Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:26, сочинение
Священное Писание – основной источник вероучения и нравственного назидания в жизни каждого христианина. В него вложены богодухновенные слова, которым должен следовать христианин. Часто, чтобы понять непогрешимо и правильно Священное Писание, приходится пользоваться толкованием. Толкований же существует множество. Многие Отцы Церкви толковали Библию. Ведь сам Господь Иисус Христос сказал «Исследуйте Писния» (Ин. 5, 39). Святитель Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский, тоже занимался толкованием Священного Писания. Он оставил многим поколениям огромное количество трудов. В данной работе я хочу показать святителя Иоанна не только как Вселенского Учителя, но и как искусного толкователя-экзегета. Но перед рассмотрением его экзегетической деятельности, обратимся к его житию, а также основным и многим трудам святого.
Введение …………… стр.3
Житие Святителя Иоанна ……………стр.4
Труды Святителя ……………стр.11
Святитель Иоанн как экзегет ……………. стр. 14
Заключение …………… стр.17
Используемые источники
Содержание
Введение …………… стр.3
Заключение …………… стр.17
Используемые
источники
Введение
Священное
Писание – основной источник вероучения
и нравственного назидания в жизни каждого
христианина. В него вложены богодухновенные
слова, которым должен следовать христианин.
Часто, чтобы понять непогрешимо и правильно
Священное Писание, приходится пользоваться
толкованием. Толкований же существует
множество. Многие Отцы Церкви толковали
Библию. Ведь сам Господь Иисус Христос
сказал «Исследуйте Писния» (Ин. 5, 39). Святитель
Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский,
тоже занимался толкованием Священного
Писания. Он оставил многим поколениям
огромное количество трудов. В данной
работе я хочу показать святителя Иоанна
не только как Вселенского Учителя, но
и как искусного толкователя-экзегета.
Но перед рассмотрением его экзегетической
деятельности, обратимся к его житию, а
также основным и многим трудам святого.
I. Житие Святителя Иоанна
При составлении жизнеописания, мы воспользуемся статьей из Православной Энциклопедии, в которой подробно описана жизнь святого, а так же лекциями известного историка и богослова – Александра Леонидовича Дворкина. В самих произведениях святого Иоанна мы находим мало автобиографических сведений. В труде «О священстве» можно встретить упоминания о его матери и о периоде жизни в Антиохии. Есть также письма Иоанна Златоуста, которые являются единственным источником сведений о его жизни во второй ссылке. Исходя из сведений, указанных в энциклопедии, жизнь святителя можно разделить на три периода: «антиохийский (до кон. 397), к-польский (кон. 397 - 20 июня 404) и пребывание в изгнании (с 20 июня 404 до смерти)».1 Рассмотрим антиохийский период. Святитель Иоанн родился примерно в 347 году, в Антиохии. Родители Иоанна Златоуста были христианами. Отец - Секунд, возможно римлянин по происхождению, скорее всего служил чиновником при дуке Сирии в Антиохии или занимал пост главнокомандующего войсками, размещенными в Сирии. Он умер, когда его сын Иоанн был ребенком. Тетка Иоанна Златоуста - Сабиниана (судя по латинскому имени, скорее всего по отцовской линии). Мать - Анфуса, гречанка по происхождению, осталась вдовой в двадцатилетнем возрасте и посвятила себя воспитанию сына и его старшей сестры, имя которой до нас не дошло. Наряду с христианским воспитанием, святитель также получил прекрасное светское образование, изучил греческую литературу, историю, поэтику, географию, геометрию и другие науки. Образование велось на греческом языке, который являлся основным разговорным языком в Антиохии того времени. Особенно святой Иоанн преуспел в риторике под руководством
1-Православная энциклопедия. – Москва: Церковно-научный центр “православная энциклопедия”, 2010. – С.159.
ритора Ливания. Далее, с 367 по 372 год, Иоанн Златоуст учился в аскитирии у Диодора, который преподавал Священное Писание и экзегетику. Аскитирий представлял собой школу, программа которой совмещала получение знаний, главным образом в области экзегезы Священного Писания, с духовно-аскетической практикой. Товарищами Иоанна Златоуста по учебе - светской, а затем христианской - были Феодор (впоследствии епископ Мопсуестийский) и Максим (впоследствии епископ Селевкии Исаврийской). В 367 году произошло знакомство святого Иоанна со святителем Мелетием, епископом Антиохийским. От него Иоанн в 369 году принял крещение и в 371 или 372 году был возведен во чтецы. По смерти своей матери Анфусы, в 372 году Иоанн вступил на путь иноческой жизни. Четыре года он провел на горе Сильпий, находящейся рядом с Антиохией. Гора в то время была населена монахами. Находясь в полном одиночестве, он изучал Священное Писание и почти не спал. После двух лет такой аскетической жизни, Иоанн серьезно подорвал свое здоровье и поэтому решил вернуться в город. В дальнейшем святителя преследовал недуг, связанный с желудком (язва или гастрит). Возвратившись в Антиохию Иоанн Златоуст продолжил свое служение чтецом при святителе Мелетии. За годы обучения в аскитирионе и отшельнической жизни святой прекрасно изучил Священное Писание и в дальнейшем использовал огромное количество цитат в своих трудах. В конце 380 или в январе 381 года Иоанн был рукоположен во диакона свтятителем Мелетием. В период диаконского служения Иоанн Златоуст еще не проповедовал в храме, однако написал несколько трактатов. Преемник святителя Мелетия на Антиохийской кафедре епископ Флавиан I рукоположил Иоанна во пресвитера незадолго до Великого поста . Святой продолжал служить в Большом храме Антиохии и постепенно приобрел великую славу и всенародную любовь как проповедник. За время двенадцатилетнего служения пресвитером он написал и произнес многочисленные сочинения, в том числе экзегетические. Следующий период жизни – Константинопольский. В этом периоде рассматривается переезд Иоанна в Константинополь и поставление его на епископскую кафедру. После смерти Константинопольского патриарха Нектария возникли затруднения с подбором кандидатуры на освободившуюся кафедру. В 397 году епископ Феофил Александрийский предложил кандидатом на столичную кафедру восьмидесятилетнего александрийского пресвитера Исидора который был рукоположен святителем Афанасием I Великим и известен многим в Риме и Константинопополе, так как отвечал за внешние связи своей Церкви по вопросам странноприимных заведений. В случае избрания Исидора Александрия получила бы возможность проводить свою политику при императорском дворе, так как Александрийская Церковь давно хотела контролировать Константинополь. Однако препозит Евтропий, имевший большое влияние при константинопольском дворе, предложил в качестве кандидата Иоанна, что было одобрено императором. Он был в стороне от политических интриг, имел хорошую репутацию вслед. добродетельной и аскетической жизни, был знаменит как прекрасный проповедник. Император созвал собор восточных епископов, чтобы возвести пресвитера Иоанна в епископский сан. Хиротония и интронизация произошла 15 декабря, в 397 году. В дальнейшем, во время своего патриаршего служения, святитель нажил себе много врагов. Об этом пишет Александр Леонидович Дворкин в своем труде «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»: «Антиохиец прибыл в Константинополь в феврале 398 г. и сразу же приступил к реформам. По складу своему он был человеком доконстантиновской эпохи, воспринимавшим свое христианство очень всерьез. В легкомысленной атмосфере новой столицы Иоанн казался старомодным и провинциальным. Он призывал богатых уделять из своего имения что-нибудь бедным; стал налагать канонические запрещения на распустившийся при Нектарии клир; приказал удалить из домов целибатных клириков их подозрительных "сестер"; потребовал от богатых диаконис и клириков скромной жизни и отказа от бросающейся в глаза роскоши; монахам запретил свободно гулять по городу и т.п. Вскоре высший слой общества стал враждебно относиться к этому выскочке-простецу из Антиохии, обличавшему в своих проповедях нравы богачей и придворных кругов. А Иоанн, вопреки примеру своего предшественника, удалил всю роскошь из архиепископского жилища, отказался от устройства приемов и банкетов, да и сам не стал ходить по пирам у богатых граждан, чем еще более всех обидел. Из-за больного желудка св. Иоанн мог есть лишь рисовую кашу и какие-то пресные лепешки и всегда ел один. Большую часть церковных денег он тратил на помощь бедным, устройство больниц и другие благотворительные нужды. Все роскошные приемы прекратились. Свт. Иоанн любил длинные богослужения и крестные ходы, что также пришлось не по вкусу разбалованному столичному духовенству. И, главное, он совершенно не был дипломатом, а высказывал всем без разбора в лицо все, что, по его мнению, им было бы душеспасительно о себе услышать. Обиженные стали распространять слухи, что Иоанн дома в одиночестве предается всякого рода излишествам и никого не приглашает, чтобы это от всех скрывать. Из-за болезни свт. Иоанн не мог долго держать абсолютного поста и сразу же по завершении евхаристии прямо в алтаре ел какие-то лепешки. Это послужило источником слухов о его чревоугодии и невоздержанности. Поползли также совсем уже скандальные слухи о недолжных отношениях Иоанна с его духовной дочерью – богатой вдовой диаконисой Олимпиадой. Провинциальные епископы, все время приезжавшие в Константинополь в надежде получить что-либо для своих епархиальных нужд, были весьма обижены скромностью приема, оказываемого им их коллегой. Один из таких епископов, Севериан Кавальский, будучи в Константинополе, обнаружил, что красноречивые проповеди в столице хорошо оплачиваются, и ужасно обиделся, когда Иоанн намекнул ему, что, возможно, в его епархии по нему соскучились. Иоанн также обидел известного в столице монаха Исаака, который, очевидно, считал огни большого города куда более привлекательными, чем унылые стены дальнего монастыря, и очень оскорбился, когда архиепископ настоял на его отъезде в обитель. Св. Иоанн настроил против себя богатых, проповедуя, что частная собственность существует лишь вследствие грехопадения Адама, и обличая тех, кто строит десятый роскошный дом, а ничего не подает нищим, так как опасается, что у него не хватит денег на облицовку своей уборной золотом. Он настроил против себя вдов, посоветовав им побыстрее выйти замуж, если они никак не могут вести себя соответственно своему положению. Он настроил против себя мужей, заявив, что они не вправе требовать от своих жен верности, если они не верны им сами. Он настроил против себя жен, обличая их за пристрастие к роскоши и украшениям. В одной из проповедей он говорил, что лучше уж ходить нагими, чем так расфуфыриваться».1 Также Иоанн настроил против себя императорский двор и императрицу Евдоксию, которую он сравнил с Ветхозаветной блудницой Иезавелью и Феофила, патриарха Александрийской Церкви. Исходя из этого, можно сказать, что поведение святителя было отнюдь не дипломатичное. Именно из-за такой не дипломатичной манеры на святого многие ополчились. Враждующий Феофил обвинил святителя Иоанна в «оригенизме». В 403 году в Константинополь прибыл Александрийский патриарх вместе с тридцатью епископами, множеством пресвитеров и монахов и тяжелым грузом денег и подарков. За короткий срок Феофил успел подкупить многих недоброжелателей Иоанна и в итоге созвал «собор под Дубом», который проходил близ Халкидона, на вилле «Под дубом». Там собрались все враги Златоуста. Они выдвинули 29 пунктов обвинения. Святитель Иоанн отказался явиться на собор и следуя из этого был низложен и приговорен к ссылке. Святой не стал противиться приговору и после последней проповеди, произнесенной в переполненном соборе, добровольно удалился в изгнание.
1 – Дворкин Александр: Очерки по истории Вселенской Православной Церкви / Александр Дворкин.- Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. – с. 224-225.
Как отмечает
в своем труде Александр
1 - Дворкин Александр: Очерки по истории Вселенской Православной Церкви / Александр Дворкин.- Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. – С.227.
в 407 году.
В 438 году мощи святителя Иоанна были
торжественно помещены в храме Святых
Апостолов. На этом заканчивается житие
святителя Иоанна. Далее, в следующей главе,
перейдем к его множественным трудам,
которые он оставил многим поколениям
христиан.
II. Труды Святителя
Ни один из
учителей Церкви не оставил после
себя столько творений, сколько святитель
Иоанн Златоуст. Ему принадлежат
почти девятьсот сочинений. Труды
его имеют разный характер. Богослов
и писатель Ф. Фаррар делит сочинения
святого на четыре класса: «1. Трактаты
и письма, иногда принимающия размеры
трактатов. 2. Экзегетические творения.
3. Проповеди Златоуста. 4. Письма Златоуста».1
Трактатов у святителя большое количество.
Относятся они к ранним дням жизни святого.
Из них можно выделить наиболее известные,
например трактат «О священстве», основное
его святоотеческое сочинение по вопросам
пастырского служения. Написано было предположительно
после хиротонии Иоанна во диакона, то
есть после 381 года. Состоит из шести слов
в форме диалога между Иоанном Златоустом
и его другом Василием. Об экзегетических
сочинениях следует рассказать в следующей
главе. Хотя можно и здесь подчеркнуть
огромный вклад святителя в «сокровищницу»
толкований на Священное Писание. Как
проповедник, святитель Иоанн Златоуст
оставил о себе хорошую память. Ведь неспроста
его удостоили титула Хризостома или Златоуста.
Его проповеди носят разный характер.
Среди них можно встретить как назидательные,
так и догматические. Например, 12 проповедей
против аномеев и 8 против иудеев. Ораторское
искусство у святителя было прекрасное.
Обучения Ливания не прошло даром. На проповеди
святого собиралось множество народа.
Ведь Иоанн не был таким оратором, который
просто бил воздух, который пытался ко
всем дипломатично отнестись. Он прямо
и открыто бичевал пороки духовенства,
двора, аристократов и толпы. 1- Фаррар Ф.В. Жизнь и труды
святых отцов и учителей церкви / Ф.В. Фаррар.
– Репр. изд. – Москва: Издание Сретенского
монастыря, 2001. – C.521-524.
Все его
проповеди показывают полный блеск
красноречия талантливого проповедника.
Можно привести примеры таких
проповедей, как «О статуях», «Слово
на новый год». Все они были произнесены
в Антиохии. Одна по случаю восстания антиохийского
народа против императора Феодосия в 387
году. Другая была произнесена первого
января в 388 году, где Иоанн Златоуст обличает
языческие суеверия, связанные с празднованием
новолетия, такие как безудержное веселье,
пьянство, бесчинство и тому подобное,
поскольку неразумно думать, будто для
того, чтобы весело и счастливо провести
наступающий год, необходимо весело и
счастливо провести его первый день; напротив,
как в первый день, так и в остальные дни
года следует стремиться делать угодное
Богу. Эти проповеди являются назидательными
и актуальными и по сей день. Также отметим
огромное число писем святителя, которых
у него 242. Написаны они были во время второй
ссылки, в 403-407 годах. Самые важные из них
семнадцать писем к диаконисе Олимпиаде
и два письма к папе Иннокентию I. В данных
посланиях святителя множество автобиографических
замечаний и окрывают нам просвет на его
епископскую деятельность, а также на
всю красоту и величие его характера. Хотя
в них часто описываются его беды, однако
в них нет дряблого и жалкого духа жалобы,
а также ненависти к его врагам. Голод,
война, язвы, постоянные нападения, безграничное
уединение, варварские набеги и ежедневная
смерть, о которых он говорит Иннокентию,
нисколько не подрывают и не умаляют его
непреклонной веры. Все письма проникнуты
неподдельной евангельской любовью и
к верным, и малодушным чадам, и к врагам,
как например, к епископу Анкирскому Леонтию,
который замышлял его убить. Несмотря
на расстояние, святитель Иоанн продолжал
заботиться о своей пастве. Помимо личных
трудов святителя, существует множество
приписываемых ему сочинений. В целом
известно не менее 1500 произведений, которые
приписываются Иоанну Златоусту, но ему
не принадлежат. В итоге мы видим то, что
святой оставил огромнейшую память о себе
в виде бесценных трудов. Теперь можно
перейти к третьей части нашей работы
и рассмотреть Иоанна Златоуста как толкователя
Священного Писания.
В данной, заключительной части нашей работы мы рассмотрим святителя Иоанна как толкователя Священного Писания. Святой Златоуст считал Священное Писание Кормчим для всех христиан, находящихся в житейском море, бушующем страстями и искушениями. Для святителя Священное Писание являлось основой его богословского учения. В своих проповедях он часто приводил цитаты из Ветхого и Нового Заветов. Особенности толкования святителя Иоанна были близки к особенностям его учителя епископа Диодора Тарсийского и его друга епископа Феодора Мопсуестийского. Святитель полагал, что одни библейские выражения надо понимать буквально, например слова: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Другие – духовно, например пророчество Исаии, о том что волк и ягненок будут пастись вместе (Ис. 65: 25). Третьи выражения следует понимать и чувственно, и духовно, например жертвоприношение Исаака (Быт. 22: 12 – 13). Иоанн Златоуст следовал традициям антиохийской богословской школы. На своих проповедях он обращался, прежде всего, к буквально-историческому смыслу Библии, то есть подробно останавливался на исторических особенностях библейского текста, разъяснял трудные для понимания стихи и выражения, обсуждал различные варианты текста, встречающиеся в рукописях и переводах. Как я и упоминал ранее, у Святого Златоуста множество экзегетических трудов. Фаррар в своей книге отмечает наиболее важные из всех существующих: «67 бесед на книгу Бытия (386 г.); 90 на Евангелие Матфея; 33 на послания к Римлянам и 74 на два послания к Коринфянам». 1
1
- Фаррар Ф.В.
Жизнь и труды святых отцов и учителей
церкви / Ф.В. Фаррар. – Репр. изд. – Москва:
Издание Сретенского монастыря, 2001. –
C.522.
Также святитель истолковал и другие книги Ветхого и Нового Заветов. Здесь, в своей работе, я приведу несколько отрывков из его толкования на евангелия от Матфея и Иоанна. Будет полезным увидеть постановку его мысли при толковании этих книг, особенности настоящего антиохийца, приемника Диодора Тарсийского. Вот, например пятнадцатая беседа на евангелие от Матфея. Здесь святитель Иоанн истолковывает Нагорную Проповедь Господа Иисуса Христа. Вот слова святого Иоанна Златоуста об этом великом событии: «Смотри, как Христос далек был от честолюбия и гордости! Он не водил народ за Собою, но когда нужно было врачевать, Сам ходил всюду, посещая грады и веси. А когда собралось великое множество, садится на одном месте, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, - научая тем нас ничего не делать напоказ, удаляться от шума, особенно когда нужно любомудрствовать и разсуждать о важных предметах. Когда взошел Он и сел, приступили ученики. Видишь ли, как они успевают в добродетели , и как скоро сделались лучшими? Народ смотрел на чудеса, а ученики хотели услышать что-нибудь высокое и великое. Это-то и побудило Христа предложить учение и начать проповедь». 1 И еще один отрывок из толкования на евангелии от Иоанна. В этих словах святой описывает случай при овчей купели: «Что это за способ врачевания? Какое здесь таинство нам указывается? Не напрасно же и не без причины написано это; здесь как бы в образе и подобии представляется нам будущее, чтобы, когда случится необычайное и неожиданное, не поколебалась у многих сила веры. Что же здесь изображается? Намерение было даровать нам крещение, имеющее в себе великую силу и величайшие блага, крещение, очищающее от всех грехов и людей из мертвых делающее живыми. Вот это-то, как бы в образе, и предызображается здесь в купели, как и во многих других установлениях.