Религия Майа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 06:12, доклад

Описание работы

Цивилизация майя существовала несколько тысячелетий (III—II тысячелетия до н. э. — X в. н. э.). Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории таких современных государств, как Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Обширные границы этой цивилизации (325 тыс. км2) являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён. Самые многочисленные из них — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица. Иногда цивилизацию майя называли майя-киче, подчёркивая значение племени киче, жившего на территории современной Гватемалы и говорившего на одном из диалектов майя.

Работа содержит 1 файл

религия майа.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Религия Майя

Relig.info.ru

Цивилизация майя существовала несколько тысячелетий (III—II тысячелетия до н. э. — X в. н. э.). Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории таких современных  государств, как Гватемала, Белиз, часть  Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Обширные границы этой цивилизации (325 тыс. км2) являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён. Самые многочисленные из них — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица. Иногда цивилизацию майя называли майя-киче, подчёркивая значение племени киче, жившего на территории современной Гватемалы и говорившего на одном из диалектов майя. По мнению некоторых мексиканских исследователей, слово «майя» происходит от имени одного из божеств, другие же учёные полагают, что «ma-ay-ha» означает «земля без воды». И действительно, основная часть майя жила на полуострове Юкатан, самом засушливом районе Центральной Америки.

Долгое время  майя обожествляли Солнце, Луну, дождь, молнию, ветер, горы, леса, реки, водопады и т. д. Постепенно сложился пантеон богов, который соответствовал космологическим представлениям майя.

 

  Космология майя

Согласно мифам  майя, вселенная состояла из 13 небесных и 9 подземных миров. Имена обитавших  в них божеств точно неизвестны. Боги — повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку) постоянно враждовали с владыками подземного мира (Болон Ти-Ку).

Между небом  и подземным миром располагалась  плоская поверхность прямоугольной  земли. Когда люди умирали, их души уходили  в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный

мир — холодное и тёмное царство, где бродили  до момента своей окончательной  гибели их души.

Майя из равнинных  районов страны считали, что вход в преисподнюю — это особое отверстие в земле в горах  Гватемалы. Оттуда бьёт ужасный фонтан крови и сгнивших тел. По представлениям майя, во время своего путешествия по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку — своеобразный Стикс (в греческой мифологии река, окружавшая подземное царство). Для этого на похоронах приносилась в жертву собака — поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди ждали и другие испытания: пять Домов преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и т. д. Наиболее подробно и увлекательно майяская преисподняя описана в «Пополь-Вух» («Книге Народа»), священной книге гватемальских майя — киче.

В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое  Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые — не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.

 Творец мира.

 Творцом мира  майя считали бога Унаба, или  Хунаба Ку. В священной книге  «Пополь-Вух» говорится, что Унаба  сотворил человечество из кукурузы. Согласно «Пополь-Вух», в процессе превращения кукурузы в человека большую роль сыграл не только Творец — Великий Отец (Кукумай), но и Создательница — Великая Мать (Тепеу).

Из кукурузного  теста были созданы четыре первых человека — «первые праотцы» и  «первые отцы» Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. «И были созданы для них женщины. Ещё раз божество осуществило своё намерение. И они появились во время сна (первых людей). Поистине прекрасными были женщины... Они зачали людей малых племён и больших племён, и они были началом нас самих, нас — народа киче».

Согласно более  поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир  создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом.

Вначале был  мир карликов, построивших большие  города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.

Последовавший затем мир был населён преступниками, которых смыл новый потоп.

Третий мир  оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.

 

Пантеон богов у майя

Древние майя делили богов на доброжелательных и злонамеренных. Первые «дарят» дождь, обеспечивают урожай кукурузы, способствуют изобилию. Вторые заняты в основном разрушительной работой. От них исходят засухи, ураганы, войны. Видимо, к числу и тех и других можно отнести четырёх богатырей, братьев-бакабов, которым Творец после создания мира поручил встать в четырёх углах вселенной и поддерживать небо. Пока держали — делали благое дело, но, когда начался потоп, испугавшись, братья бежали.

Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна — старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.

Среди многочисленных женских божеств особенно почиталась «красная богиня» Иш-Чебель-Йаш. Её часто изображали с лапами хищного  зверя и змеёй вместо головного убора. Другая весьма почитаемая богиня — Иш-Чель (Радуга) — считалась супругой Ицамны. Иш-Чель, богиня Луны, была покровительницей медицины, деторождения и ткачества.

Особый интерес  вызывает поклонение богам-ягуарам, возможно, очень древнего, ольмекского происхождения. Эти боги имели отношение к подземному миру, смерти, охоте, воинским культам. «Чёрный» и «красный» ягуары были связаны с богами дождя и сторон света. Ягуар, очевидно, был и родовым божеством правящих династий некоторых городов-государств.

Один из самых  почитаемых богов майя — Кецалькоатль (Кукуль-кан), бог ветра, бог планеты  Венера и т. д. Помимо главных божеств  большую роль в религиозной жизни  майя играли местные боги и вера в обожествлённых предков и героев.

К каким же богам  чаще всего обращались майя? Американский учёный С. Морли, один из авторитетных исследователей в изучении этой древней цивилизации, составил иерархию богов исходя из частоты их упоминания в мексиканских кодексах (рисованных книгах).

Морли пишет, что  хотя майя Творцом считали бога Хунаба, тем не менее обращались к нему редко, считая его совершенно недоступным. Общепризнанным же верховным богом  был его сын, Владыка небес  Ицамна. Но чаще всего в кодексах упоминается бог дождя Чак. Майя имели одного бога дождя в четырёх ипостасях (проявлениях): Красный Чак опекал восток, Чёрный Чак — запад, Белый Чак — север, Жёлтый Чак — юг. Очень часто в кодексах бог дождя исполняет ещё и функции бога ветра. Однако в своём «дождевом» образе Чак пользовался у майя наибольшей популярностью, так как урожай кукурузы зависел только от него. В некоторых кодексах он обозначался иероглифом, похожим на букву «Т» («плачущий глаз» — символ дождя).

 

Третьим по популярности божеством был бог кукурузы (маиса), имя которого точно неизвестно.

Все эти боги были связаны только с созидательной  работой, но не меньшей популярностью  пользовался и бог смерти Ах Пуч, или, иначе, А Пуч. Его изображения  в кодексах соответствуют божественному  промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы — череп, а рёбра и позвоночник обнажены.

Майя имели  и таких необычных для других народов богов, как, например, Иштаб, которая являлась покровительницей всех самоубийц. 

 

Связь майя с богами

 Чтобы добиться  внимания богов, майя подолгу  постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне.

Связь с богами осуществлялась жрецами во время  молитв и медитаций, а также путём  «отправления посланников к богам», т. е. жертвоприношений, в том числе  человеческих.

 

Ритуальная  жизнь у майя

 Огромную  роль в ритуальной жизни майя  играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного вида церемонии.

Подготовка и  проведение любой религиозной церемонии  включали в себя по меньшей мере шесть элементов: предварительный  пост и воздержание; выбор жрецом, находящимся в состоянии божественного озарения, наилучшего дня для проведения празднества; изгнание злых духов с места проведения праздника; окуривание идолов; молитвы. Кульминацией праздника было жертвоприношение, «отправление посланников к богам».

Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжёлых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий — т. е. тогда, когда, по представлениям майя, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, — в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных.

Существовало  несколько видов жертвоприношения. Наиболее популярным и торжественным  считался тот, при котором у жертвы вырывали сердце. Обычно жертву, покрытую лазурью, четыре вымазанных чёрной краской жреца-чаака (обычно ими были почтенные старцы) в чёрных одеяниях клали навзничь на алтарь из яшмы. Он имел округлую форму, так что когда на нём располагали человека, грудь выдавалась вперёд, и рассечь её острым как бритва обсидиановым ножом и вырвать ещё бьющееся сердце жрецу-накому было очень удобно.

Майя считали, что несвернувшаяся кровь и бьющееся сердце — носители души, которая  «отправлялась посланником к богам» с особо важными поручениями или просьбами. Поэтому сердце обязательно надо было вырвать очень быстро, чтобы успеть поднести его к статуе бога ещё трепещущим (пока не «улетела» душа). Кровью пульсирующего сердца жрец-прорицатель (чилан, или, иначе, чилам) в плаще из алых перьев орошал изображение или статую бога.

Именно чиланы-пророки  пользовались особым почётом у майя, обычно оказываемым только правителям. Чааки сбрасывали тело жертвы со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали  с ещё тёплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы погребали; реже, если принесённый в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, вероятно полагая, что тем самым обретают лучшие качества покойного.

По другому  ритуалу выбранную жертву — невинного  юношу (для жрецов была важна чистота  «души-крови», к тому же необходимо было исключить постороннее влияние) — привязывали к столбу на площади  и неторопливо расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану — приносимый в жертву должен был умирать долго и мучительно от общей потери крови, с которой душа «улетала» к богу.

Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования  крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти; протыкали  щёки, нос и даже половой орган.

Очень важен  был обрядовый танец огненного  очищения, обязательно совершавшийся  в годы, которые считались по майяскому  календарю самыми несчастливыми  и опасными. Церемония происходила  глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало  неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми! Многие ритуалы жертвоприношений сопровождались музыкой и танцами. Храмы. В жизни майя значительную роль играли городские центры, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры (Тикаль, Вашактун, Копан, Волактун, Балакбаль и др.). В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.

Информация о работе Религия Майа