Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:05, монография
Взаимоотношение между путями человеческого спасения и путями человеческого творчества есть самая центральная, самая мучительная и самая острая проблема нашей эпохи. Человек погибает, и у него есть жажда спасения. Но человек есть также по природе своей творец, созидатель, строитель жизни, и жажда творчества не может в нем угаснуть. Может ли человек спасаться и в то же время творить, может ли творить и в то же время спасаться?
Смирение
начинают противопоставлять любви.
Путь любви признается не смиренным,
дерзновенным путем. Евангелие окончательно
подменяется "Добротолюбием". Где
уж мне грешному и недостойному притязать
на любовь к ближнему, на братство. Моя
любовь будет заражена грехом. Сначала
я должен смириться, любовь же явится как
плод смирения. Но смиряться я должен всю
жизнь и безгрешного состояния не достигну
никогда. Поэтому и любовь не явится никогда.
Где уж мне, грешному, дерзать на духовное
совершенствование, на мужество и высоту
духа, на достижение высшей духовной жизни.
Сначала нужно победить грех смирением.
На это уйдет вся жизнь, и не останется
времени и сил для творческой духовной
жизни. Она возможна лишь на том свете,
да и там вряд ли, на этом же свете возможно
лишь смирение. Упадочное смирение создает
систему жизни, в которой жизнь обыденная,
обывательская, мещански-бытовая почитается
более смиренной, более христианской,
более нравственной, чем достижение более
высокой духовной жизни, любви, созерцания,
познания, творчества, всегда подозреваемых
в недостатке смирения и гордости. Торговать
в лавке, жить самой эгоистической семейной
жизнью, служить чиновником полиции или
акцизного ведомства - смиренно, не заносчиво,
не дерзновенно. А вот стремиться к христианскому
братству людей, к осуществлению правды
Христовой в жизни или быть философом
и поэтом, христианским философом и христианским
поэтом - не смиренно, гордо, заносчиво
и дерзновенно. Лавочник, не только корыстолюбивый,
но и бесчестный, менее подвергается опасности
вечной гибели, чем тот, кто всю жизнь ищет
истины и правды, кто жаждет в жизни красоты,
чем Вл. Соловьев, например. Гностик1,
поэт жизни, искатель правды жизни и братства
людей подвергается опасности вечной
гибели, так как недостаточно смиренен,
горд. Получается безвыходный, порочный
круг. Стремление к осуществлению Божьей
Правды, Царства Божьего, духовной высоты
и духовного совершенства объявляется
духовным несовершенством, недостатком
смирения. В чем же основной порок упадочного
смирения и его системы жизни? Этот основной
порок скрыт в ложном понимании соотношения
между грехом и путями освобождения от
греха или достижения высшей духовной
жизни. Я не могу рассуждать так - мир лежит
во зле, я грешный человек и потому мое
стремление к осуществлению Христовой
Правды и к братской любви между людьми
есть горделивое притязание, недостаток
смирения, ибо всякое подлинное движение
в направлении осуществления любви и правды
есть победа над злом, есть освобождение
от греха. Я не могу говорить так - стремление
к духовному совершенству и духовной высоте
есть гордость и недостаток смирения,
недостаточное сознание греховности человека,
ибо всякий шаг к духовному совершенству
и духовной высоте есть путь победы над
грехом. Я не могу говорить так - я грешный
человек, и мое дерзновение познавать
тайны бытия и творить красоту есть недостаток
смирения, гордость, ибо подлинное познание
и подлинное творчество красоты есть уже
победа над грехом, преображение жизни.
Нельзя сказать: грех искажает и извращает
и любовь, и духовное совершенствование,
и познание и все, потому нет победы над
грехом на этих путях. Ибо совершенно так
же можно сказать: путь смирения искажается
и извращается человеческим грехом и корыстолюбием
и есть искаженное, упадочное, извращенное
смирение, смирение, превратившееся в
рабство, в эгоизм, в трусость. Смирение
не более гарантировано от искажения и
вырождения, чем любовь или познание. Грех
побеждается с великим трудом, и побеждается
он лишь силой благодати. Но пути этой
победы, пути стяжания благодати многообразны
и объемлют всю полноту бытия. Наша любовь
к ближнему, наше познание, наше творчество,
конечно, искажаются грехом и несут на
себе печать несовершенства, но также
искажаются грехом и несут на себе печать
несовершенства и пути смирения. Христос
завещал прежде всего любить Бога и любить
ближнего, искать превыше всего Царства
Божьего, совершенства, подобного совершенству
Отца Небесного. "Добротолюбие", в
которое не вошли наиболее замечательные
мистические творения св. Максима Исповедника,
св. Симеона Нового Богослова и др., есть
прежде всего собрание морально-аскетических
наставлений для монахов, а не выражение
полноты христианства и его путей. Не только
дух Евангелия и апостольских посланий,
но и дух греческой патристики, в наиболее
глубоких своих течениях, иной, чем, напр.,
односторонний дух православия Феофана
Затворника. Конечно, у Феофана Затворника
есть много верного и вечного, особенно
в его лучшей книге "Путь ко спасению",
но отношение его к жизни мира - упадочно-боязливое,
христианство его умаленное и ущербленное.
Центральной идеей восточной патристики
была идея теозиса, обóжения твари, преображения
мира, космоса, а не идея личного спасения.
Не случайно величайшие восточные учителя
Церкви так склонны были к идее апокатастазиса,
не только Климент Александрийский и Ориген,
но и св. Григорий Нисский, св. Григорий
Назианзин, св. Максим Исповедник. Судебное
понимание мирового процесса, судебное
понимание искупления, созидание ада,
спасения избранных и вечной гибели всего
остального человечества выражено главным
образом в западной патристике, у бл. Августина,
а потом в западной схоластике. Для классической
греческой патристики христианство не
было только религией личного спасения.
Она направлена была к космическому пониманию
христианства, выдвигала идею просветления
и преображения мира, обóжения твари. Лишь
позже христианское сознание начало более
дорожить идеей ада, чем идеей преображения
и обóжения мира. Быть может, это явилось
результатом преобладания варварских
народов с их жестокими инстинктами. Эти
народы должны были быть подвергнуты суровой
дисциплине и устрашению, так как их плоть
и кровь, их страсти грозили гибелью христианству
и всякому порядку в мире. Христианство,
понятое как религия личного спасения
от вечной гибели через смирение, привело
к панике и террору. Человек жил под страшным
давлением ужаса вечной гибели и соглашался
на все, лишь бы избежать ее. Авторитарная
система повиновения и подчинения создалась
аффектом ужаса гибели, панического ужаса
вечных адских мук2. При такой духовной
настроенности, при таком состоянии сознания
очень затруднено творческое отношение
к жизни. Не до творчества, когда грозит
гибель. Вся жизнь поставлена под знак
ужаса, страха. Когда свирепствует чума
и ежесекундно грозит смерть, человеку
не до творчества, он исключительно занят
мерами спасения от чумы. Иногда и христианство
понимается как спасение от свирепствующей
чумы. Творчество и строительство жизни
оказывалось возможным лишь благодаря
системе дуализма, которая давала минуты
забвения о спасении от гибели. Человек
отдавался наукам и искусствам или общественному
строительству, забыв на время о грозящей
гибели, раскрывая для себя другую сферу
бытия, отличную от той сферы, в которой
свершается гибель и спасение, и ничем
не связывая эти две сферы. Понимание христианства
как религии личного спасения от гибели
есть система трансцендентного эгоизма,
или трансцендентного утилитаризма и
эвдемонизма. К. Леонтьев с обычной для
него смелостью исповедовал такую религию
трансцендентного эгоизма. Но именно потому
его отношение к жизни мира было вполне
языческим, и он дуалистически сочетал
в себе человека афонского и оптинского
аскетически-монашеского православия
с человеком итальянского Ренессанса
XVI века. При трансцендентно-эгоистическом
сознании человек поглощен не достижением
высшей совершенной жизни, а заботой о
спасении своей души, думой о своем вечном
благополучии. Трансцендентный эгоизм
и эвдемонизм естественно отрицает путь
любви и не может быть верен евангельскому
завету, который предлагает нам погубить
свою душу для приобретения ее, отдать
ее для своего ближнего, учит прежде всего
любви, бескорыстной любви к Богу и ближнему.
Но выдавать христианство за религию трансцендентного
эгоизма, не знающую бескорыстной любви
к божественному совершенству, значит
клеветать на христианство. Это есть или
христианство варварское, христианство,
усмиряющее дикость страстей и этими страстями
искаженное, или христианство упадочное,
ущербленное, обедненное. Христианство
всегда было, есть и будет не только религией
личного спасения и ужаса гибели, но также
религией преображения мира, обóжения
твари, религией космической и социальной,
религией бескорыстной любви, любви к
Богу и человеку, обетования Царства Божьего.
При индивидуалистически-
III
Величайшие
христианские мистики всех вероисповеданий
любовь к Богу и слияние с Богом
ставили выше личного спасения. Христианство
внешнее часто обвиняло мистиков
в том, что для них центр
тяжести духовной жизни лежит
совсем не в путях личного спасения, что
они идут опасными путями мистической
любви. Мистика есть ведь совсем иная ступень
духовной жизни, чем аскетика. Своеобразие
мистики можно изучать, читая "Гимны"
св. Симеона Нового Богослова. Христианская
мистика и спасение понимает как просветление
и преображение, обóжения твари, как преодоление
замкнутой тварности, т.е. оторванности
от Бога. Идея обóжения господствует над
идеей спасения. Это прекрасно выражено
св. Симеоном Новым Богословом: "я насыщаюсь
Его любовию и красотою, и исполняюсь божественного
наслаждения и сладости. Я делаюсь причастным
света и славы: лицо мое, как и Возлюбленного
моего, сияет, и все члены мои делаются
светоносными. Тогда я соделываюсь красивее
красивых, богаче богатых, бываю сильнейшим
всех сильных, более великим царей и гораздо
честнейшим чего бы то ни было видимого,
не только земли и того, что на земле, но
и неба и всего, что на небе". Я цитирую
величайшего мистика православного Востока.
Можно было бы привести неисчислимое количество
отрывков из западной мистики, католической
латинской или германской мистики, которые
подтверждают ту мысль, что у мистиков
центр тяжести никогда не лежит в стремлении
к спасению. Католическая мистика преодолевала
юридизм католического богословия, судебное
понимание отношений между Богом и человеком.
Спор Боссюэта с Фенелоном и был спор богослова
с мистиком. В мистическом пути всегда
было бескорыстие, отрешенность, забвение
о себе, обнаружение безмерной любви к
Богу. Но любовь к Богу есть творческое
состояние духа, в ней есть преодоление
всякой подавленности, освобожденность,
положительное раскрытие духовного человека.
Смирение есть лишь средство, оно еще негативно.
Любовь к Богу есть цель, она уже позитивна.
Любовь к Богу есть уже творческое преображение
человеческой природы. Но любовь к Богу
есть также любовь к духовной высоте, к
божественному в жизни. Эрос божественного
есть духовный подъем, духовное возрастание,
победа творческого состояния духа над
состоянием подавленности, то вырастание
крыльев души, о котором говорит Платон
в "Федре". Положительное содержание
бытия есть любовь, творческая, преображающая
любовь. Любовь не есть какая-то особенная,
отдельная сторона жизни, любовь есть
вся жизнь, полнота жизни. Познание есть
также обнаружение любви, познавательной
любви, познавательного слияния любящего
со своим предметом, с бытием, с Богом.
Творчество красоты есть также обнаружение
гармонии любви в бытии. Любовь есть утверждение
лика любимого в вечности и Боге, т.е. утверждение
бытия. Но любовь к Богу неотделима от
любви к ближнему, любви к Божьему творению.
Христианство и есть раскрытие богочеловеческой
любви. Меня спасает, т.е. преображает мою
природу не только любовь к Богу, но и любовь
к человеку. Любовь к ближним, к братьям,
дела любви входят в путь моего спасения,
моего преображения. В путь моего спасения
входит любовь к животным и растениям,
к каждой былинке, к камням, к рекам и морям,
к горам и полям. Этим спасаюсь и я, спасается
и весь мир, достигается просветление.
Мертвое равнодушие к человеку и природе,
ко всему живому во имя пути самоспасения
есть отвратительное проявление религиозного
эгоизма, есть высушивание человеческой
природы, есть подготовка "сердцем хладных
скопцов". Христианская любовь не должна
быть "стеклянной любовью" (выражение
В.В.Розанова). Отвлеченно-духовная любовь
и есть "стеклянная любовь". Лишь
духовно-душевная любовь, в которой душа
преображается в духе, есть любовь живая,
богочеловеческая. Иногда встречающееся
монашески-аскетическое неблагожелательство
к людям и миру, охлаждение сердца, омертвение
ко всему живому и творческому есть вырождение
христианства, упадок в христианстве.
Подмена заповеди любви к Богу и любви
к ближнему, данной самим Христом, заповедью
внешнего смирения и послушания, охлаждающей
всякую любовь, и есть вырождение христианства,
неспособность вместить божественную
истину христианства. Необходимо отметить,
что именно православному Востоку наиболее
близка идея космического преображения
и просветления. Западному христианству
более близка судебная идея оправдания.
Отсюда приобретают особенное значение
на Западе споры о свободе и благодати,
о вере и добрых делах. Отсюда искание
авторитета и внешнего критерия религиозной
истины. Только мистики возвышались над
подавляющей идеей Божьего суда, Божьего
требования оправдания от человека, и
понимали, что Богу нужно не оправдание
человека, а любовь человека, преображение
его природы. Это есть центральная проблема
христианского сознания. В оправдании
ли и суде, в неумолимой ли Божьей справедливости
сущность христианства или в реальном
преображении и просветлении, в бесконечной
Божьей любви эта сущность. Судебное понимание
христианства, создающее настоящий духовный
террор, есть суровый метод, которым воспитывало
христианство народы, полные кровавых
инстинктов, жестоких и варварских. Но
этому пониманию противостоит более глубокое
понимание христианства как откровения
любви и свободы. Человек призван быть
творцом и соучастником в деле Божьего
творения. Есть Божий зов, обращенный к
человеку, на который человек должен свободно
ответить. Богу совсем не нужны покорные
и послушные рабы, вечно трепещущие и эгоистически
занятые собой. Богу нужны сыны, свободные
и творящие, любящие и дерзновенные. Человек
страшно исказил образ Бога и приписал
Ему свою собственную извращенную и греховную
психологию. И всегда нужно напоминать
истину апофатической теологии. Если Богу
и можно приписывать аффективную жизнь,
то не следует представлять себе ее по
образцу самых дурных человеческих аффектов.
Духовный же террор и духовная паника,
порожденные судебным пониманием отношений
между Богом и человеком и постановкой
оправдания и спасения в центр христианской
веры, исходят из понимания аффективной
жизни Божества, во всем подобной самой
дурной аффективной жизни человека. Но
Бог открылся в Сыне как Отец, как бесконечная
любовь. И этим навеки преодолевается
понимание Бога как жестокого Хозяина
и Господина, гневного и мстительного.
"Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы
судить мир, но чтобы мир спасен был через
Него". "Воля же Пославшего Меня Отца
есть та, чтобы из того, что Он Мне дал,
ничего не погубить, но все то воскресить
в последний день". Человек призван
к совершенству, подобному совершенству
Отца Небесного. Христианское откровение
есть прежде всего благая весть о наступлении
Царства Божьего, искать которого нам
заповедано прежде всего. Искание же Царства
Божьего не есть искание лишь личного
спасения. Царство Божье есть преображение
мира, всеобщее воскресение, новое небо
и новая земля.
IV
Христианское
миропонимание не только не обязывает
нас, но и не позволяет нам думать,
что реальны только отдельные души людей,
что только они составляют творение Божье.
Общество и природа тоже ведь реальности
и сотворены Богом. Общество не есть человеческая
выдумка. Оно так же изначально, так же
имеет онтологические корни. И человеческую
личность нельзя вырвать из общества,
как общество нельзя отделить от человеческих
личностей. Личность и общество находятся
в живом взаимодействии, принадлежат одному
конкретному целому. Духовная жизнь личностей
отображается на жизни общества. И общество
есть некий духовный организм, который
питается жизнью личностей и питает их.
Церковь есть духовное общество, и общество
это обладает онтологической реальностью,
оно не может быть сведено лишь к взаимодействию
отдельных спасающихся душ. В церковном
обществе осуществляется Царство Божье,
а не только спасаются отдельные души.
Когда я говорю, что спасаться можно лишь
в Церкви, я утверждаю соборность спасения,
спасение в духовном обществе и через
духовное общество, спасение с моими братьями
во Христе и со всем творением Божьим,
и отрицаю индивидуалистическое понимание
спасения, спасение в одиночку (спасайся,
кто может, продирайся в Царство Небесное,
как говорил один православный), отвергаю
эгоизм спасения. Многие думают, что истолкование
христианства как религии личного спасения
есть по преимуществу церковное истолкование.
Но в действительности оно сталкивается
с самой идеей Церкви. Если какие-либо
мнения внешне господствуют в православном
мире и почитаются некоторыми иерархами
особенно церковными, то это еще не означает,
что они наиболее церковны в глубоком,
онтологическом смысле слова. Когда-то
арианство господствовало среди иерархии
Востока. Возможно, что эти мнения отражают
упадок христианства, окостенение в христианстве.
В мире не было бы таких страшных катастроф
и потрясений, не было бы такого безбожия
и умаления духа, если бы христианство
не стало бескрылым, скучным, нетворческим,
если бы оно не перестало вдохновлять
и направлять жизнь человеческих обществ
и культур, если бы оно не было загнано
в небольшой уголок человеческой души,
если бы условный и внешний догматизм
и ритуализм не заменил реального осуществления
христианства в жизни. И будущее человеческих
обществ и культур зависит от того, получит
ли христианство творческое, преображающее
жизнь значение, раскроется ли вновь в
христианстве духовная энергия, способная
породить энтузиазм, повести нас от упадка
к подъему.
Официальные
люди Церкви, профессионалы религии,
говорят нам, что дело личного
спасения есть единое на потребу, что
творчество для этой цели не нужно и
даже вредно. Зачем знание, зачем наука
и искусство, зачем изобретения и открытия,
зачем правда общественная, творчество
новой, лучшей жизни, когда мне грозит
вечная гибель и единственно нужно мне
вечное спасение. Такого рода подавленное
и прямо-таки паническое религиозное сознание
и самочувствие не может оправдать творчества.
Ничто не нужно для дела личного спасения
души. Знание в такой же мере не нужно,
как не нужно искусство, не нужно хозяйство,
не нужно государство, не нужно самое существование
природы. Божьего мира. Правда, иногда
скажут вам, что нужно существование государства,
и притом в форме самодержавной монархии,
так как вся эта религиозная система жизни
возможна была только благодаря существованию
православной монархии, на которую и было
возложено все строительство жизни. Но,
последовательно мысля, нужно признать,
что государство не только не нужно для
моего спасения, но, скорее, вредно. Такого
рода религиозное сознание никакого дела
в мире оправдать не может или может лишь
по непоследовательности и попустительству.
Это есть буддийский уклон в христианстве.
Остается только идти в монастырь. Но самое
существование монастырей предполагает
охранение их государственным порядком.
Этого рода сознание склонно оправдать
мещанский быт, как смиренный и безопасный,
и сопрягать его в одну систему с монашеским
подвигом немногих, но творчества оправдать
никогда не может. Вопрос нужно ставить
иначе, и христианство не только разрешает,
но и предписывает нам ставить иначе вопрос.
Простая баба, говорят нам, спасается лучше,
чем философ, и для спасения ее не нужно
знания, не нужна культура и пр. Но позволительно
усомниться в том, что Богу нужны только
простые бабы, что этим исчерпывается
план Божий о мире. Божья идея о мире. Да
и простая баба сейчас есть миф, она стала
нигилисткой и атеисткой. Верующим же
стал философ и человек культуры. Могут
по-своему спасаться невежды, дураки и
даже идиоты, но позволительно усомниться,
чтобы в Божью идею о мире, в замысел Царства
Божьего входило население его исключительно
невеждами, дураками и идиотами. Позволительно
думать, нимало не нарушая подобающего
нам смирения, что в него входит положительная
полнота бытия, онтологическое совершенство.
Апостол рекомендует нам быть младенцами
по сердцу, но не по уму. И вот творчество
человека, знание, искусство, изобретение,
усовершенствование общества и пр. и пр.,
нужно не для личного спасения, а для осуществления
замысла Божьего о мире и человечестве,
для преображения космоса, для Царства
Божьего, в которое входит вся полнота
бытия. Человек призван быть творцом, соучастником
в Божьем деле миротворения и мироустроения,
а не только спасаться. И человек может
иногда во имя творчества, к которому он
призван Богом, во имя осуществления дела
Божьего в мире, забывать о себе и своей
душе. Людям даны Богом разные дары, и никто
не имеет права зарывать их в землю, все
должны творчески использовать эти дары,
указующие на объективное призвание человека.
Об этом с большой силой говорит апостол
Павел (Первое поcл. к Коринфянам, гл. 12,
28) и апостол Петр (Первое поcл., гл. 4, 10).
Таков замысел Божий о человеке, что природа
человеческой личности творящая. Спасается
личность. Но для того, чтобы личность
спаслась, нужно, чтобы она была утверждена
в своей подлинной природе. Подлинная
же природа личности в том, что она есть
центр творческой энергии. Вне творчества
нет личности. Спасается для вечности
творческая личность. Утверждение спасения
против творчества есть утверждение спасения
пустоты небытия. Человеку в положительном
бытии его присуща творческая психология.
Она может быть подавлена и скрыта, может
быть раскрыта, но она онтологически присуща
человеку. Творческий инстинкт в человеке
есть бескорыстный инстинкт, в нем забывает
человек о себе, выходит из себя. Научное
открытие, техническое изобретение, творчество
художественное, творчество общественное
могут быть нужны для других и использованы
для целей утилитарных, но сам творящий
бескорыстен и отрешен от себя. В этом
существо творческой психологии. Психология
творчества очень отличается от психологии
смирения и не может быть на ней построена.
Смирение есть внутреннее духовное делание,
в котором человек занят своей душой, самопреодолением,
самоусовершенствованием, самоспасением.
Творчество есть духовное делание, в котором
человек забывает о себе, отрешается от
себя в творческом акте, поглощен своим
предметом. В творчестве человек испытывает
состояние необычайного подъема всего
своего существа. Творчество всегда есть
потрясение, в котором преодолевается
обыденный эгоизм человеческой жизни.
И человек согласен губить свою душу во
имя творческого деяния. Невозможно делать
научные открытия, философски созерцать
тайны бытия, творить художественные произведения,
создавать общественные реформы лишь
в состоянии смирения. Творчество предполагает
другое духовное состояние, не противоположное
смирению, но качественно отличное от
него, другой момент духовной жизни. И
св. Афанасию Великому открылась истина
омоусии не в состоянии смирения, а в состоянии
творческого подъема и озарения, хотя
смирение и предшествовало этому. Творчество
предполагает своеобразную духовную аскезу,
творчество не есть попускание своих страстей.
Творчество предполагает самоотречение
и жертву, победу над властью "мира".
Творчество есть обнаружение любви к Богу
и божественному, а не к миру сему. И потому
путь творчества есть также путь преодоления
"мира". Но творчество есть иное качествование
духовной жизни, чем смирение и аскеза,
есть обнаружение богоподобной природы
человека.
Иногда
рассуждают так: сначала человек
должен спасаться, побеждать грех, а
потом уже творить. Но такое понимание
хронологического соотношения между спасением
и творчеством противоречит законам жизни.
Так никогда не происходило и не будет
происходить. Спасаться я должен всю жизнь,
и до конца жизни моей мне не удастся окончательно
победить грех. Поэтому никогда не наступит
времени, когда я в силах буду начать творить
жизнь. Но так же, как человек всю жизнь
должен спасаться, он всю жизнь должен
творить, участвуя в творческом процессе
сообразно своим дарам и призванию. Соотношение
между спасением и творчеством есть идеальное
и внутреннее соотношение, а не соотношение
реальной хронологической последовательности.
Творчество помогает, а не мешает спасению,
потому что творчество есть исполнение
воли Божией, повиновение Божьему призыву,
соучастие в деле Божьем в мире. Плотник
ли я или философ, я призван Богом к творческому
строительству. Мое творчество может быть
искажено грехом, но полное отсутствие
творчества есть выражение окончательной
подавленности человека первородным грехом.
Неверно, что подвижники и святые только
спасались, - они также творили, были художниками
человеческих душ. Апостол Павел по духовному
своему типу был в большей степени религиозным
гением, творцом, чем святым.
V
Не всякое
творчество хорошо. Может быть злое
творчество. Творить можно не только во
имя Божие, но и во имя дьявола. Но именно
потому нельзя уступать творчества дьяволу,
антихристу. Антихрист с большей энергией
обнаруживает свое лжетворчество. И если
не будет христианского творчества и христианского
строительства жизни, христианского строительства
общества, то антихристианское и антихристово
творчество и строительство будет захватывать
все большие и большие районы, будет торжествовать
во всех сферах жизни. Но для дела Христова
в мире нужно отвоевывать как можно большие
районы бытия, нужно как можно меньше уступать
антихристу и его работе в мире. Уходя
от мира, отрицая творчество в мире, вы
предоставляете судьбу мира антихристу.
Если мы, христиане, не будем творить жизни
в истинной свободе и братстве людей и
народов, то это будет ложно делать антихрист.
Дуалистический разрыв между личной духовной
настроенностью и нравственностью, для
которых христианство требует аскезы,
отрешенности, жертвенности и любви, и
настроенностью и нравственностью общественной,
созидающей государство, хозяйство и пр.,
для которых христианство допускает привязанность
к материальным вещам, культ собственности
и жажду богатства, конкуренцию и соревнование,
волю к власти и пр., дальше не может существовать.
Христианское сознание не может допустить,
чтобы общество покоилось на свойствах,
которые оно признает порочными и греховными.
Христианское возрождение предполагает
новое духовно-общественное творчество,
созидание реального христианского общества,
а не условно-символического христианского
государства. Невозможно далее терпеть
условной лжи в христианстве. Торжествует
антихристианский социализм, потому что
христианство не решает социального вопроса.
Торжествует антихристианский гностицизм,
потому что христианство не раскрывает
своего христианского гнозиса. И так во
всем. Мы подходим к последнему пределу.
Секулярная, гуманистическая, нейтральная
культура становится все менее и менее
возможной. Никто больше не верит в отвлеченную
культуру. Повсюду человек стоит перед
выбором. Мир разделяется на противоположные
начала. Далее не может все происходить
так, как происходило в новой истории.
И вместе с тем невозможен возврат к старому
средневековью. Проблема творчества, проблема
христианской культуры и общества неразрешима
церковно-иерократически. Это есть проблема
религиозного освящения начала человеческого,
а не восстановление господства начала
ангельского. Творчество есть сфера человеческой
свободы, исполненной преизбыточной любви
к Богу, миру и человеку. Вывести из кризиса
мира и кризиса христианства не могут
ни начала новой истории, ни начала старого
средневековья, а лишь начала нового средневековья.
Христианское творчество будет делом
монашества в миру3. Религиозный
кризис нашей эпохи связан с тем, что церковное
сознание ущерблено, не постигло полноты.
И раньше или позже эта полнота должна
быть достигнута, и должно раскрыться,
что положительное творческое движение
в мире, в культуре было раскрытием человеческой
свободы в Церкви, было обнаружением жизни
человечества в Церкви, т.е. было неосознанно
церковным. Творчество человека в мире
было жизнью самой Церкви как Богочеловечества.
Это отнюдь не значит, что все творчество
и созидание человека в новой истории
было неосознанно церковным. Процесс этот
был двойствен, в нем уготовлялось и царство
мира сего, царство антихриста. В гуманизме
была и великая ложь, восстание против
Бога, готовилось истребление человека
и угашение бытия. Но было и положительное
искание человеческой свободы, было обнаружение
творческих сил человека. Далее творческий
процесс в человечестве не может оставаться
нейтральным, он должен стать положительно
церковным, осознать себя или окончательно
стать антицерковным, антихристианским,
сатаническим. В мире, в культуре должно
быть произведено реально-онтологическое
разделение, не формально и внешне-церковное,
а внутренне-духовное и онтологически-церковное.
В этом смысл наших времен. Божественные
энергии действуют повсюду в мире многообразными
и часто незримыми путями. И не следует
соблазнять "малых сил" нашего времени,
блудных сынов, возвращающихся в Церковь,
отрицая всякий положительный религиозный
смысл за творческими процессами, происходившими
в мире.
В новое
время все духовно значительные
люди были духовно одиноки. Страшно
одинок, трагически одинок был гений,
творческий зачинатель. Не было религиозного
сознания о том, что гений - посланник небес.
Это одиночество гения порождено дуализмом,
о котором все время была речь. Преодолеть
его может лишь христианское возрождение,
которое будет творческим. Но творческое
церковное возрождение нельзя мыслить
в иерократических категориях, нельзя
втиснуть в рамки церковного профессионализма,
нельзя мыслить как исключительно процесс
"сакральный", в противоположность
процессам "профанным". Творческое
церковное возрождение пойдет и от движения
в миру, в культуре, от накопившихся в миру
творческих религиозных энергий. Мы должны
более верить, что Христос действует в
своем духовном человеческом роде, не
оставляет его, хотя бы действие это было
для нас незримо. Христиане стоят перед
задачей оцерковления всей жизни. Но оцерковление
не означает непременно подчинения всех
сторон жизни Церкви, понимаемой дифференциально,
т.е. не означает возобладания теократии
и иерократии. Оцерковление имеет своей
неизбежной стороной признание церковным
того духовного творчества, которое представлялось
внецерковным для дифференциального и
иерократического церковного сознания.
Церковь в глубинном смысле слова жила
и в миру, в миру были неосознанные церковные
процессы. Восполнение Церкви как жизни
богочеловеческой, раскрытие интегрального
церковного сознания означает обогащение
новым духовным опытом человечества. Этот
духовный опыт нельзя оставлять неоправданным
и неосвященным. Человек безмерно тоскует
и жаждет освящения своих творческих исканий.
Церковь есть жизнь, жизнь есть движение,
творчество. Невозможно долее терпеть,
чтобы творческое движение оставалось
внецерковным и противоцерковным, а Церковь
была бездвижной и лишенной творческой
жизни. Известные формы церковного сознания
охотно признавали теофанию в застывших
формах быта, в неподвижных исторических
телах (напр., монархической государственности).
Но наступают времена, когда церковное
сознание должно будет признать теофанию
в творчестве. Внецерковное, секулярное,
гуманистическое творчество исчерпано,
повсюду упирается в тупик. Культура испошлена.
Лучших людей мучит жажда вечности. А это
значит, что должна наступить эпоха творчества
церковного, христианского, богочеловеческого.
Церковь не может остаться уголком жизни,
уголком души. В безбожной цивилизации
будет погибать образ человека и свобода
духа, будет иссякать творчество, начинается
уже варваризация. Церковь еще раз должна
будет спасти духовную культуру, духовную
свободу человека. Это я и называю наступлением
нового средневековья. Пробуждается воля
к реальному преображению жизни, не только
личной, но и общественной и мировой. И
эта благая воля не может быть остановлена
тем сознанием, что Царство Божье на земле
невозможно. Царство Божье осуществляется
в вечности и в каждом мгновении жизни
и независимо от того, в какой мере сила
зла внешне побеждает. Наше дело - отдать
всю свою волю и всю свою жизнь победе
силы добра, правде Христовой во всем и
повсюду.
Информация о работе Спасение и творчество два понимания христианства