Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 06:12, доклад
Цивилизация майя существовала несколько тысячелетий (III—II тысячелетия до н. э. — X в. н. э.). Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории таких современных государств, как Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Обширные границы этой цивилизации (325 тыс. км2) являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён. Самые многочисленные из них — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица. Иногда цивилизацию майя называли майя-киче, подчёркивая значение племени киче, жившего на территории современной Гватемалы и говорившего на одном из диалектов майя.
Религия Майя
Relig.info.ru
Цивилизация майя существовала несколько тысячелетий (III—II тысячелетия до н. э. — X в. н. э.). Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории таких современных государств, как Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Обширные границы этой цивилизации (325 тыс. км2) являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён. Самые многочисленные из них — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица. Иногда цивилизацию майя называли майя-киче, подчёркивая значение племени киче, жившего на территории современной Гватемалы и говорившего на одном из диалектов майя. По мнению некоторых мексиканских исследователей, слово «майя» происходит от имени одного из божеств, другие же учёные полагают, что «ma-ay-ha» означает «земля без воды». И действительно, основная часть майя жила на полуострове Юкатан, самом засушливом районе Центральной Америки.
Долгое время майя обожествляли Солнце, Луну, дождь, молнию, ветер, горы, леса, реки, водопады и т. д. Постепенно сложился пантеон богов, который соответствовал космологическим представлениям майя.
Космология майя
Согласно мифам
майя, вселенная состояла из 13 небесных
и 9 подземных миров. Имена обитавших
в них божеств точно
Между небом
и подземным миром
мир — холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души.
Майя из равнинных районов страны считали, что вход в преисподнюю — это особое отверстие в земле в горах Гватемалы. Оттуда бьёт ужасный фонтан крови и сгнивших тел. По представлениям майя, во время своего путешествия по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку — своеобразный Стикс (в греческой мифологии река, окружавшая подземное царство). Для этого на похоронах приносилась в жертву собака — поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди ждали и другие испытания: пять Домов преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и т. д. Наиболее подробно и увлекательно майяская преисподняя описана в «Пополь-Вух» («Книге Народа»), священной книге гватемальских майя — киче.
В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые — не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.
Творец мира.
Творцом мира
майя считали бога Унаба, или
Хунаба Ку. В священной книге
«Пополь-Вух» говорится, что
Из кукурузного теста были созданы четыре первых человека — «первые праотцы» и «первые отцы» Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. «И были созданы для них женщины. Ещё раз божество осуществило своё намерение. И они появились во время сна (первых людей). Поистине прекрасными были женщины... Они зачали людей малых племён и больших племён, и они были началом нас самих, нас — народа киче».
Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом.
Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.
Последовавший
затем мир был населён
Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.
Пантеон богов у майя
Древние майя делили богов на доброжелательных и злонамеренных. Первые «дарят» дождь, обеспечивают урожай кукурузы, способствуют изобилию. Вторые заняты в основном разрушительной работой. От них исходят засухи, ураганы, войны. Видимо, к числу и тех и других можно отнести четырёх богатырей, братьев-бакабов, которым Творец после создания мира поручил встать в четырёх углах вселенной и поддерживать небо. Пока держали — делали благое дело, но, когда начался потоп, испугавшись, братья бежали.
Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна — старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.
Среди многочисленных женских божеств особенно почиталась «красная богиня» Иш-Чебель-Йаш. Её часто изображали с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Другая весьма почитаемая богиня — Иш-Чель (Радуга) — считалась супругой Ицамны. Иш-Чель, богиня Луны, была покровительницей медицины, деторождения и ткачества.
Особый интерес вызывает поклонение богам-ягуарам, возможно, очень древнего, ольмекского происхождения. Эти боги имели отношение к подземному миру, смерти, охоте, воинским культам. «Чёрный» и «красный» ягуары были связаны с богами дождя и сторон света. Ягуар, очевидно, был и родовым божеством правящих династий некоторых городов-государств.
Один из самых почитаемых богов майя — Кецалькоатль (Кукуль-кан), бог ветра, бог планеты Венера и т. д. Помимо главных божеств большую роль в религиозной жизни майя играли местные боги и вера в обожествлённых предков и героев.
К каким же богам чаще всего обращались майя? Американский учёный С. Морли, один из авторитетных исследователей в изучении этой древней цивилизации, составил иерархию богов исходя из частоты их упоминания в мексиканских кодексах (рисованных книгах).
Морли пишет, что хотя майя Творцом считали бога Хунаба, тем не менее обращались к нему редко, считая его совершенно недоступным. Общепризнанным же верховным богом был его сын, Владыка небес Ицамна. Но чаще всего в кодексах упоминается бог дождя Чак. Майя имели одного бога дождя в четырёх ипостасях (проявлениях): Красный Чак опекал восток, Чёрный Чак — запад, Белый Чак — север, Жёлтый Чак — юг. Очень часто в кодексах бог дождя исполняет ещё и функции бога ветра. Однако в своём «дождевом» образе Чак пользовался у майя наибольшей популярностью, так как урожай кукурузы зависел только от него. В некоторых кодексах он обозначался иероглифом, похожим на букву «Т» («плачущий глаз» — символ дождя).
Третьим по популярности божеством был бог кукурузы (маиса), имя которого точно неизвестно.
Все эти боги были связаны только с созидательной работой, но не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч, или, иначе, А Пуч. Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы — череп, а рёбра и позвоночник обнажены.
Майя имели
и таких необычных для других
народов богов, как, например, Иштаб,
которая являлась покровительницей
всех самоубийц.
Связь майя с богами
Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне.
Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путём «отправления посланников к богам», т. е. жертвоприношений, в том числе человеческих.
Ритуальная жизнь у майя
Огромную роль в ритуальной жизни майя играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного вида церемонии.
Подготовка и проведение любой религиозной церемонии включали в себя по меньшей мере шесть элементов: предварительный пост и воздержание; выбор жрецом, находящимся в состоянии божественного озарения, наилучшего дня для проведения празднества; изгнание злых духов с места проведения праздника; окуривание идолов; молитвы. Кульминацией праздника было жертвоприношение, «отправление посланников к богам».
Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжёлых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий — т. е. тогда, когда, по представлениям майя, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, — в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных.
Существовало
несколько видов
Майя считали, что несвернувшаяся кровь и бьющееся сердце — носители души, которая «отправлялась посланником к богам» с особо важными поручениями или просьбами. Поэтому сердце обязательно надо было вырвать очень быстро, чтобы успеть поднести его к статуе бога ещё трепещущим (пока не «улетела» душа). Кровью пульсирующего сердца жрец-прорицатель (чилан, или, иначе, чилам) в плаще из алых перьев орошал изображение или статую бога.
Именно чиланы-пророки пользовались особым почётом у майя, обычно оказываемым только правителям. Чааки сбрасывали тело жертвы со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали с ещё тёплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы погребали; реже, если принесённый в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, вероятно полагая, что тем самым обретают лучшие качества покойного.
По другому ритуалу выбранную жертву — невинного юношу (для жрецов была важна чистота «души-крови», к тому же необходимо было исключить постороннее влияние) — привязывали к столбу на площади и неторопливо расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану — приносимый в жертву должен был умирать долго и мучительно от общей потери крови, с которой душа «улетала» к богу.
Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти; протыкали щёки, нос и даже половой орган.
Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми! Многие ритуалы жертвоприношений сопровождались музыкой и танцами. Храмы. В жизни майя значительную роль играли городские центры, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры (Тикаль, Вашактун, Копан, Волактун, Балакбаль и др.). В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.