Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:51, доклад
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Мифология
Первая попытка
человека объяснить
Мифы –древние сказания
разных народов о фантастических
существах, о богах, о космосе. Мифы
связаны с обрядами, обычаями, содержат
нравственные нормы и эстетические
представления, сочетание реальности
и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек
не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран
заключают в себе попытки ответа
на вопрос о начале, происхождении
мира, о возникновении наиболее
важных явлений природы, о мировой
гармонии, безличной необходимости и др.
Формирование мира понималось в мифологии
как его творение или как постепенное
развитие из первобытного бесформенного
состояния, как упорядочение, превращение
из хаоса в космос, как созидание через
преодоление демонических сил. Существовали
также мифы– эсхатологические, описывавшие
грядущую гибель мира, в ряде случаев с
последующим его возрождением.
Особое место занимали
мифы о культурных достижениях людей
– изобретении ремесел, добывании
огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме
того много внимания уделялось и происхождению,
рождению людей, стадиям жизни, смерти
человека, различным испытаниям, которые
стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное
своеобразие мифа проявлялось в
том, что мысль выражалась в конкретных
эмоциональных, поэтических образах. В
мифологии сближались явления природы
и культуры, человеческие черты переносились
на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись,
очеловечивались космос и другие природные
силы. Эти черты роднят миф с мышлением
детей, поэтов, художников. Вместе с тем
в причудливой ткани мифологических образов
заключалась и обобщенная работа мысли
– анализа, классификаций, особого символического
представления мира как целого.
Действительно, мифологическое
сознание в рамках той исторической
эпохи было основным способом понимания
мира. С помощью мифа прошлое связывалось
с настоящим и будущим, обеспечивалась
духовная связь поколений, закреплялась
система ценностей, поддерживались определенные
формы поведения… Мифологическое сознание
заключало в себе также поиск единства
природы и общества, мира и человека, разрешения
противоречий, гармонии, внутреннего согласия
человеческой жизни.
Через сказки, легенды,
исторические предания мифологические
образы вошли в культуру различных
народов – в литературу, живопись,
музыку, скульптуру. Мифами наполнены
мировые религии – христианство, ислам,
буддизм. Кроме того, некоторые особенности
мифологического мышления сохраняются
в массовом сознании и тогда, когда мифология
утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных
форм общественной жизни миф как особая
ступень развития общественного сознания
изжил себя, сошел с исторической сцены.
Но не прекратился начатый мифологическим
сознанием поиск ответов на особого рода
вопросы – о происхождении мира, человека,
культурных навыков, социального устройства,
тайны происхождения и смерти. Их унаследовали
от мифа сосуществующие в веках две важнейшие
формы мировоззрения – религия и философия.
Религия
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.
Религиозное мировоззрение
отличается от мифологического
верой в существование
сверхъестественных сил и их главенствующую
роль в мироздании и жизни людей.
Религиозная вера проявляется в
поклонении высшим силам: здесь сплетались
начала добра и зла, демонические
и божественные стороны религии долгое
время развивались параллельно. Отсюда
смешанное чувство страха и уважения верующих
по отношению к высшим силам.
Позднее формируется
образ единого Бога – высшего
существа. В зрелых формах религий
идея бога побеждает все демоническое,
освобождается от него. Бог мыслится как
блюститель обычая, традиции, нравственности.
Вера – способ
существования религиозного сознания,
особое настроение, переживание. Внешней,
социально значимой формой проявления
веры служит культ – система утвердившихся
ритуалов, догматов.
Религиозные представления
невозможно вывести из чувств, переживаний
отдельного человека. Они – продукт
исторического развития общества. Существовало
и существует множество вариантов
религиозных верований. Такие формы
религий, как христианство, буддизм, ислам,
считаются мировыми и по сей день и имеют
большое число приверженцев в разных странах.
Религия – сложное
духовное образование и общественно-
Но в религиозном
же мировоззрении могут выражаться
и совсем другие настроения, идеи: фанатизм,
вражда к людям другой веры, чему
немало примеров в прошлом и настоящем.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
Вывод
Философское мировоззрение
ориентировано на рациональное объяснение
мира. Общие представления о природе,
обществе, человеке становятся предметом
реальных наблюдений, обобщения, выводов,
доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение
унаследовало от мифологии и религии
совокупность вопросов о происхождении
мира, его строении, месте человека
и т.п., но отличается логической упорядоченной
системой знаний, характеризуется стремлением
теоретически обосновывать положения
и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются
пересмотру с позиций разума, им придается
новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.