Стиль жизни в Исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:33, доклад

Описание работы

Безусловно, сутью всех предписаний является принцип «золотой середины», когда запрещается то, что приводит человечество к гибели, а предписывается то, что помогает продвижению к совершенству. И хотя многие считают жизнь по Исламу строгой, при внимательном рассмотрении, мы с удивлением обнаружим, что многие исламские принципы используются и ведущими, так называемыми «цивилизованными» державами земного шара. Так, например, запрет на употреблением алкоголя в скандинавских государствах. Выведение игорных домов за пределы городов во многих государствах также доказывает мудрость Корана, благодаря предписаниям которого эта проблема в мусульманских странах отсутствует.

Работа содержит 1 файл

Стиль жизни в Исламе.docx

— 15.78 Кб (Скачать)

Стиль жизни в Исламе

 

Всевышний Аллах в Благородном  Коране говорит: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас» (2:143.

 

Мусульмане в первом из приведенных аятов названы «умма  васата». Толкователи Корана объясняют  смысл слова «васатан» как  «справедливой уравновешенной», «наилучшей» (см. ат-Табари, аль-Куртуби, Ибн Касир и др.) Юсуф Али в этой связи говорит также: «Суть Ислама, который является трезвой и практичной религией, – в том, чтобы избегать любых крайностей».

 

Итак, Аллах сделал мусульманскую умму «посредствующей», умой, придерживающейся срединности во всем. Мусульмане должны следовать по среднему пути, не выходя за пределы, избегая фанатизма и крайностей.

Как полагают некоторые исламские ученые средний путь подразумевает, что должно соблюдаться равновесие между:

• Откровением и разумом;

• личностью и обществом;

• религией и мирской жизнью;

• этим миром и вечностью.

Какую бы сферу жизни мы не взяли Ислам придерживается «золотой середины» во всем. Будь то это вера (акыды), поклонение (ибады),

законы (Шариата), морали и  этики (ахляка).

 

Если взять, к примеру, понятие срединности в законах (шариат), то

законы в Исламе являются универсальными и всеобъемлющими. «Они обеспечивают защиту человеческого  достоинства, равенства и чести. Их основные принципы неизменны, но вместе с тем, Шариат обладает достаточной  гибкостью для того, чтобы учитывать  индивидуальные особенности человека и специфику ситуации».

Ислам не является излишне  строгим или трудным. Это –  умеренная, сбалансированная, прекрасная и совершенная религия, дарованная нам Всевышним.

 

Пророк (да благословит его  Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, эта религия легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно  побеждает его. Так придерживайтесь  же правильного, и радуйте, и приближайтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» (аль-Бухари).

 

Ту же самую золотую  середину можно наблюдать в сфере  исламской морали и этики (ахлак). Ислам уделяет им большое значение. В системе Ислама все ценности универсальны: они не зависят, например, от расовой или национальной принадлежности, мораль Ислама учит нас наслаждаться дозволенными земными благами. Также  мораль Ислама не является аскетической, монашеской или устаревшей. «Цель  Ислама – счастье людей, их здоровье и оптимистический взгляд в будущее». Плюс ко всему этому мораль Ислама практична: она учитывает естественные потребности человека, его эмоции, желания и стремления. Она предоставляет  личности возможности развития и  реализации. «Вместе с этим в ней  нет двойных стандартов: одного –  для духовенства, а другого –  для мирян».

 

Ислам – это середина между  теми религиями и учениями, которые  сосредоточены только на нравственном воспитании личности, и теми, которые  призывают своих последователей ограничиться обрядами и ритуалами, отстраниться от жизни и ее проблем. «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте границ дозволенного, ведь поистине Аллах не любит преступающих!» (5:87).

 

Безусловно, сутью всех предписаний  является принцип «золотой середины», когда запрещается то, что приводит человечество к гибели, а предписывается то, что помогает продвижению к  совершенству. И хотя многие считают  жизнь по Исламу строгой, при внимательном рассмотрении, мы с удивлением обнаружим, что многие исламские принципы используются и ведущими, так называемыми «цивилизованными»  державами земного шара. Так, например, запрет на употреблением алкоголя в скандинавских государствах. Выведение игорных домов за пределы городов во многих государствах также доказывает мудрость Корана, благодаря предписаниям которого эта проблема в мусульманских странах отсутствует.

Нельзя не сказать и  несколько слов о постепенности, которая присутствовала в Исламе с самого начала. Если мы начнем изучать  историю развития Ислама, то обнаружим, что все запреты или предписания  ниспосылались Всевышним так, как  это было наиболее мудро и рационально. Такой путь должен являться образцом для всех — и для тех, кто  призывает, и для тех, кто хочет  понять и принять волю Всевышнего.

 

Хузейфа Ибн Йаман , да будет им доволен Аллах, обращаясь к фанатично настроенным людям сказал: «Побойтесь Аллаха о «чтецы», придерживайтесь пути тех, кто был до вас (сподвижников). Клянусь Аллахом, если вы захотите опередить их, то опередите опережением далеким, если же не пойдете за ними, то заблудитесь далеким заблуждением» (приводится у Бухари 6\110).

В одном из писем своим  подчиненным Омар ибн Абд уль-Азиз, после наставления придерживаться пути праведных предшественников, сказал: Все, что помимо их пути - упущение, все, что больше этого - поражение. Были уже  те, кто допустили упущения и в  результате этого отдалились от истины, а так же были те, кто переусердствовали и в результате этого преступили границы. Поистине, они (праведные предшественники) между крайностями на прямом пути.

О срединности Ислама свидетельствуют  и следующие высказывания ученых: Ибн Каюм, да смилуется над ним  Аллах, говорил: «Чтобы ни приказал Аллах, у шайтана в этом два пути для  заблуждения: либо упущение, либо чрезмерность. Религия же Аллаха середина между  чрезмерностью и упущением, как  долина между двух гор, как прямой путь между блуждающих путей, как  середина между двух краев. И тот, кто допускает упущение в каком-то деле, не достигнет его. Так же и  тот, кто допускает чрезмерность в каком-то деле, не достигнет его. Один из-за упущения, другой же из-за чрезмерности» («Мадаридж ассаликин». том 2, стр.496)».

 

Одним из множества проявлений срединности Ислама является его  подход к отношению к этому  миру и миру вечному. Ислам подходит к этому справедливо и умеренно: Сказал Всевышний Аллах: "И стремись к Последней обители посредством  того, что даровал тебе Аллах, но не забывай о своем уделе в  этом мире!" (Коран, сура Аль-Касас: а.77).

 

В то же время Аллах запретил чрезмерную любовь к бренному миру, сказав: "Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение  и похвала между вами, а также  стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь всего лишь предмет обольщения" (Коран, Сура Аль-Хадид: а.20). И с другой стороны Аллах устами Своего посланника Мухаммада, запретил монашество. Сказал Пророк Мухаммад, C: «Не проявляйте суровости к самим себе, чтобы Аллах не проявил ее к Вам. Поистине, были те, кто был суров к самим себе и Аллах проявил к ним сурововсть. И о них мы слышим до сих пор, монашество они придумали для себя, не было оно им предписано» (Хадис приводится у Абу Дауда № 4904).

 

Как-то доктора Музаммиля  Сиддики, бывший президента Исламского общества Северной Америки, сказал: «Ислам это баланс между консерватизмом (фундаментализмом) и реформизмом, или между постоянством и гибкостью. Он соединяет их в великолепной гармонии, отводя каждому свое место: постоянство необходимо в том, что должно остаться на века, а гибкость – в том, что должно изменяться и двигаться вперед. Такую выдающуюся особенность, свойственную посланию ислама, не найти ни в одном другом законе за всю историю человечества.


Информация о работе Стиль жизни в Исламе