Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:51, реферат
Описываются различные види сект, их влияние, способы "заманивания" и т.д. Рассказывается и про состояние человека, входящего в различного рода секты.
В данном реферате выясняется, по какому признаку образуются секты, в связи с какими событиями это может быть связано, что может являться последствиями
Введение ___________________________________________________ 3
Глава 1. Общая характеристика ________________________________ 4
1.1 Происхождение и определение сектантства ______________ 4
1.2 Религиозная секта как вид социальной общности __________ 5
1.3 Политическое сектантство_____________________________ 8
Глава 2. Сектантство в Беларуси________________________________ 11
Заключение _________________________________________________ 16
Список литературы _________________________________________ 17
Национальный банк Республики Беларусь
УО
«Полесский государственный
университет»
Кафедра
биотехнологии
по дисциплине
«ЗАЩИТА
НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
на тему «СЕКТАНТСТВО»
Выполнила:
студентка 1 курса
гр. ЭУП 1021113
Экономического факультета
Новосёлова Н.В.
Преподаватель:
Кравцова
В.Н.
Пинск 2010
Содержание:
Введение ______________________________
Глава 1. Общая
характеристика ______________________________
Глава 2. Сектантство
в Беларуси______________________
Заключение
______________________________
Список
литературы ______________________________
ВВЕДЕНИЕ:
На
мой взгляд, актуальность темы исследования
заключается в том, что процессы,
происходящие в современном мире,
в нынешней Беларуси и России, сложившаяся
социально-политическая, экономическая,
духовно-нравственная ситуация, неспособность
во многих случаях государственных
структур решать поставленные перед
ними задачи, способствуют поляризации
и дифференциации общества, его расслоению,
делению на социальные группы разной,
в том числе деструктивной
направленности. В таких группах,
в основном декларирующих приверженность
идейно привлекательным традициям
и поиску новаций во всех сферах
социальной жизни, личность стремится
найти защиту от всего негативного,
что её окружает в обществе, при
этом, пытаясь реализовать своё стремление
к идентификации и
Говоря о родной стране, хочу отметить, что эта проблема касается каждого гражданина, ведь угроза сектантства может затронуть любого из нас.
Вместе с вышесказанным, сектантство - это сложный и противоречивый, уникальный социальный феномен. С одной стороны - не вызывает сомнений, что социальная напряженность в современном мире вызвана, в том числе и деятельностью организаций и групп, являющихся сектами. С одной стороны, некоторые исследователи (в частности, С. Франк и Г. Арнольд) высказывают мысль о том, что в определённые исторические периоды социальной эволюции, секты выполняют в обществе позитивную роль. Например, секты, возникшие в Европе в период Реформации, выполняли, по их мнению, функцию генераторов прогрессивных идей, способствовавших формированию нового общественно-экономического строя - капитализма, и как следствие оказали положительное влияние на стремительное развитие науки и искусства. С другой стороны же наоборот. Одна из ветвей традиционного ислама (ваххабизм) являлась одним из основных источников распространения терроризма на Северном Кавказе. Примером социально опасной деятельности сект является также организация газовой атаки в токийском метро в марте 1995 г. и других терактов представителями секты АУМ Синрикё, именующих себя «буддийской общиной».
В
данном реферате я попытаюсь выяснить,
по какому признаку образуются секты,
в связи с какими событиями
это может быть связано, что может
являться последствиями.
Глава 1. Общая характеристика
Сектантство
(лат. secta - школа, учение, от sequor - следую)
- религиозные объединения, обучением
и обрядами отличаются от господствующих
религиозно-церковных организаций. Секты,
состоящие преимущественно из бывших
верных главной церкви, которые, покинув
ее, находятся зачастую в острой к ней
оппозиции.
Сектантство возникло как форма демократического
движения, выражавшего в религиозной оболочке
социальный протест против господствовавшего
строя, но в ходе общественного развития
переродилось в своеобразные буржуазные
церкви (на Западе - преимущественно протестантские
играющие) глубоко реакционную роль в
современном обществе.
Поначалу сектантство выражало социальный протест против господствующего класса и было демократическим движением под религиозной маской. Верующих объединяли идеи равенства и борьбы с господствующим строем. В докапиталистических сектах не было обязательных догм или обрядов, не было и высшего духовенства. В Римской империи именно в сектах в начале нашей эры сформировалось христианство. Мессианские секты объединяли под флагом христианства рабов и представителей других бесправных обществ. Позже христианство само превратилось в государственную религию, от которого самого уже позднее, в Средние века, отделялись свои секты, противостоящие христианству. В период Реформации именно эти секты составили основу народного движения, которое прекратило абсолютную власть католического христианства.
Еще
позже сектантство
Другие религии также не избежали формирования сект. Зачастую, таким образом народ выражал возмущение не только существующим строем, но и протестовал против эксплуатации, иноземных захватчиков и других обстоятельств. Например, ветвь индуизма – брахманизм – возникла, когда свободные общинники стали разоряться в результате образования государства и становления классов общества. Иудаистские секты – ессеи, сикарии и т. п. – были ответом на гнет римской и местной знати, рабство и социальное неравенство. Более поздние секты иудаизма, например саббатиане, франкисты, хасиды, выражали недовольство феодальным строем.
Секты, возникшие на основе ислама, были также направлены против феодализма. Это исмаилиты, подсекта исмаилитов – карматы, хариджиты, которые появились в Средние века, ваххабиты, махдисты, бабиды в исламе нового времени.
Основным недостатком сектантства была его ограниченность. В результате в сектах вскрывались внутренние противоречия, и происходило их оцерквление. Во многом его развитие зависело от развития капитализма в различных странах, а также сохранения пережитков в менталитете населения, экономике, социальной жизни и политическом строе. Например, в XVII-XIX веках сектантство в развитых западных странах уже практически утратило свою политическую роль, превращаясь в церковные формации, тогда как в России в это же время оставалось демократическим движением в силу сохранения в России крепостнического строя. Секты же на капиталистическом Западе, трансформировались в буржуазно-протестантские церкви и по сей день довольно успешно проповедуют эсхатологию, мистико-экстатические учения и хилиазм, к которому относятся адвентисты и иеговисты. Среди самых известных в Европе и Америке оцерковленных сект в наше время – методисты, баптисты, адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники и квакеры.
1.2.Религиозная секта как вид социальной общности
Религиозная
секта в докапиталистических
формациях - вид социальной общности,
которая сплачивала верующих на основе
равенства, единства чувств, убеждений
и борьбы (облекавшейся в религиозные
формы) с господствующими классами.
Секты обычно не имели своего аппарата
духовной власти, общеобязательных догматических
систем, устойчивой обрядности. В мессианских
сектах, распространённых в Римской
империи в первые века н. э., формировалось
христианство как религиозно-общественное
движение рабов и других бесправных
слоев населения, которое после
ряда модификаций стало
В
развитых капиталистических странах
сектантство, отвлекающее народные массы
от политической борьбы, подменяющее социальный
протест религиозным утешением, имеет
реакционный характер. В колониальных
и зависимых странах в ряде случаев сектантство
переплетается с народно-освободительной
борьбой против колониализма. Так, в Южном
Вьетнаме немалую роль в борьбе против
колониалистов играли сложившиеся после
2-й мировой войны 1939-45 «синкретические
секты», сочетающие некоторые черты христианства,
буддизма и даосизма.
Сектантству в России предшествовали
антифеодальные еретические движения
14-16 вв. После возникновения во 2-й половине
17 в. раскола в конце 17 в. появляется
секта христововеров (хлыстов).
Христововерие отличалось строгими требованиями
аскетизма и мистико-экстатическим культом.
Т. н. священные, а тем более церковные
книги были отвергнуты. Наиболее крайним
крылом христововерия явилась секта скопцов,
появившаяся в конце 18 в. и проповедовавшая
крайний аскетизм.
В 60-х гг. 18 в. из рядов христововерия вышло
учение «духовного христианства», которое
вскоре после своего возникновения разделилось
на две группы: духоборы
и молокане. «Духовное христианство»
звало к устроению на земле «царства божия»,
основанного на равенстве людей и общности
имуществ. Социальных принципов «духовного
христианства» наиболее последовательно
придерживались духоборы. Молокане в основу
своего учения клали Библию, в толковании
которой у них имелись элементы рационализма.
В начале 19 в. в их среде выделился «донской
толк», пытавшийся приспособить молоканство
к православию и прийти к соглашению с
самодержавием. Появилось в молоканстве
течение, придерживавшееся идей утопического
социализма. В 30-50-х гг. 19 в. из молокан выделились прыгуны.
В середине 19 в. на юге Украины возник штундизм
в виде ряда сект, близких к баптизму. В
80-90-х гг. 19 в. в среде духоборов, расселённых
в Закавказье, произошёл раскол на «Большую
партию», объединявшую трудовые низы духоборов,
и «Малую партию», состоявшую преимущественно
из зажиточных элементов. В результате
преследований церкви и царизма, особенно
суровых по отношению к духоборам, значительная
часть их была вынуждена эмигрировать
в Канаду в 1898-1900.
С конца 60-х гг. 19 в. в Россию проникает баптизм, а в 80-х гг. 19 в. - адвентизм. Их распространение особенно характерно для наиболее капиталистически развитых районов - Украины, Юга России, Прибалтики. Позднее в северо-западных и центральных губерниях распространяется разновидность баптизма - евангельские христиане. В дореформенных сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церковный строй и придающие своим учениям характер догматических систем, строго обязательных для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане евангелического исповедания в молоканстве). Баптизм, евангельское христианство, адвентизм являлись религиозными течениями, реакционными по форме и содержанию, растворявшими социальный протест демократических элементов. Они стали просто небольшими религиозными организациями, конкурировавшими с православной церковью, а не антагонистичными ей. В то же время различные религиозные и государственные преследования сектантов в дореволюционной России содействовали сохранению о них представления в отсталых группах трудящихся как о противниках официальной церкви. В конце 19 - начале 20 вв. появились различные секты, проповедовавшие религиозное трезвенничество.
Накануне Октябрьской революции 1917 в России было до 1 млн. сектантов, из них до 200 тыс. баптистов, евангельских христиан, адвентистов. Руководители сектантства встретили Октябрьскую революцию враждебно, боролись против Советской власти в годы Гражданской войны 1918-20. Некоторые секты оказывали сопротивление коллективизации сельского хозяйства, выступали против многих мероприятий социалистические государства. Религиозное изуверство, проявлявшееся в деятельности ряда сект (пятидесятники, скопцы, хлысты и др.), было запрещено законом. Отделение церкви от государства и гарантированная Конституцией свобода совести поставили сектантские организации в равное положение со всеми религиозными культами и лишили их былой репутации как противников господствующей православной церкви. Под давлением рядовых верующих многие секты и их руководители в середине 20-х гг. заявили о лояльном отношении к Сов. власти. Численность сектантов в СССР по сравнению с дореволюционным временем резко снизилась. Дореформенные секты, как и их позднейшие разновидности - молоканство, духоборчество, христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли основную массу последователей. Наблюдавшийся в начале 40 - начале 50-х гг. рост баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты «Общество свидетелей Иеговы» (преимущественно в западных областях Украины и Беларуси), затем приостановился. В социально-демографической структуре этих сект происходят изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии: по сравнению с 20-ми гг. численность молодёжи снизилась вдвое; также вдвое уменьшилась доля мужчин; среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно участвующих в общественно-производительном труде. Хотя в современном сектантстве и идёт процесс модернизации (отказ от изуверских обрядов, соблюдение сов. законов и т. д.) и приспособления его к условиям социализма и мышлению современных сов. людей, в своей основе оно остаётся антиобщественным и реакционным. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказа от «мирской» жизни, психология избранничества. Для идейного развития советского общества закономерным является постоянный отход населения от всех форм религиозного мировоззрения, в том числе от сектантства
Социалистические революции в
других странах Европы и Азии
подорвали социальные корни