Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:59, контрольная работа
Принятие христианства – это факт, несомненно, первостепенной важности, а летописец со своей особой точки зрения считал это обстоятельство грандиозным.
Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая религия с ее единобожием вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны. В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще.
Введение
Язычество на Руси
Обстановка в Киевской Руси накануне принятия христианства.
Принятие христианства.
Значение и последствия крещения Руси.
Заключение
Список использованной литерату
Будучи ярым язычником,
Став великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. В 981 –982 гг. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г. В летописи под 994 и 997 гг. также упоминаются удачные походы на волжских болгар. В 1006 г. с ними был заключен договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге.
Ко времени княжения Владимира
относятся первые столкновения
Руси с западными
Довольно аморфное
Но, по прежнему, оставалась не
решенной главная задача
Летопись вкладывает в уста князя Владимира следующие слова: « И рече Володимер: «Се не добро, еже мало город около Киева» -- и нача ставити городы по Десне и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И нача нарубати муже лучшее от Словен и от Кривич, и от Чуди, и от Вятичь, и от сих насели грады. Бе бо рать от печенег и бе воюяся с ними и одалял им».
Эти слова летописи содержат
исключительно интересное
Князь Владимир испытывал
3. Принятие христианства.
Как уже говорилось выше, вокняжившись
в Киеве, Владимир произвел
своего рода языческую реформу,
По преданию, первым проповедником
христианства в наших краях
был Андрей Первозванный –
один из двенадцати апостолов,
брат апостола Петра, первым
призванный Иисусом Христом.
В Киеве христианство было известно уже давно также как и его основные догмы очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Первые сведения о христианстве у руссов относятся к 860 – 870 годам, но к сер. 10 века уже ощущается постепенное утверждение христианства в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 г. скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Уже упомянутая выше церковь Святого Ильи в летописи названа «соборной», то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. 13Христианство представляло в то время значительную политическую культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием ( сер. 9 в.). к сер. 10 века в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. Князь Игорь был язычником : он и клятву давал не в Ильинской церкви, а «приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато», и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан. 14
Вдова Игоря, княгиня Ольга
в 955 г. приняла христианство, совершив
путешествие в Царьград. Возможно,
она предполагала сделать
До официального принятия
Христианство, если можно так
выразиться, было следующим после
язычества этапом развития
Цепь событий, непосредственно предшествующих принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. «Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя, но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него. – Послы немецких политиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. Выслушав иудеев, он спросил их, где их отечество. «В Иерусалиме, ответствовали проповедники : но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим». И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир : мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества. – Наконец безымянный греческий философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии… и в заключение показал Владимиру картину Страшного Суда, с изображением праведных идущих в рай, и грешных, осужденных на вечные муки. Пораженный Владимир вздохнул и сказал : «благо добродетельным и горе злым». «Крестись, ответствовал философ – и будешь в раю с первыми».
После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие христианства из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.
Владимир вторгся в
Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить число священнослужителей.
Было открыто большое
Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами : у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князь на содержание церкви давал десятину. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, строй жизни в которых и идеология были целиком перенесены из Византии.
Большинство монастырей и
Для русского народа, сравнительно недавно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой культуре Византии, но мы должны четко отделять от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. В конце 11 века киевский митрополит Иоанн жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами да князьями, а простые люди заключают браки свои по прежнему обычаю – «поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием» и некоторые «без срама» имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере : они признавали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством. 16