Социология религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:17, задача

Описание работы

Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах.
Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического.

Работа содержит 1 файл

Социология религии.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

 

 

Введение

     Социология  религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между  религией и обществом. Социология религии  изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии  в социальных процессах.

     Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и  эмпирического.

    Социология  религии относится к числу  социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как  одну из социальных подсистем, и, обобщая  эти данные, разрабатывает ее теоретическую  модель в рамках общесоциологической  теории.

     В задачи социологии религии входят изучение религии как социального феномена, особенностей функционирования религии в обществе, структуры и элементов религиозного комплекса, типологии религиозных организаций, общественных функций религии, современной религиозной ситуации и тенденций развития современных религий, социологических теорий религии.

     Отсюда  проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа  религии, заключающаяся в том, что  при исследовании ее функций как  социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны  с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа религии состоит в том, чтобы учитывать позицию личности, точку зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент также чрезвычайно важен, ибо чисто внешнее, объективное наблюдение и изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии.

     Имеющийся на сегодня эмпирический материал, дает основание предположить в качестве наиболее существенных черт религии  связь религиозного опыта и практики с "предельными, конечными условиями  человеческого существования", к  числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро  и зло и другие драматические моменты.

 

Религия как объект социологии

     В силу специфики своего предмета она  лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время — одной из религиоведческих наук.

     Социология  религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией  понятия и методы для анализа  отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование  и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает  религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов  и групп): как образуются и функционируют  религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются  или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д.

     Религиозные верования интересны и важны не сами по себе. Существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования — наряду с религиозными организациями — влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные социальные регуляторы — нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Вот почему религия, как предмет социологического анализа, есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. — система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из главных проблем социологии религии — проблема определения того, что относится к понятию «религия».

 

С каких позиций  изучают религию

    Может ли существовать объективная и беспристрастная  наука, а вслед за ней и учебная  дисциплина, изучающая религию? Не спешите говорить «да» или «нет»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.

    Среди научных подходов к изучению религии  выделяются три:

    1. Конфессиональный (от лат. — церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религии как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от гр. — защитительный).

    2. Атеистический или натуралистический, рассматривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное.

    3. Феноменологический (от гр. — явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной, либо нейтральной к нему.

    Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует  думать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи, принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень  ценные труды.

 

Структура религии

    Дать  точное и однозначное определение понятия религия невозможно. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога».

    Слово «религия» буквально обозначает  связывание, повторное обращение (к  чему либо).

    Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

    1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет общение людей. Подлинная вера всегда проста, чиста и обязательно наивна.

    2. Может существовать специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира, Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п.

    3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

    4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»). 
 

 

Многообразие  и классификация  религий

    Как можно заметить, «религии вообще» не существует. Существуют христианство, буддизм, синтоизм и т.д. В мире бытует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно подсчитать все религии мира, как и количество их последователей, весьма трудно. Возникает вопрос: почему религий много? Ответ достаточно очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях в разных частях земли, по-разному воспринимают окружающее. Столь же различны и их представления о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как строить храмы (и строить ли их вообще). Но многие положения разных вероисповеданий, сюжеты мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у разных народов, живущих в отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи. Иногда это сходство легко объяснимо заимствованиями, иногда оно является загадкой для исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и очень близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архетипами. Они возникают в сознании людей, разделенных тысячекилометровыми пространствами, параллельно и независимо друг от друга. Архетипами являются, например, представления о всемирном потопе, которые встречаются у древних китайцев, индусов, египтян, вавилонян и др.

    Самая простая классификация религий  сводится к делению их на три группы:

    1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в сознании человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе — напрасно, без пользы, попусту) — примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не составляют целостного мировоззрения человека.

    2. Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

    3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.

    Все религии можно также разделить  на две большие группы: монотеистические (от гр. топоз — один, единственный и Аеоз — Бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у — много и Шеоз — Бог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм» иногда используется его русский аналог — многобожие. 

Информация о работе Социология религии