Роль Церкви в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:42, реферат

Описание работы

Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства, состояла в необходимости духовного объединения разно племенных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия, не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Роль Церкви в истории России.docx

— 27.01 Кб (Скачать)
 

Введение

Одним из самых крупных  событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства, состояла в необходимости духовного  объединения разно племенных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия, не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия религии был длительным и противоречивым. Объективно введение христианства, способствовало укреплению политического единства древнерусских земель. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание. Особенностью русского православия явилось сохранение многих элементов язычества, создание собственных церковных традиций, например празднование масленицы и т. д. традиций монашеской жизни и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Крещение Руси

Древнерусские летописи связывают крещение  Руси с именем киевского

князя Владимира  Святославича, по инициативе которого Русь в 988 г. приняла христианство в качестве государственной религии.  В этом же 988 г. было сооружение Десятинной Церкви в Киеве — главного христианского центра Киевской Руси в конце X начале XI в. В 989 г. Владимир установил церковную десятину. В отличие от городского населения, крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и т. д.). Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 г. этой официально признанной  даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся  на столетия.  Известно, что христианкой стала княгиня Ольга  – жена  князя  Игоря. Таким образом, еще до крещения Руси при Владимире Святославиче, христианство на Русской земле имело более чем вековою историю. С именем княгини Ольги большинство людей олицетворяет  такие исторические факты,  как укрепление  княжеской власти, начало сбора дани с жителей Новгорода, Пскова и т.д. Так же, княгиня Ольга пыталась повысить  престиж Руси,  за  счет  дипломатии. Крещение Ольги приобрело важное политическое значение, и способствовало укреплению международного  положения Руси. Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения  христианства  на Руси.  История православия берет начало на Руси с 988 г. Значение  этого события трудно переоценить.  С приходом христианства,  стало очень быстро  развиваться огородничество, так как многодневные посты заставляли верующих  все больше потреблять овощей. Огромными темпами стало развиваться ремесло,  приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а так же мозаика, которые использовались при возведении и украшении Церквей.   Но  самый главный

вклад, это отмена жертвоприношений, в качестве которых  нередко  выступали люди.  Поднятие авторитета Руси в международных  отношениях, а так же, с

приходом христианства на Руси, появилось славянская письменность, доступная для всего населения. Первые зачатки русской Церкви были положены, и её приход был неминуем. Основная часть населения Руси оказывала  активное или пассивное сопротивление  новой  религии. Именно всеобщее неприятие  ее в условиях пусть даже  ограниченного  народовластия, сорвало  планы  киевской знати  и  превратило   введение  христианства  в многовековой  процесс. Но принятие  христианства  несло  с  собой  не  только  пользу,  но и непредвиденные последствия. При крещении Новгорода, население  встретило посланников Владимира  с  оружием в руках. Только после  того,  как  киевская рать подожгла несколько домов,  грозя  превратить  весь  деревянный  город в огромный костер, Новгородцы запросили мира. Восстания  происходили не только в Новгороде,  но и в других  крупных  городах.  Во главе  восстания   стояли  волхвы1. Эта социальная  группа  была  и материально заинтересованной  стороной  в сохранении  прежней   религии. Отстаивая старину,  они боролись  и за  свои  экономические интересы. Именно с этого времени на Руси начали появляться одновременно  три процесса:  христианизация,  феодализация  и колонизация2 соседних земель.  Но причины восстаний в XI в. были глубже.  Их начало, как правило, связано с ухудшением экономического положения населения страны, вызванное многолетним голодом. Между тем,  центральное киевское правительство, не обращало внимание на  трудности северо-восточных земель и продолжало поборы с населения. Положение усугублялось междоусобными войнами, сопровождавшимися грабежами. В это трудное время глашатаями  народного гнева выступили волхвы.   По  мере укрепления христианства они теряли свои права,  а вместе с тем и источники существования. Чтобы уничтожить эту социальную группу, своих идейных врагов,  церковники обвинили их в "колдовстве". Настраивали против них верующих и государство.  
 

После придания христианству статуса государственной религии, Церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур. Во главе Церкви на Руси стоял митрополит киевский, который назначал епископов. Епископы, в некоторых местах их называли архиепископами, руководили обширными церковно-административными  округами епархиями, и совершали  обряд поставления в сан священников. Отличительной особенностью русской Церкви того времени, можно считать ее полное подчинение Византийской Церкви, вплоть до 1448 года. В этом году положено начало фактической самостоятельности, т. е., автокефалии3 Русской митрополии. Принятие христианства не привело к политическому и религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем митрополиты, полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств, каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Епископские кафедры находились  полностью на содержании  князей.  Однако расширение  церковного  аппарата, заставило искать другие источники. Ими могли быть отчисления от государственных доходов, что создавало предпосылки для слияния государственного и церковного аппаратов. В начале XI в. образовались  епархии в Новгороде,  Чернигове,  Переяславле.  В церковных источниках, русских и польских, неоднократно появлялись намеки  на наличие епархий в Полоцке и в Турове,  созданных самим Владимиром.  Во  второй   половине  XI  века  была создана епархия во Владимире-Волынском княжестве. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области,  не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Древнерусское государство с первых дней введения христианства, начало специально готовить священников при открывающихся Церквях и монастырях, используя методы  коллективного и индивидуального обучения. Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. Ко времени Ярослава относится окончательное оформление Церкви, как организации.  При нем основывается митрополия в Киеве в 1037 году.  В этом же году при киевской митрополии, строится соборная Церковь святой Софии.  Не случайно и то, что при нем был созван  первый церковный собор в Киеве, сделана попытка установить церковную автокефалию, путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Фактически только в 1448 году, было положено начало самостоятельности,  автокефалии Русской митрополии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Церковный раскол

Главное событие  истории России середины XVII века  -  церковный  раскол.  Раскол рассматривается  либо, как внутри церковное явление,  либо как отражение кризисного  состояния общественного сознания, которое было в первую очередь религиозным. Раскол уронил авторитет страны, подняв   мятеж против Церкви,  а по связи с ней и против  государства. Русским церковным расколом называется  отделение значительной  части русского  общества,  от  господствующей  Русской Православной  Церкви.  Реформа Церкви была неизбежна. Но любое историческое событие реализуется лишь через деяния конкретных  исторических  личностей,  которые силой своего  ума, своей воли,  по праву заслуживают звание великих личностей.  Одной из  таких великих и загадочных личностей в истории XVII в. является патриарх Никон. В 1653 году, Никон желая укрепить упавший авторитет Церкви, начал проводить церковную реформу. Он распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными, креститься тремя пальцами вместо двух, и привести иконы, и книги в полное соответствие с греческими образцами.  Все это вызвало недовольство части духовенства и светской власти. Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название «раскол». Раскольники яростно боролись за сохранение неизменности русского православия. Их сторону принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи и посадские люди.  По указам царя  с 1666-1667 гг.  воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их «царским казнениям». С этого момента начинается открытая борьба государства и Церкви со всеми сторонниками старой веры.  Пока Никон пользовался поддержкой Царя, его главенствующее положение в Церкви было достаточно прочным. Но дело изменилось, когда патриарх стал посягать на прерогативы светской власти, ставя себя выше самодержца. По инициативе Царя в 1666-1667гг. в  Москве был созван Собор патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Однако, не смотря на расправу с Никоном, Церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой. Считается, что Европейское влияние на раскол в Русской Православной Церкви, был  сделан при Петре I в начале XVIII века.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Церковные реформы  Петра I

Церковные преобразования Петра I были обусловлены изменением прежней идеологии взаимоотношений  светских и духовных властей. Церковная  политика Петра I,  как  и  его  политика   в  других  сферах государственной  жизни,  была  направлена  прежде всего на как можно более эффективное использование Церкви, для нужд государства. А если конкретнее, на  выжимание из  Церкви  денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота.  В 1721 г. было ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия — Святейший Синод,  к компетенции которой стали относиться все церковные вопросы. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,  в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  С 1722 г. надзор  за синодом осуществлял обер-прокурор,  назначаемый самодержцем из числа высокопоставленных чиновников.  Бурную  реакцию среди священников   вызвало постановление Синода от 17 мая 1722 г. в котором священнослужителям  вменялось в обязанность нарушать  тайну исповеди. Фактически, церковная реформа привела к ликвидации самостоятельной роли Церкви, и подчинила ее строгому контролю  управляемую государством.

Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Изъятие у Церкви основного источника  доходов — недвижимого имущества, значительно ограничили ее возможности. Петр I, руководствуясь просветительской идеей об общественном  благе,  разворачивает  наступление  на  монахов  и монастыри.  Впоследствии  у  Царя   появилась   идея   использовать  монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих.  В  указе  1724 г.  количество монахов  в монастыре ставится в прямую  зависимость  от  числа  людей,  за которыми они ухаживают. Реформа  Церкви осуществлялась   параллельно   с   податной  реформой,  проводились  учет  и  классификация  священников,  а  низшие  их  слои  были переведены  в  подушный  оклад.  По  сводным   ведомостям  Казанской,  Нижегородской  и  Астраханской  губерний  (образованные  в результате  деления Казанской  губернии),   от   подати    было    освобождено  только 3044 священника из 8709 (35%).  Выгодная государству  экономически, секуляризация4 монастырских земель, в 1764 г. привела к замедлению роста культуры и образованности, поскольку обедневшим монастырям стало труднее выполнять свою культурно-просветительскую миссию. В целом, результатом церковной реформы Петра стало полное подчинение Церкви светской власти.  XIX век заметно отличался от XVIII века, будучи более благоприятным для церковной жизни, в частности, для монашества и монастырей. Православная Церковь стала гарантом российского самодержавия и потому пользовалась со стороны правительства поддержкой. Хотя и в это время сохранялись прежние обременительные для Церкви государственные опека и контроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

Церковь во времена  СССР

Февраль 1917 г. поставил Русскую  Православную  Церковь  в совершенно новое и необычное  для нее положение. Церковь боролась за свое существование в условиях атеистического государства.  1917 год, был годом государственной катастрофы. Как особый этап, хотя и не долгий, но насыщенный событиями первостепенной важности,  время от февраля до ноября 1917 года , Церковь после отречения императора оказалась в новой правовой ситуации.  Впервые со времен  Петра I  Церковь освобождалась от подчинения государству. С весны 1917  г.  православные  епископы,  впервые за сотни лет стали избираться самими верующими на  епархиальных съездах. Приход к власти большевиков, обусловил установление тотального контроля над духовной жизнью общества. В Русской Православной Церкви большевики увидели сильного политического противника и потому стремились ее максимально деморализовать и разрушить.  С 1917-1929 гг. отделение Церкви от государства и провозглашение свободы совести, на деле — наступление на Церковь, антирелигиозная пропаганда , изъятие церковных ценностей в пользу голодающих с 1921-1922гг. Однако на деле главным было не спасение жизни голодающих, а ускоренная ликвидация Церкви.  По всей стране с 1922-1923 гг. прокатилась волна арестов и судов над духовенством и верующими. В этот период отделение Церкви от государства было юридически оформлено Декретом от 23 января 1918 г.  За такое отделение еще до октября 1917 г. выступала значительная часть духовенства. Но при подготовке Декрета и особенно в ходе его проведения в жизнь, государственная власть отказалась от всякого диалога с Церковью. На проведение Декрета в жизнь сказались условия Гражданской войны и послевоенной разрухи.   
 

Обновленцы

Советская власть так  же надеялась расколоть Церковь  изнутри, посредством возникшего в 1922 г. обновленческого движения, которое  выступало за тесное сотрудничество  с  Советским государством. Целю обновленцев была модернизация и приспособление Церкви, к изменившимся политическим условиям. Собор обновленцев разрешил епископам вступать в брак, а овдовевшим священникам — жениться вторично.  Священники - обновленцы коротко стриглись, часто надевали гражданскую одежду.  В 1925 г. на своем соборе обновленцы отказались от своих нововведений. Это означало конец обновленчества,  хотя  формально это движение существовало  вплоть  до после военных лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Церковь в годы  гражданской и Отечественной  войны

Информация о работе Роль Церкви в истории России