Социальная работа, как социокультурный феномен современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Цель исследования: ознакомиться с ролью Христианства в развитии системы призрения на Руси.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие системы призрения на Руси.
2. Ознакомиться с заботой о страждущих и нуждающихся на Руси.
Объект исследования: процесс развития системы призрения на Руси. Предмет исследования: система презрения на Руси.

Содержание

Введение 3
1. Развитие системы призрения на Руси 4
2. Забота о страждущих и нуждающихся на Руси 6
Заключение 9
Литература 10

Работа содержит 1 файл

02.10 ОЛ-112 Христианство и его роль в развитии системы презрения на Руси .docx

— 32.44 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат 

     Социальная работа, как социокультурный феномен современности

     Христианство  и его роль в развитии системы призрения на Руси 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Развитие системы призрения на Руси 4

2. Забота о страждущих и нуждающихся на Руси 6

Заключение 9

Литература 10 
 

 

     Введение 

     Актуальность  исследования роли  Христианства в развитии системы призрения на Руси роли  в Христианства развитии системы призрения на Руси обусловлена особенной его важностью и интересом к этой системе и в современное время. 

     История русского народа показывает, что в  его культуре еще в родоплеменной  период стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения  к немощным и обездоленным людям  и особенно – к детям как  наиболее беззащитным и уязвимым среди них.

     С принятием на Руси христианства эти  традиции получили свое закрепление  в различных формах милосердия, призрения  и благотворительности, которые  существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

     Призреть  означает «присмотреть, оказать внимание, милость; приласкать». Очевидно, что в наибольшей степени это понятие выражает сущность помощи, оказываемой детям.

     Цель  исследования: ознакомиться с ролью  Христианства в развитии системы призрения на Руси.

     Задачи  исследования:

     1. Рассмотреть развитие системы призрения на Руси.

     2. Ознакомиться с заботой о страждущих и нуждающихся на Руси.

    Объект  исследования: процесс развития системы  призрения на Руси. Предмет исследования: система презрения на Руси.

     Структура работы: работа состоит из введения, основной части из двух пунктов, заключения и списка использованной литературы. 
 

  1. Развитие  системы призрения на Руси
 

     Благотворительность как общественная система призрения на Руси стала складываться с принятием христианства. Через соблюдение христианских заповедей, предписывающих воздержание, молитву и милостыню, верующие получали искупление грехов и достигали духовного очищения.

     Христианство  открыло славянам новый мир высоких  нравственных ценностей любви и  сострадания к ближнему, научило  соединять молитву с милостыней, являющихся очистительной жертвой. Христианская идея милосердия объединяла всех людей независимо от их социального  положения. Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения. В день бракосочетания и при рождении детей  московские князья и цари раздавали  милостыню, совершали другие благотворительные  дела. Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России была раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители – лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности.

     Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне  бедным, что приводило к «увеличению  числа нищих вместо облегчения бедности».1 Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой

цивилизации любое общество так или иначе  сталкивалось с проблемой

отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом  развитии, и другим. Отношение к  таким людям в разных обществах  и государствах на разных этапах их развития было различным – от физического  уничтожения слабых и неполноценных  людей до полной интеграции их в  общество, что определялось характерной  для данного общества аксиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих  ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена  политической организацией, а также  идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

     Призреть  означает «присмотреть, оказать внимание, милость; приласкать». Очевидно, что в наибольшей степени это понятие выражает сущность помощи, оказываемой детям. Впервые оно встречается в «Молении Даниила Заточника»: «Аще кто человека въ печали призритъ, как студеною водою напоитъ въ знойный день». Понятие «призрение» стало активно использоваться в отечественной литературе с XVII в. в значении «благосклонное внимание, покровительство; присмотр, забота, попечение». 2

     Однако  в практике оказания помощи призрение  нуждающихся, в особенности детей, существовало на Руси с древнейших времен, задолго до принятия христианства. Общественное призрение включает в себя организацию (со стороны церкви, государства и общественности) надзора за бедными, больными, вдовами и сиротами, обеспечение их пристанищем, пропитанием, лечебной помощью. Более широким понятием является благотворительность, которая охватывает как собственно сферу общественного призрения, так и действия частных лиц, основанные на чувстве сострадания. 

     
  1. Забота  о страждущих и  нуждающихся на Руси
 

     Целенаправленная забота о страждущих и нуждающихся начинается на

Руси  со времени принятия христианства. ( Из Византии пришла идея о государе, призванным Богом не только для внешней  защиты государства, но и для поддержания внутреннего общественного порядка). Древнерусское общество под руководством церкви прониклось пониманием благотворительности, как условия личного нравственного здоровья.

     «Церковь  на Руси, – отмечал В. Ключевский, – ведала не одно только дело спасения души; на неё было возложено много чисто земных забот, близко подходящих задачам государства. Она является сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании порядка».3

     Церковный устав 996 князя Владимира поручает общественное призрение попечению  и надзору духовенства. В Уставе определена десятина на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц и  «странных неимущих». Десятина составляла 1/10часть от всякого суда, «на торгу десятую неделю по всем городам, а из домов на всякое лето от всякого стада и всякого жита». Была организована развитая система общественного призрения и личной благотворительности. При этом благотворители руководствовались не только заповедями христианства, но и нравственным кодексом великих князей.

     Идею  государственного призрения сформулировал  Стоглавый собор (середина 16 века). Старых и больных, не могущих отправлять монашеской службы, предписывалось содержать  в монастырских больницах наряду с другими, чтобы они жили там  « в чистоте и в покаянии, скорби и болезни

терпели со благодарением».  Исполнение этих обязанностей возлагалось исключительно на церковное ведомство, но финансирование осуществлялось

совместно с церковью и государством. Царь, митрополит и владыки вносили  деньги в монастыри для содержания старых и болящих из своей казны  по своему усмотрению (как Бог  возвестит). На поприще государственного призрения выделяются Троице- Сергиева Лавра, Кирилло-Белозерский и др.

     Они строили больницы и богадельни, помогали населению во время мора и голода. На территории Троице-Сергиева монастыря в 1612 был создан первый временный госпиталь, который стал первым настоящим больничным учреждением с приемным покоем для раненых. Монастырь стал ещё прибежищем для бедных и страждущих.

     После смуты (17 век) и междуцарствия вопросы  призрения были сосредоточены в  Патриаршем приказе, который употреблял на содержание больниц, богаделен, сиротских  домов остатки патриарших монастырских доходов.Кроме того, царь Михаил Фёдорович и его отец – патриарх Филарет лично занимались благотворительностью. Филарет основал в Москве больничный монастырь Святого Фёдора.

     Патриарх  Никон (1605-1681) будучи митрополитом, во время  голода в Новгороде устроил 4 богадельни и 4 странно – приемных дома и  каждый день кормил голодающих на своём  дворе. В 1652 Никон построил в Москве две богадельни – в Знаменском монастыре и на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. В эту эпоху создаётся новое государственное учреждение – Приказ для строения богаделен. Богадельни поддерживались за счёт царской казны.

     На  содержании Патриаршего Казённого  приказа содержались богадельни, расположенные в различных частях города: на Кулитках, у Арбатских  ворот, у Покрова и т. д. Они  назывались домовыми, келейными богадельнями патриарха.

     В Указе 1682 государство старалось  ограничить нищенство, считавшееся  раньше неприкосновенным, Богу угодным, всецело находящимся в ведении  церкви. Неспособных к работе, больных  и дряхлых надлежало кормить  «в

особых  отдельных местах».

     И еще долго благотворительность  в России была связана с церковью. Внушая людям мысль, что помогать нуждающимся - дело богоугодное, церковь 

подавала  пример такого отношения во времена  стихийных бедствий, войн, голода. В  неурожайные годы церковь не только спасала голодающих, но по

необходимости и давала крестьянам зерно для  посева - на этот случай в монастырях хранился своего рода "страховой  фонд". Немалые доходы церквей, монастырей, патриархов и митрополитов предписывалось тратить на прокормление убогих и  нищих, поскольку считалось, что "церковное  богатство - нищих богатство". При  монастырях возникают богадельни, бесплатные больницы и детские приюты. Через  церковь, куда передавали свои пожертвования  доброхоты, благотворительность осуществлялась вплоть до конца XVII века. В общем же дело призрения бедных сосредоточено было в древней Руси в руках церкви и в частности монастырей, которые располагали для этого обширными средствами, благодаря появившемуся с самого принятия

Христианства  обычаю князей давать церкви десятину со всех княжеских доходов и развившемуся вместе с тем, по примеру князей, особенно в период

монгольский, обычаю частных лиц оставлять  церкви имущество по душе.

     Но  способ призрения, принятый церковью и  монастырями, и частная благотворительность  развивали тунеядство и создавали  нищенский промысел.

     Только  по отношению к монастырям Западной России имеются известия, что там  монахини имели главным предназначением  воспитание бедных сирот, хождение за больными в. госпиталях и богадельнях, во всей же России церковь и монастыри  без особого разбора принимали  под свое покровительство нищих  и убогих под именем церковных  и богадельных людей; около монастырей и церквей возникали целые  нищенские слободы, количество нищих  по профессии увеличивалось искусственно. Таким приемам церкви соответствовал и обычай князей и богатых горожан, делавших пиры и устраивавших по случаям  разных семейных торжеств, общие трапезы  для нищих и убогих.

Информация о работе Социальная работа, как социокультурный феномен современности