Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:37, доклад
В работе главным образом рассматривается связь синтоизма и политики, ведь другие религии решающего влияния на политику Японии никогда не было. Значительное внимание в работе уделено явлению государственного синтоизма, который в течение первой половины ХХ ст. определял все политическая жизнь Японии, особе императора в синтоизме и политическим баталиям вокруг храма Ясукуни, который выступает камнем противоречия в отношениях Японии с ее ближайшими соседями.
Связь религии и политики в Японии
В работе главным образом рассматривается связь синтоизма и политики, ведь другие религии решающего влияния на политику Японии никогда не было. Значительное внимание в работе уделено явлению государственного синтоизма, который в течение первой половины ХХ ст. определял все политическая жизнь Японии, особе императора в синтоизме и политическим баталиям вокруг храма Ясукуни, который выступает камнем противоречия в отношениях Японии с ее ближайшими соседями.
Государственный синтоизм
Синтоизм является национальной религией японцев. В конце XIX ст. - Нач .. ХХ в. синтоизм стал государственной религией, неразрывно связанной с японским национализмом.
Как утверждает легенда, японские императоры являются потомками первого императора Дзимму, правнука богини Аматэрасу. Японский народ происходит от ками, верховных божеств, населявших Японию в древние времена. Императорская семья происходит от ками высших рангов. Политическая часть этой легенды в том, что существование Японии как государства признается в ней возможно только благодаря связи императора со своим народом. Власть же императора происходит от богов. К концу XIX в. эта легенда оставалась лишь одним из многих мифов синтоизма.
В VI в. неотъемлемой частью японского религиозной жизни стал буддизм. Буддизм и синтоизм стали играть большую роль в определении японской политики. Император и его окружение выполняли различные религиозные обряды для того, чтобы быть уверенными, что ками ухаживают за Японией и ее народом. В будущем влияние буддизма на политику значительно усилился. Японская религия в XVII в. включала элементы конфуцианства, буддизма и синтоизма. В этот усилились тенденции внутри Японии, направленные на очищение японской религии от иностранных элементов и формирование чистого синтоизма. Кульминацией этих тенденций стала эпоха Мэйдзи, когда синтоизм был введен как государственная религия.
В эпоху Мэйдзи богини Аматэрасу было предоставлено наиболее весомый статус среди других богов. Император Японии теперь в глазах простых японцев рассматривался не только как потомок богини Аматерасу, но и как священнослужитель страны. Поскольку японцы рассматривали себя и своего императора потомками богов, они считали себя высшей нацией. Таким образом императору Японии предоставлялось священное право управлять не только Японией, но и всем миром.
Несмотря на то, что конституция Мейдзи в статье 28 гласила: «Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания в пределах, совместимых с общественным порядком и спокойствием, а также с их обязанностями подданных» [1], де-факто доминирующей религией оставался государственный синтоизм . С того времени японские политические, социальные, военные, религиозные сосредоточились на лице императора, который стал символом всего хорошего, чистого и святого. Такие идеи широко внедрялись в систему школьного образования. Такие верования определяли политический и военный курс Японии в 1946 году.
Синтоизм как
государственная религия в
Первый документ был издан оккупационными властями США. Целью этого документа является не уничтожение синтоизма как религии, а «предупреждение повторного превращения синтоизма в милитаристскую и ультра националистическую пропаганду, направленного на введение японского народа в заблуждение и новые войны» [3]. В Директиве об отмене государственного синтоизма был впервые изложен принцип разграничения религии и политики. К тому времени в Японии существовал прочная связь между религией и государством, который находил свое выражение в термине Сайс-ичи (единство власти и культа). Именно это единство было разрушено оккупационными властями.
Почему Америка отделила
Таким образом, Америка считая синтоизм возможным базисом для восстановления милитаризма в Японии, приложила максимум усилий для его отделения от государства. По этим же причинам было запрещено преподавание мифов Японии в школах.
Другая точка зрения утверждала, что отделение религии и политики должно происходить согласно основному демократическому принципу: сфера действия религии и сфера действия политики не должны пересекаться.
Хотя синтоизм
лишился статуса
«Свобода вероисповедания гарантируется всем. Никакая религиозная организация не может получать никаких льгот от государства и иметь какую-либо политическую власть. Никто не может быть принуждена участвовать в каких-либо религиозных актах, обрядах, церемониях или празднествах. Государство и государственные органы не могут вмешиваться в религиозное образование или любую религиозную деятельность »[2].
Дальнейшее защиту
свободы вероисповедания
Статья 89 разграничивает
религию и государство. «Общественные
средства и иное общественное имущество
не может расходоваться или
Но в современной Японии до сих пор присутствуют некоторые элементы государственного синтоизма:
- Император остается символом государства;
- Император сих пор считается «святым» среди многих синтоистов;
- Синтоистские
ритуалы до сих пор
- Считается,
что многие синтоистских
- Некоторые японские
храмы, такие как храм Ясукуни,
- При праздновании
некоторых национальных
Божественность лица императора
Многие народы приписывали божественное или сверхъестественные черты своим правителям. Например, правителей Древнего Египта и Рима почитали как богов, средневековым королям приписывалась способность лечить болезни своим королевским прикосновением.
Японская идея божественного происхождения императора часто не воспринималась на Западе. Хотя японский народ никогда не считал своего императора богом. С VI в. император считался потомком ками, но это не делало его самого богом, скорее накладывало на него определенные обязанности: выполнять определенные ритуалы и молитвы, чтобы быть уверенным, что ками ухаживали за Японией и обеспечивали ее процветания.
На протяжении многих лет статус императора как прямого потомка ками не влиял на его политическую власть. До эпохи Мэйдзи император был незначительной фигурой в политике. Его роль скорее всего сводилась к церемониала. Япония управлялась феодальными землевладельцами, а император жил отстранен от окружающего мира. Иногда считается, что эпоха Мэйдзи принесла с собой идею божественного происхождения императора, но это не является правильным. Ни один из существующих официальных документов эпохи Мэйдзи не утверждает того, что император был ками или богом.
Идея божественного статуса императора вошла в обиход лишь во время Второй мировой войны. Еще в 30-е годы ХХ ст. появилась идея трактовки статуса императора как акицу Миками (т.е. «бога наяву»). Император считался человеком, у которого имелись черты ками. Но император не считался всезнающим и всемогущим. Поскольку личность императора воплощала в себе природу человека и природу ками, поскольку император считался потомком Аматэрасу, наивысшей из ками, то закономерно, что японский народ считал необходимым подчиняться своему правителю и боготворить его. Но это никак не делало его богом в западном понимании.
Когда император отказался от своего божественного происхождения, выдав свой императорский рескрипт 1 января 1946, от фактически не отказывался от того, что он имел, скорее от того, что ему приписывали. Он еще раз заявил о существующих верования о императорскую семью. «Связи между нами и нашим народом всегда базировались на взаимном доверии и привязанности. Они не зависят от каких-либо легенд или мифов. Они не определяются ложными представлениями о том, что император наделен божественной природой и японский народ выше относительно других рас и может властвовать над ними »[4].
Божественность Японии
В 2000 году японский
премьер-министр Йоширо Мори во время
встречи с просинтоистськы
Храм Ясукуни
Наиболее спорным синтоистским храмом является храм Ясукуни, который служит для чествования 2500000 японских солдат, в том числе осужденных военных преступников, таких как бывший премьер-министр Тодзьо Хидеки, который был казнен после Второй мировой войны.
Противоречивый характер храма отражается как на внутренней политике Японии, так и на отношениях с другими азиатскими странами. Полемика вокруг этого храма взрывалась почти каждый год, начиная с 1975 года, когда премьер-министр Такео Мики посетил храм как частное лицо 15 августа, в день, когда Япония отмечает окончание Второй мировой войны. В следующем году, его преемник Такео Фукуда также посетил храм как частное лицо и оставил запись в книге для посетителей. Несколько других японских премьер-министров посещали храм с 1979 года: Масаеси Охиро в 1979 году; Дзенко Судзуки в 1980, 1981 и 1982; Ясухиро Накасонэ в 1983 и 1985 (он принес с собой цветы, которые были оплачены за государственный счет) Киити Миядзава в 1992 году (этот визит был засекречен до 1996 года) Рютаро Хасимото в 1996 году и Дзюнъитиро Коидзуми, который храм посетил шесть раз (2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006). Визиты японских премьеров в храм привели к их официального осуждения со стороны соседних стран, поскольку они рассматривают их как попытку узаконить бывший японский милитаризм.
Посещение храма также
Между прочим храм Ясукуни является камнем противоречия в отношениях между Японией и Китаем и Южной Кореей.
Во время своего визита в Японию в феврале 2003 года бывший президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун открыто критиковал посещения японскими политиками храма и предложил переместить 14 военных преступников, что там похоронены в другое место. Он сказал: "Если этот вариант будет реализован, я не буду против любых визитов в храм Ясукуни".
Правительство Китайской
Выводы
Итак, в современной Японии все религии, включая синтоизм, являются независимыми и отделенными от государства и от политики. В прошлом религия была определяющим фактором японской политики и привела к возникновению явления японского милитаризма. После окончания Второй мировой войны религия была вытеснена из политической сферы, а император отказался от своего божественного происхождения. Сейчас же основным религиозным камнем противоречия в японской политике остается храм Ясукуни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хиробуми Ито,
Комментарии к конституции Японской империи
(на английском языке): http://history.hanover.edu/
2. Конституция
Японии 1947 года. Опубликованная на
сайте: http://www.alljurisprudence.