однако логика изложения требует, тем не менее определенного порядка:
Прошлая жизнь-
Неведение (в смысле непонимания и непрочувствования)
четырех Благородных Истин, заблуждение
относительно собственной природы и природы
существования как такового
Обусловливает
наличие формирующих
факторов, мотивации, базовых подсознательных
влечений и импульсов
Которые в свою
очередь влекут умершего к новому
переживанию бытия, новому рождению.
Промежуточное существование
Данная жизнь-
Наличие сознания
обусловливает формирование имени и формы ( то есть психофизических характеристик
человеческого существа)
На основе этих
психофизических структур формируются шесть органов чувственного
восприятия
В момент рождения
шесть органов восприятия приходят
в соприкосновение с объектами чувственного
восприятия
В результате чего
возникает чувство приятного,
неприятного или нейтрального
Чувство неприятного формирует отвращение тогда как чувство приятного и желание вновь испытать его, приводят к появлению влечения, страсти Тришна=>
Влечение и
отвращение как две стороны одного
состояния образуют – привязанность
Влечения и
привязанности составляют сущность
жизни (сансарического бытия)
Но эта жизнь непременно должна привести к…
Следующая жизнь-
Которое в свою очередь непременно закончится старостью и смертью- Джала-марана=>
3. Четыре Благородные
Истины,которые сформулировал
Первая Истина - это истина о страдании.
"Все есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение приятным - страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание". Это страдание не есть результат некоего грехопадения и утраты изначального рая. Подобно самому бытию, страдание безначально и неизменно сопровождает все проявления бытия. Конечно, буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие (сукха) не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Дело в том, что ни одно из возможных "мирских" состояний не является для нас полностью удовлетворительным. Мы находимся в постоянной неудовлетворенности. Мы можем испытать сильное физическое или духовное наслаждение но, оно заканчивается, и мы страдаем, оттого что оно ушло. Мы стремимся к чему-то, возможно, посвятив этому всю свою жизнь, но, когда цель достигнута - жизнь утрачивает смысл, потому что более стремиться не к чему. И, наконец, всех нас ждет смерть, которая делает все наши удовольствия и наслаждения конечными и преходящими. Также страдают и животные - всюду царит борьба за выживание. Неисчислимы страдания обитателей адов (временное состояние согласно буддизму; вечных мук эта религия не знает), страдают от никогда не удовлетворяемых влечений голодные духи. Даже божества страдают. Им приходится воевать с демонами. Им ведом страх смерти, поскольку они также рождаются и умирают, хотя срок их жизни огромен.
Вторая Благородная Истина - истина о причине страдания.
Причина страданий - влечение, желание, привязанность к жизни. При этом в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения (влечение с противоположным знаком). Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она является центром жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.
Третья Благородная Истина - истина о прекращении страдания, то есть о Нирване (синоним - прекращение).
Будда утверждает, что несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние (Нирвана), в котором страдания больше нет, и оно достижимо.
Само слово "нирвана" восходит к санскритскому корню "нир" со значением "угасание", "затухание" (например, угасание светильника или прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX века часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все страсти и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.
Четвертая Благородная Истина - истина о пути , ведущем к прекращению страданий.
Весь буддийский путь делится на три большие этапа:
Этап мудрости , этап нравственности, или соблюдения обетов , и этап сосредоточения , то есть психопрактики (всего восемь ступеней)
А.)Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.
Б.) Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.
А.)Правильная речь.
Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.
Б.) Правильное поведение.
Миряне-буддисты
принимают минимальное
- Ненасилие,
непричинение вреда живым
- Неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;
- Правильная
сексуальная жизнь (в том
- Отказ от
употребления опьяняющих
У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен). Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.
В.) Правильный
образ жизни.
Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).
Данный этап
и все его ступени
4. Учение о душе
Одной из важнейшей, буддийской доктриной, является учение о несуществовании души.
Мы привыкли напрямую связывать душу с личностью человека. Однако буддисты считают, что личность - это только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В знаменитом буддийском философском памятнике "Вопросы Милинды" буддийский монах беседует об этом с царем Милиндой. Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементов психофизического состава человека, также, как и все эти элементы вместе взятые не является личностью, то получается, что никакой личности вовсе нет. Возражая царю, монах указывая на колесницу спрашивает царя: «Являются ли колеса колесницей? Или, может быть, кузов – это колесница? или какие-либо еще детали являются ей ?» На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда монах спрашивает царя: « Не есть ли колесница все это вместе?» Милинда снова дает отрицательный ответ, что дает монаху возможность сказать, что в таком случае получается - никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность монаху сказать, что точно так же и личность - только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта.