Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:42, реферат
Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства, состояла в необходимости духовного объединения разно племенных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия, не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти.
Введение
Одним из самых крупных
событий, имевших долгосрочное значение
для Руси, стало принятие христианства
в качестве государственной религии.
Основная причина введения христианства,
состояла в необходимости духовного
объединения разно племенных
народов Руси, укрепления международных
связей на прочной основе. В новых условиях
языческая религия не обеспечивала в полном
объеме процесс формирования государственности,
так как в силу свойственного ей многобожия,
не способна была объединить Русь, укрепить
авторитет великокняжеской власти. Процесс
принятия религии был длительным и противоречивым.
Объективно введение христианства, способствовало
укреплению политического единства древнерусских
земель. Православие оказало значительное
культурное влияние на общество: более
широкое распространение получила письменность,
появились школы, началось систематическое
летописание. Особенностью русского православия
явилось сохранение многих элементов
язычества, создание собственных церковных
традиций, например празднование масленицы
и т. д. традиций монашеской жизни и др.
Крещение Руси
Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского
князя Владимира Святославича, по инициативе которого Русь в 988 г. приняла христианство в качестве государственной религии. В этом же 988 г. было сооружение Десятинной Церкви в Киеве — главного христианского центра Киевской Руси в конце X начале XI в. В 989 г. Владимир установил церковную десятину. В отличие от городского населения, крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и т. д.). Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 г. этой официально признанной даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия. Известно, что христианкой стала княгиня Ольга – жена князя Игоря. Таким образом, еще до крещения Руси при Владимире Святославиче, христианство на Русской земле имело более чем вековою историю. С именем княгини Ольги большинство людей олицетворяет такие исторические факты, как укрепление княжеской власти, начало сбора дани с жителей Новгорода, Пскова и т.д. Так же, княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси, за счет дипломатии. Крещение Ольги приобрело важное политическое значение, и способствовало укреплению международного положения Руси. Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. История православия берет начало на Руси с 988 г. Значение этого события трудно переоценить. С приходом христианства, стало очень быстро развиваться огородничество, так как многодневные посты заставляли верующих все больше потреблять овощей. Огромными темпами стало развиваться ремесло, приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а так же мозаика, которые использовались при возведении и украшении Церквей. Но самый главный
вклад, это отмена жертвоприношений, в качестве которых нередко выступали люди. Поднятие авторитета Руси в международных отношениях, а так же, с
приходом христианства
на Руси, появилось славянская письменность,
доступная для всего населения.
Первые зачатки русской Церкви были
положены, и её приход был неминуем.
Основная часть населения Руси оказывала
активное или пассивное сопротивление
новой религии. Именно всеобщее неприятие
ее в условиях пусть даже ограниченного
народовластия, сорвало планы киевской
знати и превратило введение
христианства в многовековой
процесс. Но принятие христианства
несло с собой не только
пользу, но и непредвиденные последствия.
При крещении Новгорода, население
встретило посланников
После придания христианству
статуса государственной
Церковный раскол
Главное событие
истории России середины XVII века
- церковный раскол. Раскол рассматривается
либо, как внутри церковное явление,
либо как отражение кризисного состояния
общественного сознания, которое было
в первую очередь религиозным. Раскол
уронил авторитет страны, подняв
мятеж против Церкви, а по связи с
ней и против государства. Русским
церковным расколом называется отделение
значительной части русского общества,
от господствующей Русской Православной
Церкви. Реформа Церкви была неизбежна.
Но любое историческое событие реализуется
лишь через деяния конкретных исторических
личностей, которые силой своего
ума, своей воли, по праву заслуживают
звание великих личностей. Одной из
таких великих и загадочных личностей
в истории XVII в. является патриарх Никон.
В 1653 году, Никон желая укрепить упавший
авторитет Церкви, начал проводить церковную
реформу. Он распорядился заменить при
богослужении земные поклоны поясными,
креститься тремя пальцами вместо двух,
и привести иконы, и книги в полное соответствие
с греческими образцами. Все это вызвало
недовольство части духовенства и светской
власти. Выступления ревнителей старой
веры нашли поддержку в разных слоях русского
общества, что привело к движению, получившему
название «раскол». Раскольники яростно
боролись за сохранение неизменности
русского православия. Их сторону принимали
многие знатные и богатые бояре, церковные
иерархи и посадские люди. По указам
царя с 1666-1667 гг. воеводам предписывалось
разыскивать раскольников и подвергать
их «царским казнениям». С этого момента
начинается открытая борьба государства
и Церкви со всеми сторонниками старой
веры. Пока Никон пользовался поддержкой
Царя, его главенствующее положение в
Церкви было достаточно прочным. Но дело
изменилось, когда патриарх стал посягать
на прерогативы светской власти, ставя
себя выше самодержца. По инициативе Царя
в 1666-1667гг. в Москве был созван Собор
патриархов, который осудил Никона и снял
с него патриарший сан. Однако, не смотря
на расправу с Никоном, Церковь сохранила
свою внутреннюю самостоятельность, свои
земельные владения и оставалась значительной
политической силой. Считается, что Европейское
влияние на раскол в Русской Православной
Церкви, был сделан при Петре I в начале
XVIII века.
Церковные реформы Петра I
Церковные преобразования
Петра I были обусловлены изменением
прежней идеологии
Церковь начинает терять
свою независимость от государства,
право распоряжаться своей
Церковь во времена СССР
Февраль 1917 г. поставил
Русскую Православную Церковь
в совершенно новое и необычное
для нее положение. Церковь боролась
за свое существование в условиях
атеистического государства. 1917 год,
был годом государственной
Обновленцы
Советская власть так
же надеялась расколоть Церковь
изнутри, посредством возникшего в
1922 г. обновленческого движения, которое
выступало за тесное сотрудничество
с Советским государством. Целю
обновленцев была модернизация и приспособление
Церкви, к изменившимся политическим условиям.
Собор обновленцев разрешил епископам
вступать в брак, а овдовевшим священникам
— жениться вторично. Священники -
обновленцы коротко стриглись, часто
надевали гражданскую одежду. В 1925
г. на своем соборе обновленцы отказались
от своих нововведений. Это означало конец
обновленчества, хотя формально
это движение существовало вплоть
до после военных лет.
Церковь в годы гражданской и Отечественной войны