Самарский костел

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:52, статья

Описание работы

Жителям города хорошо знаком этот единственный на всей Волге костел, взметнувший свои шпили на 47 метров. Ныне это самое высокое сооружение старой Самары. Какова его история?
Строительство костела имеет самое прямое отношение к проникновению в центр России католицизма.
Первыми христианами католиками в русской глубинке были попавшие сюда в результате польско-русских войн поляки и люди других национальностей, воевавшие на стороне поляков. Их появление на берегах Волги восходит к середине 17 столетия.

Работа содержит 1 файл

История костела.doc

— 42.00 Кб (Скачать)


Самарский костел

Жителям города хорошо знаком этот единственный на всей Волге костел, взметнувший свои шпили на 47 метров. Ныне это самое высокое сооружение старой Самары. Какова его история?

Строительство костела имеет самое прямое отношение к проникновению в центр России католицизма.

Первыми христианами католиками в русской глубинке были попавшие сюда в результате польско-русских войн поляки и люди других национальностей, воевавшие на стороне поляков. Их появление на берегах Волги восходит к середине 17 столетия.

Так, в начале войны при царе Алексее Михайловиче почти одновременно со взятием Смоленска царские войска овладели другим польским городом Полоцком. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Полоцк был возвращен Польше. Полоцкая шляхта с полковником Гаврилою Гаславским пожелала остаться на Руси, чтобы служить русскому царю.

Московское правительство в1668г. решило водворить в некоторых местах Закамской стороны полоцкую шляхту. «Шляхты Гаврилова полку Гаславского сотоварищи» в распоряжении правительства было 532 человека.

Вплоть до 1917 года они жили здесь небольшими общинами в сельской местности и более крупными поселениями в средних и больших городах.

Много поляков поселилось и в Самарском уезде, и в самой Самаре. Из архивных материалов начала 60-х годов 19 века известно, что в Самаре в то время проживало 134 поляка-католика, а в Самарском уезде их насчитывалось 204.

Собственного храма католики тогда еще не имели, хотя для отправления богослужения в Самару ежегодно приглашали ксендзов из других городов. В 1857 году самарский купец Егор Никитич Аннаев решил построить для самарской католической общины каменное здание костела на принадлежащей ему земле ( на пересечении нынешних улиц Куйбышева и Некрасовской) и за свой счет. Разрешение на строительство костела он получил. В 1864 году, когда возведение храма близилось к концу, возник вопрос о его назначении. Случилось так, что к этому времени необходимого количества католиков в это время в Самаре не набралось и с согласия устроителя костела Аннаева, построенное здание, известное сейчас как кирха на ул. Куйбышева, было передано лютеранам. Последние при этом обязались уступать церковь в случае приезда в город ксендза. Свою роль в передаче костела лютеранской общине сыграло и польское восстание 1863-1864 годов, жестоко подавленное царской армией. Тысячи поляков были сосланы в глубь России, в том числе - в Самарский уезд, но несмотря на это, положение о совместном использовании храма сохранялось еще 25 лет.

В начале 1890-х годов католики на собственные средства купили участок земли и построили на нем деревянное здание своего (отдельного) костела. Служба здесь шла около десяти лет, пока поляки не собрали достаточно средств, чтобы возвести на том же месте костел каменный. В деревянном жил ксендз, когда костел каменный построили.

Представители общины обратились к московскому архитектору Фоме Осиповичу Богдановичу с просьбой составить проект храма для Самары. Архитектор согласился, и его проект, как один из лучших, был опубликован и высоко отмечен на страницах петербургского журнала «Зодчий».

С 1902-1906 гг. велось строительство здания, которое обошлось общине почти в 80 тыс. рублей. У самарских строителей не было опыта возведения подобных зданий. После нескольких отказов обратились к известному архитектору города А.А. Щербачеву и тот дал согласие. Он нанял опытных каменщиков в Нижнем Новгороде, и они под его руководством построили костел.

В фондах музея краеведения (Самара, ул. Фрунзе,159/15) имеется фотография: А.А. Щербачев на строительной площадке костела. Со своей задачей А.А. Щербачев справился блестяще: новый, с двумя готическими башнями костел был виден со всех сторон города, выделяясь своей красотой и необычностью. Храм был построен с использованием архитектурных элементов готического стиля: такая трактовка архитектурного пространства и характер архитектурных форм воодушевляли в верующих гражданские и религиозные чувства.

Вместительна, просторна и светла нижняя часть здания, наружные стены которой представляют собой ряд узких простенков с большими окнами между ними. Верхнюю часть завершают две башни с остроконечными шатровыми крышами. Стены башен поддерживают наклонные упорные арки (аркбутаны). Между башнями помещалась звонница, куда вела лестница с хора. Для самарского костела характерна вертикальность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено своеобразной пластикой архитектурных форм, использованных архитектором, подчеркнутыми вертикалями опор, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами, расчлененностью масс, тонкой профилировкой деталей. Обращает на себя внимание и планировка здания в виде католического креста. Фасад был украшен фигурой ангела из металла. Шпили башен венчали кресты. 

Впервые в этом храме вел богослужение курат Самарского римско-католического прихода ксендз Игнатий Иосифович Лапшис.

Интерьер костела не отличался богатством, но на устройство самого необходимого средства были найдены, и в частности, на собранные пять тысяч рублей в Австрии был куплен орган. Храм был рассчитан на тысячу прихожан. При костеле также работала начальная польская школа.  

Несмотря на то, что после Октября 1917 г. многие поляки стали возвращаться на родину, община продолжала существовать, и костел оставался действующим до конца 20-х годов. Затем его постигла участь многих и многих христианских храмов, синагог и мечетей на нашей земле: в 1930 г. решением крайисполкома он был закрыт, а здание отдано под увеселительное заведение. Тогда многие прихожане, выступившие в его защиту, подверглись репрессиям.

По воспоминаниям очевидцев, в начале 30-х годов члены союза воинствующих безбожников ворвались в храм и уничтожили все оставшееся убранство, сорвали и разбили о мостовую икону «Матки Боскей» - Богоматери, а также австрийский орган; сбросили и разбили колокола, прекрасную фигуру ангела над входом. С тех пор поруганная святыня принимала в своих стенах то детский клуб и балетную школу, то кинотеатр, и антирелигиозный музей, пока в 1941 году здание не занял Куйбышевский (Самарский) областной краеведческий музей.

    В 1991 году здание было частично передано католической общине для проведения службы и в Рождество ксендз Тадеуш Пикус (сейчас Епископ в Варшаве) отслужил первую Мессу для многих верующих среди животных музея. В феврале 1992 г. приехал первый настоятель ксендз Тадеуш Беняш (поляк). В конце 1992 г. сменил его о. Томас Донахи – ирланданец. Вполне храм был отдан католикам в 1995 г.  отреставрирован, и наполнился верующими. В ноябре 1996 года, в день торжественного освящения, приехало много священников и сам Архиепископ Тадеуш Кондрусевич (ныне метрополит).

     С 1992 года руководство приходом было передано ордену салезианцев, основателем которого был святой Иоанн Боско, известный во всем мире как «апостол молодежи». Салезианцы продолжают эти славные традиции. Девять лет проработал в Самаре отец Томас Донахи, отдавший много сил и труда делу восстановления храма. В настоящее время обязанности настоятеля прихода принял на себя отец Владислав Клоц, поляк и долголетний миссионер Африки.

Ежедневно в храме служится Литургия, совершаются Таинства, приход развивается, существует духовная библиотека, проводится катехизация, организуется салезианский Ораторий для подростков, офис, регулярно проводятся экуменические встречи «Тезе», выпускается два приходских издания: «Голос Прихода» и молодежное «Воскресенье; храм открыт для  индивидуального посещения и экскурсий.

Расписание служб: Понедельник     выходной

                                 Вторник              18.30

                                 Среда                  18.30

                                 Четверг        10,  18,30

                                 Пятница       10,  18.30

                                 Суббота       10,   18

                                 ВОСКРЕСЕНЬЕ 10 и 18

Воскресная школа: Каждое воскресенье после Литургии – дети - молодежь и взрослые. Репетиция хора – вторник после Мессы (19 ч.).

 

443010 Россия, г.Самара, ул. Фрунзе, 157. Тел. (846) 333-41-88 (храм)

                                                               Тел/Факс  (846) 333-11-90 (дом)

Почтовый адрес: 443010 Самара, а/я 6965

E-mail: kostel@samaramail.ru 

            w.kloc@op.pl

URL: http://catholicsamara.ru



Информация о работе Самарский костел