Сяо, как считал Конфуций, - это основа
гуманности. Быть почтительным сыном обязан
каждый, а особенно - человек грамотный,
образованный, гуманный, стремящийся к
идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует
Лицзи, - служить родителям по правилам
ли, похоронить их по правилам ли и приносить
им жертвы по правилам ли. Согласно этим
правилам, подробно и обстоятельно растолкованным
в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь
преданно заботиться о родителях, прислуживать
и угождать им, быть готовым на все во имя
их здоровья и блага, чтить их при любых
обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен,
если он злодей, вор или убийца, почтительный
сын обязан лишь смиренно увещевать родителя,
униженно просить его вернуться на стезю
добродетели. В средневековом Китае считалось
нормальным и даже поощрялось законом,
что сын не смеет свидетельствовать против
отца, что опять таки восходило к Конфуцию,
который как-то в полемике заявил, что
прямота и честность не в том, чтобы предать
отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если
он «украл барана».
Культ сыновей почтительности
с течением времени достиг
в Китае всеобщего признания,
стал нормой жизни, а выдающиеся
примеры сяо, собранные в сборнике «24
примера сяо», превратились в объект восхищения
и подражания. Вот несколько образцов
сяо из этого сборника: бедняк, продавший
сына, чтобы накормить умирающую с голода
мать, находит в огороде сосуд с золотом
и надписью «за твое сяо»; восьмилетний
мальчик в летние ночи не отгоняет от себя
комаров - пусть они лучше жалят его, а
то ведь станут беспокоить его родителей;
почтительный сын в голодный год отрезал
от себя кусок тела, дабы сварить бульон
для ослабевшего отца; добродетельный
ханьский император Вэнди во время трехлетней
болезни матери не отходил от её ложа,
лично готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся
ей лекарства. Эти и многие другие аналогичные
рассказы призваны были с детства воспитывать
в почтительном сыне готовность к самопожертвованию
во имя культа предков.1
КУЛЬТ СЕМЬИ
И КЛАНА
Конфуцианский культ предков
и нормы сяо способствовали расцвету
культа семьи и клана. Семья считалась
сердцевиной общества, интересы семьи
намного превосходили интересы отдельно
взятой личности, которая рассматривалась
лишь в аспекте семьи, сквозь призму её
вечных - от далеких предков к далеким
потомкам - интересов. Подросшего сына
женили, дочь выдавали замуж по выбору
и решению родителей, причем это считалось
настолько нормальным и естественным,
что проблема любви при этом вовсе не вставала.
Любовь, т. е. нечто личное и эмоциональное,
всегда находилась совсем иной плоскости,
на неизмеримо более низком уровне, чем
интересы семьи, считавшиеся категорией
высокого морального долга, «и». Любовь
могла придти после брака, могла и не приходить
вовсе (мужчины из состоятельных семей
могли компенсировать её отсутствие выбором
наложницы по вкусу - этому жена не имела
права препятствовать, хотя на практике
случалось по-разному). Но это никогда
не мешало нормальному существованию
семьи и выполнению супругами своего осознанного
социально-семейного долга, который выражался
опять-таки в соблюдении интересов семьи,
т.е. в рождении детей, прежде всего сыновей,
призванных продолжить род, упрочить позиции
семьи в веках.
Отсюда постоянная тенденция
к росту семьи. Большая нерасчлененная
семья ( та самая, которую имел в виду
Конфуций, когда он сравнивал её с государством)
существовала и до Конфуция, но по преимуществу
среди знати. Конфуцианство своим культом
предков и сяо создало дополнительные
стимулы для её небывалого расцвета: при
наличии хотя бы мало-мальски благоприятных
экономических возможностей стремление
к совместному проживанию близких родственников
становилось решающим импульсом и резко
преобладало над сепаратическими тенденциями.
В результате большие семьи, включавшие
в себя несколько жен и наложниц главы
семьи, немалое число женатых сыновей,
множество внуков и иных родственников
и домочадцев, стали весьма распространенным
явлением на протяжении всей истории Китая
(образ жизни одной из них хорошо описан
в классическом китайском романе «Сон
в красном тереме»). Такие семьи делились
лишь после смерти отца, а то и обоих родителей.
Старший сын занимал место главы семьи
и получал большую долю наследства, в том
числе и дом с храмом предков, тогда как
остальная часть общего имущества делилась
поровну между всеми остальными сыновьями.
Все новые семьи основанные младшими братьями
(а каждый из них становился главой своего,
бокового по отношению к главному культа
предков), в течение длительного времени
продолжали находиться в зависимости
от старшего брата, являвшегося теперь
главой основной линии культа, общего
от всего клана. Возникал мощный разветвленный
клан сородичей, крепко державшихся друг
за друга и населявших порой всю деревню,
особенно на юге страны, где кланы бывали
наиболее сильны.1
ГЛАВА III. «РОЛЬ
КОНФУЦАНСТВА В КИТАЕ»
КОНФУЦИАНЦЫ
В ЖИЗНИ КИТАЯ
Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их
числа чиновники обычно эффективно управляли
своей огромной империй за исключением
тех периодов, когда Китай находился в
состоянии кризиса и центральная власть
заметно ослабевала. В периоды кризисов
с особой силой проявлялась весьма характерная
закономерность: мздоимство коррупция,
никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного
функционирования центральной власти
находившиеся в определенных рамках и
официально весьма строго преследовавшиеся,
расцветали пышным цветом. Это обычно
бывало дополнительным фактором, способствовавшим
углублению кризиса. Но именно в периоды
глубокого упадка и развала империи в
среде чиновничества и шэнь-ши всегда
отыскивались популярные деятели, которые
находили в себе мужество пойти против
течения и резко обличали пороки современного
им общества. При этом они руководствовались
не только интересами страдающего народа;
гораздо более они были озабочены нелегкой
задачей спасти готовый рухнуть порядок
вечных и священных принципов конфуцианского
государства.
Призывы этих «честных чиновников»
( они так официально именуются в китайской
конфуцианской историографии ) обычно
не мешали кризису идти своим чередом.
Однако их деятельность отнюдь не была
бесполезной. Некоторые из них присоединялись
к восставшим крестьянам и даже становились
во главе движения, а в случае его неудачи
- советниками нового императора. Кроме
того, сам факт социального протеста со
стороны конфуцианцев в суровую для Китая
годину немало способствовал процветанию
и популярности конфуцианства в целом.
Во-первых, своими обличиями иеучастием
в народных восстаниях они как бы практически
реализовывали тезис о добродеятельности
императора и смене мандата: недостойный
правитель, доведший страну до катастрофы,
терял власть, которая при их помощи и
участии попадала в руки достойного. Во-вторых,
после смерти «честных чиновников», особенно
если они становились жертвой репрессий
со стороны правителя, деяния и личности
их обрастали легендами, а эти легенды
поддерживали в народе культ мудрых и
добродетельных, справедливых и заботливых
конфуцианских ученых-чиновников.
Культ этот всегда был очень
заметен в Китае. Не аристократ
или священник, не дворянин-рыцарь
или офицер-дуэлянт, а именно
ученый-чиновник, грамотей-начетчик всегда
был социальным идеалом в старом Китае.
Вся направленность социальных устремлений,
весь импульс жизни, все личные желания
каждого честолюбивого китайца концентрировалось
на этом: в многочисленных новеллах и романах,
драмах и стихах основная сюжетная линия
всегда так или иначе была связана с темой
бедного студента, который благодаря терпению,
труду, стараниям и способностям преодолел
все препятствия, успешно сдал экзамены,
получил должность и оказался на вершине
почета, славы и богатства. При этом речь
шла не просто о грамотности, образованности
и причастности к власти. Мудрость шэньши
опиралась в конечном счете на священные
конфуцианские каноны, которые в своей
сумме считались сокровищницей обожествленных
истин. Каждый причастный к этим истинам
даже внешне, по формальным признакам,
резко отличался от простого народа.
КОНФУЦИАНСТВО
– РЕГУЛЯТОР КИТАЯ
Конфуцианское централизованное
государство, существовавшее за
счет ренты-налога с крестьян,
не поощряло чрезмерного развития
частного землевладения. Коль
скоро усиление частного сектора
переходило допустимые границы,
это вело к значительному снижению
доходов казны и распутству всей
административной системы. Возник кризис,
и в этот момент начинал действовать конфуцианский
тезис об ответственности императоров
и их чиновников за дурное управление.
Кризис преодолевался, но чаще всего сопровождавшее
его восстание развеивало в прах всё, что
было достигнуто частным сектором: о какой
гарантии прав частных владельцев могла
идти речь в дни, когда страна была в пламени
войны, а власть осуществлялась крестьянскими
вождями или иноплеменными захватчиками,
экспроприировавшими всех и вся? После
кризиса центральная власть в лице нового
императора и его окружения становились
сильнее, а частный сектор должен был начинать
всё заново.
Примерно такую же роль играло
конфуцианство и в социальных
процессах. Центральной власти
в Китае всегда противостояли
различные могущественные кланы
и корпорации - ремесленные и торговые
объединения, землячества, секты,
тайные общества и т. п., которые
в какой то мере нейтрализовывали и ограничивали
всемогущество центральной администрации.
Они были основаны всё на тех же конфуцианских
принципах строгого патернализма, железной
дисциплины и строжайшего церемониала
(несмотря на то, что многие из этих корпораций,
особенно секты и тайные общества, чаще
всего были даосско-буддийскими, а не конфуцианскими).
Поэтому в периоды кризисов и восстаний,
когда центральная власть ослабевала
и фактически сходила на нет, они играли
немаловажную роль как в выполнении функций
местной власти и защиты элементарного
порядка, так и в качестве местной основы,
на которой сравнительно легко возрождалась
новая власть с конфуцианством в качестве
её неизменной идеологической и организационной
опоры.
Наконец, конфуцианство выступало
и как регулятор во взаимоотношениях
страны с Небом и - от имени
Неба - с различными племенами
и народами, населявшими мир. Конфуцианство
поддержало и вознесло созданный
ещё в иньско-чжоуское время культ
правителя, императора, «сыны Неба», управляющего
Поднебесной от имени великого Неба. С
течением времени сложился подлинный
культ Поднебесной, срединного государства,
рассматривавшегося как центр Вселенной,
вершина мировой цивилизации, средоточие
истины, мудрости, знания и культуры, реализация
священной воли Неба. Отсюда был только
шаг до разделения всего мира на цивилизованный
Китай и некультурных варваров, населявших
окраины, прозябавших в темноте и невежестве
и черпавших знания и культуру из одного
только источника - из центра мира, из Китая.
Любое прибытие в Китай иностранцев всегда
рассматривалось как признание сюзеренитета
сына Неба, как готовность принять культурные
ценности великого Китая. Многие соседи
Китая - гунны, тоба, монголы, маньчжуры,
- спорадически завоевывавшие Срединную
империю и даже основывавшие свои династии,
со временем неизменно окитаевались, что
укрепляло у китайцев сознание превосходства
их культуры. Оказавшимся на императорском
троне варварам-завоевателям всегда приходилось
- за неимением альтернативы - принимать
конфуцианскую систему администрации,
и это же как бы подтверждало концепцию
о вечности и совершенстве конфуцианства
и регулировавшейся им китайской империи,
китайской цивилизации.
Религия ли конфуцианство? В
конкретных условиях китайской
империи конфуцианство играло
роль основной религии, выполняло
функции государственной идеологии.
Выдвинутая им на первый план
и тщательно культивируемая социальная
этика с сей ориентацией на
моральное усовершенствование индивидов
рамках корпораций и в пределах
строго фиксированных, освященных
авторитетом древности норм была
, по существу, эквивалентом той слепой
и окрашенной мистикой, порой даже экстазом
веры, которая лежит в основе других религий.
Эта замена была логичной, естественной
именно в Китае, где рациональное начало
ещё в древности оттеснило эмоции и мистику,
высшим божеством считалось строгое и
ориентированное на добродетель Небо
и где в качестве великого пророка выступал
не вероучитель, склонный к видениям и
откровениям (будь то Иисус, Моисей, Мухаммед
или Будда), а мудрец-моралист Конфуций.
Не будучи религией в полном
смысле слова, конфуцианство стало
большим, нежели просто религия.
Конфуцианство - это также и
политика, и административная система,
и верховный регулятор экономических
и социальных процессов - словом, основа
всего китайского образа жизни, принцип
организации китайского общества, квинтэссенция
китайской цивилизации. В определенном
смысле можно сказать, что именно благодаря
конфуцианству со всем его культом древности
и консерватизмом китайское государство
и общество не только просуществовало
более двух тысяч лет в почти не менявшемся
виде, но и приобрело такую гигантскую
силу консервативной инерции, что революционный
XX век , покончивший с конфуцианством как
официальной идеологией и активно развенчавшей
эту доктрину, пока ещё далеко не в праве
считать себя победившим все восходящие
к конфуцианству и питающиеся его соками
консервативные традиции.
В течение двух с лишним
лет конфуцианство формировало
умы и чувства китайцев, влияло
на их убеждения, психологию, поведение,
мышление, речь, восприятие, на их быт и
уклад жизни. В этом смысле конфуцианство
не уступает не одной из великих религий
мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство
заметно окрасило в сои тона всю национальную
культуру Китая, национальный характер
его населения. Оно сумело стать - во всяком
случае для старого Китая незаменимым.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, я хочу сделать
выводы. Я считаю, что решил поставленные
в введении реферата передо мной задачи.
Также я смог раскрыть цель своей работы.
Конфуцианство сыграло огромную
роль в развитии Китая и
китайского народа. Конфуцианство
в лице Конфуция призывает
брать уроки из истории, он
заставляет расстаться с традицией
прислуживания к Небу , а вместо этого
старается объяснить, что существуют некие
универсальные нормы жизни. Он основывался
на взаимоотношения человека с человеком,
личности и государства. Он утверждает,
что человек должен с одинаковой искренностью
и преданностью относиться и к Небу, и
к правителю, и к своей семье. И, говоря
словами великого Конфуция, «Государь
должен быть государем, Сановник - сановником,
отец - отцом, сын - сыном».
Что касается культов конфуцианства,
они сыграли большую роль в
развитии общества. Культ семьи
и клана, по-моему, держал многих
не родственных людей в отношениях
близких к родственным. Это осуществлялось
благодаря уважению к старшим. Также по-моему
мнению с этим культом связано и то, что
Китай в настоящее время занимает лидирующую
позицию по численности населения среди
всех крупнейших стран.