Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:24, реферат
После трагических событий в Америке и в Москве стало очевидно, что терроризм представляет собой особую опасность в современном мире. Соответственно, для того, чтобы социум выжил и продолжил свое поступательное развитие сегодня, как никогда ранее необходимо мобилизовать весь потенциал ненасилия, имеющийся в мировой культуре. И, в первую очередь, это относится к религии, лежащей в основании той или иной цивилизации.
Религия и насилие
Кугай А.И., д.ф.н.,
ст. преподаватель Военно-
После трагических событий в Америке и в Москве стало очевидно, что терроризм представляет собой особую опасность в современном мире. Соответственно, для того, чтобы социум выжил и продолжил свое поступательное развитие сегодня, как никогда ранее необходимо мобилизовать весь потенциал ненасилия, имеющийся в мировой культуре. И, в первую очередь, это относится к религии, лежащей в основании той или иной цивилизации. Однако, не-насилие, как явствует из истории термина и этимологии слова, в начальном пункте представляет собой оппозицию насилию, его отрицание. Поэтому, чтобы определить качественные границы и содержание потенциала ненасилия в культуре, необходимо явно представлять себе природу насилия.
Итак, как возможно
насилие? Очевидно, необходимым условием
насилия является разрушение предшествующих
гармоний природы. Дело в том, что
в природе агрессия подстрахована,
она замкнута в круг самопогашения.
Волк-самец не нанесет завершающего
смертельного удара, не вопьется зубами
в подставленное горло
Так в качестве
одного из важнейших условий возможности
насилия появляется то, что можно
назвать разрушением тела вида. Дело
в том, что в природе, несмотря
на имеющиеся антагонизмы, противоречий
нет. Противоречия существуют только в
человеческом мышлении и действии.
Порядок социальности легализует парадоксальное
для природы состояние. Теперь уже
принятие жертвенной позы не только не
парализует агрессора, но наоборот, приводит
к ожесточению атаки. Только человеческая
ярость глуха и слепа, ибо у
нее предварительно обрублены "органы
чувств", разрушены видовые панели
сенсорного управления. Более того,
насилие к себе манит. Неслучайно
то, что наиболее кассовые фильмы сплошь
натуралистичны, полны маниакально
окрашенных сцен насилия. Драматурги планеты
придумывают все более
Быть может, глубина
разобщения человеческих тел друг от
друга лучше всего
Итак, насилие возможно потому, что тип поведения людей принципиально отличается от поведения животных; насилие есть чисто человеческое достояние. Так же, как мы способны заниматься любовью в любое время года, мы способны и убивать себе подобных безо всяких природных ограничений. В этом смысле развязывание насилия не требует никаких усилий, оно преднаходимо как простая данность. Усилия, и притом непрерывные, требуются для того, чтобы связать насилие и удержать его в путах искусственного связывания. И в этом смысле, природу религии можно уяснить лишь в контексте ее оппозиции к насилию. Наряду с обещанием бессмертия, оправданием религии, несомненно, является ее особая роль в локализации и блокировании насилия.
Уже ранние формы
религии демонстрируют
История человечества отражает не только хронологию кровавого насилия, но и эволюцию отношения культуры к этому явлению. В древних культурах в качестве доминирующего во взаимоотношениях между людьми служил принцип реванша (неадекватного возмездия).
В последующем (вплоть
до наших дней) в европейской традиции
пространство нравственных и правовых
отношений конституируется
Радикальный поворот
в отношении к насилию
Наряду с христианством, значительный потенциал противодействия насилию несут и иные религии. Обратимся к исламу. Ведь мусульмане – наши сограждане и ближайшие соседи. Будем так же откровенны, что из всех образов нехристианских религий, существующих в европейском сознании, наиболее негативно окрашен - образ ислама. Именно на него многие “горячие головы” пытаются сегодня взвалить вину за всем известные дикие террористические акты. Однако Коран ограничивает насилие, не столько предписывая возмездие за убийство, сколько принимая его как правовую реальность. Он признает справедливость равного воздаяния, поскольку оно сужает насилие, вводит его в контролируемые рамки: “Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех.”[v] Очевидно, демифологизации должно быть подвержено понятие «джихада», «священной войны». В представлении большинства людей, не имеющих отношения к исламу, слово "джихад" имеет только одно значение - "священная война против неверных". Однако, на самом деле, слово "джихад" дословно переводится с арабского как "усилие". В религиозном контексте оно означает усилие верующего на пути к Богу, «великую войну», которую каждый верующий мусульманин должен вести внутри самого себя против своих пороков, невежества и зла. «Малая священная война» ведется против тех, кто отрицает веру и истину, насаждает ложь, жестокость и нетерпимость, кто стремится противопоставить народы, лишить их свободы. Джихад - это всегда война против зла, насилия. Насилие в исламе позволено применять только в крайнем случае и только против тех, кто наглядно доказал свои злые намерения, кто является агрессором, насильником, убийцей. Во всех остальных случаях, шариат призывает к терпимости и увещеванию.
В исламе не может быть резкого противостояния между церковью и обществом. Религиозная организация здесь изначально слита с организацией социальной. Зависимость духовенства от общества, их невыделенность из общества не создает напряжения между религией и обществом. В этом смысле исламская система оказывается значительно устойчивей, чем христианская. К примеру, ни один мусульманский монарх не мог позволить себе такое вторжение в сферу жизни своих подданных, как Петр I. Мусульманская власть реально очень ограничена, скована жесткими, хотя и невидимыми с первого взгляда силами. Общество признает государственную власть, но еще больше оно признает шариат. Частная жизнь людей идет своим чередом, независимо от смены династий, завоеваний, которые вроде бурь на поверхности моря, спокойного в своих глубинах, ибо основана эта жизнь, прежде всего, на сакральном и вечном порядке шариата.
Ненасилие укоренено
так же и в мусульманской
Более того, свидетельство,
согласно исламским представлениям,
играет свою роль не только в делах
земных (в судопроизводстве), но и
в таком важнейшем для
В пророчествах
говорится, что ребенок будет
играть со змеей, волк и овца будут
пить из одного источника. Значит, необходимо,
чтобы змея и волк приспособились
к ненасильственному со-бытию, не
говоря уже о людях. Для преодоления
вражды и недоверия, выраженному
в ироничной фразе «Все люди братья,
но не все по разуму», мы должны до некоторой
степени пойти на утрату идентичности,
сопрягаемой с прошлым –
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://iccr.sutd.ru/
[i] См.: Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994.
[ii] Cм.: Thorndike E. Human nature and social order. N.Y., 1940.
[iii] Derrida J. Le theatre de la cruaute et la cloture de la representation //L’Ecriture et la difference. P.,1967. P. 121
[iv] См.: Бородай Ю.М. Эротика – смерть – табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996. С.134 – 140.
[v] Коран. 5:35.
[vi] Неслучайно то, что именно в христианской культуре, основанной на греховной природе человека, возможна была революция в юриспруденции, предшествующая научным революциям. Ее суть: «признание не есть доказательство»; даже если в том случае, когда оно является истинным, - оно просто истинное признание, т.е. определенное состояние сознания, способного ко лжи, а вовсе не доказательство. Иное дело, если это признание не человека, а, скажем, отпечатков пальцев. Вот тогда оно – доказательство, поскольку отпечатки не способны ко лжи.