Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:57, реферат
Цель исследования: ознакомиться с ролью Христианства в развитии системы призрения на Руси.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие системы призрения на Руси.
2. Ознакомиться с заботой о страждущих и нуждающихся на Руси.
Объект исследования: процесс развития системы призрения на Руси. Предмет исследования: система презрения на Руси.
Введение 3
1. Развитие системы призрения на Руси 4
2. Забота о страждущих и нуждающихся на Руси 6
Заключение 9
Литература 10
Реферат
Социальная работа, как социокультурный феномен современности
Христианство
и его роль в развитии
системы призрения на
Руси
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Развитие системы призрения на Руси 4
2. Забота о страждущих и нуждающихся на Руси 6
Заключение 9
Литература 10
Введение
Актуальность исследования роли Христианства в развитии системы призрения на Руси роли в Христианства развитии системы призрения на Руси обусловлена особенной его важностью и интересом к этой системе и в современное время.
История русского народа показывает, что в его культуре еще в родоплеменной период стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них.
С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия, призрения и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.
Призреть означает «присмотреть, оказать внимание, милость; приласкать». Очевидно, что в наибольшей степени это понятие выражает сущность помощи, оказываемой детям.
Цель исследования: ознакомиться с ролью Христианства в развитии системы призрения на Руси.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие системы призрения на Руси.
2. Ознакомиться с заботой о страждущих и нуждающихся на Руси.
Объект исследования: процесс развития системы призрения на Руси. Предмет исследования: система презрения на Руси.
Структура
работы: работа состоит из введения,
основной части из двух пунктов, заключения
и списка использованной литературы.
Благотворительность как общественная система призрения на Руси стала складываться с принятием христианства. Через соблюдение христианских заповедей, предписывающих воздержание, молитву и милостыню, верующие получали искупление грехов и достигали духовного очищения.
Христианство
открыло славянам новый мир высоких
нравственных ценностей любви и
сострадания к ближнему, научило
соединять молитву с
Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности».1 Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой
цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой
отношения
к тем его членам, которые не
могут самостоятельно обеспечить свое
полноценное существование: детям,
старикам, больным, имеющим отклонения
в физическом или психическом
развитии, и другим. Отношение к
таким людям в разных обществах
и государствах на разных этапах их
развития было различным – от физического
уничтожения слабых и неполноценных
людей до полной интеграции их в
общество, что определялось характерной
для данного общества аксиологической
(ценностной) позицией, т. е. системой устойчивых
предпочитаемых, значимых, имеющих
ценность для членов общества представлений.
Аксиологическая позиция, в свою
очередь, всегда бывает обусловлена
политической организацией, а также
идеологическими, социально-экономическими,
нравственными воззрениями
Призреть означает «присмотреть, оказать внимание, милость; приласкать». Очевидно, что в наибольшей степени это понятие выражает сущность помощи, оказываемой детям. Впервые оно встречается в «Молении Даниила Заточника»: «Аще кто человека въ печали призритъ, как студеною водою напоитъ въ знойный день». Понятие «призрение» стало активно использоваться в отечественной литературе с XVII в. в значении «благосклонное внимание, покровительство; присмотр, забота, попечение». 2
Однако
в практике оказания помощи призрение
нуждающихся, в особенности детей,
существовало на Руси с древнейших
времен, задолго до принятия христианства.
Общественное призрение включает в себя
организацию (со стороны церкви, государства
и общественности) надзора за бедными,
больными, вдовами и сиротами, обеспечение
их пристанищем, пропитанием, лечебной
помощью. Более широким понятием является
благотворительность, которая охватывает
как собственно сферу общественного призрения,
так и действия частных лиц, основанные
на чувстве сострадания.
Целенаправленная забота о страждущих и нуждающихся начинается на
Руси со времени принятия христианства. ( Из Византии пришла идея о государе, призванным Богом не только для внешней защиты государства, но и для поддержания внутреннего общественного порядка). Древнерусское общество под руководством церкви прониклось пониманием благотворительности, как условия личного нравственного здоровья.
«Церковь на Руси, – отмечал В. Ключевский, – ведала не одно только дело спасения души; на неё было возложено много чисто земных забот, близко подходящих задачам государства. Она является сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании порядка».3
Церковный устав 996 князя Владимира поручает общественное призрение попечению и надзору духовенства. В Уставе определена десятина на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц и «странных неимущих». Десятина составляла 1/10часть от всякого суда, «на торгу десятую неделю по всем городам, а из домов на всякое лето от всякого стада и всякого жита». Была организована развитая система общественного призрения и личной благотворительности. При этом благотворители руководствовались не только заповедями христианства, но и нравственным кодексом великих князей.
Идею государственного призрения сформулировал Стоглавый собор (середина 16 века). Старых и больных, не могущих отправлять монашеской службы, предписывалось содержать в монастырских больницах наряду с другими, чтобы они жили там « в чистоте и в покаянии, скорби и болезни
терпели со благодарением». Исполнение этих обязанностей возлагалось исключительно на церковное ведомство, но финансирование осуществлялось
совместно с церковью и государством. Царь, митрополит и владыки вносили деньги в монастыри для содержания старых и болящих из своей казны по своему усмотрению (как Бог возвестит). На поприще государственного призрения выделяются Троице- Сергиева Лавра, Кирилло-Белозерский и др.
Они строили больницы и богадельни, помогали населению во время мора и голода. На территории Троице-Сергиева монастыря в 1612 был создан первый временный госпиталь, который стал первым настоящим больничным учреждением с приемным покоем для раненых. Монастырь стал ещё прибежищем для бедных и страждущих.
После смуты (17 век) и междуцарствия вопросы призрения были сосредоточены в Патриаршем приказе, который употреблял на содержание больниц, богаделен, сиротских домов остатки патриарших монастырских доходов.Кроме того, царь Михаил Фёдорович и его отец – патриарх Филарет лично занимались благотворительностью. Филарет основал в Москве больничный монастырь Святого Фёдора.
Патриарх Никон (1605-1681) будучи митрополитом, во время голода в Новгороде устроил 4 богадельни и 4 странно – приемных дома и каждый день кормил голодающих на своём дворе. В 1652 Никон построил в Москве две богадельни – в Знаменском монастыре и на Гранатном дворе, за Никитскими воротами. В эту эпоху создаётся новое государственное учреждение – Приказ для строения богаделен. Богадельни поддерживались за счёт царской казны.
На
содержании Патриаршего Казённого
приказа содержались
В Указе 1682 государство старалось ограничить нищенство, считавшееся раньше неприкосновенным, Богу угодным, всецело находящимся в ведении церкви. Неспособных к работе, больных и дряхлых надлежало кормить «в
особых отдельных местах».
И еще долго благотворительность в России была связана с церковью. Внушая людям мысль, что помогать нуждающимся - дело богоугодное, церковь
подавала пример такого отношения во времена стихийных бедствий, войн, голода. В неурожайные годы церковь не только спасала голодающих, но по
необходимости
и давала крестьянам зерно для
посева - на этот случай в монастырях
хранился своего рода "страховой
фонд". Немалые доходы церквей, монастырей,
патриархов и митрополитов предписывалось
тратить на прокормление убогих и
нищих, поскольку считалось, что "церковное
богатство - нищих богатство". При
монастырях возникают богадельни, бесплатные
больницы и детские приюты. Через
церковь, куда передавали свои пожертвования
доброхоты, благотворительность
Христианства
обычаю князей давать церкви десятину
со всех княжеских доходов и
монгольский, обычаю частных лиц оставлять церкви имущество по душе.
Но способ призрения, принятый церковью и монастырями, и частная благотворительность развивали тунеядство и создавали нищенский промысел.
Только
по отношению к монастырям Западной
России имеются известия, что там
монахини имели главным предназначением
воспитание бедных сирот, хождение за
больными в. госпиталях и богадельнях,
во всей же России церковь и монастыри
без особого разбора принимали
под свое покровительство нищих
и убогих под именем церковных
и богадельных людей; около монастырей
и церквей возникали целые
нищенские слободы, количество нищих
по профессии увеличивалось
Информация о работе Социальная работа, как социокультурный феномен современности