Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:38, реферат
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[1]. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества[2].
Христианство — крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община[3].
Христианство возникло в I веке в Палестине, находив
Христиа́нство
(от греч. Χριστός — «пома́занник»,
«месси́я») — авраамическая мировая
религия, основанная на жизни и учении
Иисуса Христа, описанных в Новом
Завете[1]. Христиане верят, что Иисус
из Назарета это Мессия, Сын Божий
и Спаситель человечества[2].
Христианство
— крупнейшая мировая религия
как по численности приверженцев,
которых около 2,1 млрд, так и по
географической распространенности —
почти в каждой стране мира есть
хотя бы одна христианская община[3].
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп[4]. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.Содержание [убрать]
1 Возникновение христианства
2 Численность
3 Христианские конфессии и учения
3.1 Католицизм
3.2 Православное христианство
3.3 Древневосточные церкви
3.4 Протестантизм
4 Вероучение
4.1 Теология
4.2 Основные черты христианской религии
4.3 Христология
4.4 Христианская антропология
4.5 Учение о таинствах
5 История христианской церкви
5.1 Доникейский период (I— начало IV века)
5.1.1 Апостольский век
5.1.2 «Апостольские мужи»
5.1.3 «Апологеты»
5.1.4 Христианизация Армении
5.1.5 Христианизация Грузии
5.2 IV—VIII вв.
5.2.1 Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
5.3 IX—XI вв.
5.3.1 Разделение церквей (формально 1054 г.)
6 Святые
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
9.1 Научная литература
9.2 Христианская литература
9.3 Критическая литература
10 Ссылки
[править]
Возникновение христианства
Основная статья:
Зарождение христианства
Христианство
зародилось в I веке в Палестине, в
иудейской среде в контексте
мессианских движений ветхозаветного
иудаизма. Уже во времена Нерона христианство
было известно во многих провинциях Римской
империи.
Корни христианского
вероучения связаны с ветхозаветным
иудаизмом. Согласно церковному преданию,
Иисус принял обрезание, воспитывался
как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу
в Шаббат (субботу), соблюдал праздники.
Апостолы и другие первые последователи
Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после
основания церкви христианство начало
распространяться среди других народов[5].
По свидетельству
новозаветного текста Деяния апостолов
(Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί»
— христиане, приверженцы (или последователи)
Христа, впервые вошло в употребление
для обозначения сторонников новой веры
в сирийско-эллинистическом г. Антиохия
в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
[править]
Численность
В настоящее
время число приверженцев христианства
во всём мире превышает 2 млрд [3], из них
в Европе — по различным оценкам
от 400 до 550 млн[6], в Латинской Америке
— около 380 млн[7], в Северной Америке
— 180—250 млн (США — 160—225 млн [8], Канада
— 25 млн[9]), в Азии — около 300 млн [10],
в Африке — 300—400 млн [11], в Австралии —
14 млн [12].
Приблизительное
число приверженцев различных христианских
конфессий: католиков — около 1,15
млрд[13], в том числе около 17 млн
католиков восточных обрядов[
[править]
Христианские
конфессии и ученияВетви
Католицизм [показать]
Православие [показать]
Протестантизм [показать]
Древневосточные церкви [показать]
Антитринитаризм [показать]
Реставрационизм [показать]
Прочие [показать]
Шаблон: Просмотр
• Обсуждение • Править
Основная статья:
Ветви христианства
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Католицизм
Православие
Протестантизм
[править]
Католицизм
Католическая церковь
Римско-католическая церковь
Восточнокатолические церкви
Старокатолицизм
[править]
Православное христианство
Православная церковь
Автокефальные православные церкви
Старообрядчество
Поповство
Беспоповство
Беглопоповство
[править]
Древневосточные
церкви
Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); некоторые из них исторически вышли из общин монофизитов и несториан. Хотя нехалкидонские церкви иногда называют «древнеправославными», они не имеют евхаристического общения с православными церквями.
Армянская апостольская церковь[19]
Коптская православная церковь [20]
Эфиопская православная церковь
Сиро-яковитская православная церковь
Маланкарская православная церковь
Ассирийская церковь Востока (несториане)
[править]
Протестантизм
Адвентисты Седьмого Дня
Адвентисты-реформисты
Англиканство
Баптизм
Евангельские христиане
Кальвинизм
Квакеры
Лютеранство
Меннонитство
Методизм
Пресвитерианство
Пятидесятничество
Харизматические течения (неопятидесятничество)
[править]
Вероучение
Троица, икона Андрея Рублёва
[править]
Теология
См. также: Троица
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.
[править]
Основные черты христианской религии
Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица)
Понятие о Боге
как абсолютно совершенном
Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог
Благовещение
Адаму. При творении же всё было «добро зело»).
Благовещение
Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире
Учение о Богочеловеке
— воплотившемся и вочеловечившемся
для спасения людей от греха, проклятия
и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом
христианской церковью с её основателем
— Иисусом Христом. «Бог вочеловечился,
чтобы человек обожился» (св. Афанасий
Великий).
Отсюда можно
видеть, что христианство, исповедуя идеализм,
уделяет большое внимание и материальному,
стремясь к гармонии материи и духа. Оно
не отрицает ни одной из сфер жизни, но
стремится облагородить их все, считая,
однако, лишь средствами к достижению
человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:
Существенная метафизичность её содержания
Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.
[править]
Христология
Основная статья:
Христология
Христология — это учение об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу. Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.
[править]
Христианская
антропология
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).