Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:52, реферат
Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу напрямую связаны с политикой и идеологией государства.
Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных общебелорусских, с другой стороны, - специфических региональных оценок и особенностей.
Сегодняшнее состояние общественного сознания демонстрирует кризис прошлой веры. В этом проявляется прежде всего слабость социальных институтов, призванных помочь людям адаптироваться к новой жизни.
Усиление верований разного толка — это нарастание чувств зависимости, неудовлетворенности, эмоционального восприятия окружающего мира, множества его проблем, стремление человека к познанию мира, выработке определенного взгляда на него. В то же время в обозначенном процессе видится рост психической неустойчивости человека, его стремление уйти от действительности, ее жестокости и неприглядности.
Социологический анализ религиозности молодежи вряд ли даст истинную картину, если будет опираться только на самооценки респондентов. Существует ряд показателей, позволяющих реально оценить степень и характер верований молодых людей. Это знакомство с религиозной литературой, знание основных догматов какого-либо вероучения, соблюдение определенных требований, канонов церкви.
Дополним характеристику отношения молодежи к религии еще несколькими штрихами. Чтобы оценить степень религиозности молодежи, необходимо иметь представление о том, как часто молодые люди посещают храмы. Мы уже отмечали, что определить критерии верующего человека- проблема не простая. И, как правило, посещение церкви служит таким критерием: на него всегда указывают священнослужители, он является очень важным для членов общины. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, ч то те, кто посещает храм редко, обладает более низкой степенью религиозности или религиозны только па словах. 11ричины непосещения храма могут быть самыми разными даже среди тех, кто искренне верует. Они могут быть как внутреннею, так и чисто внешнего происхождения (церковь находится слишком далеко от дома, не хватает времени, здоровье не позволяет и т. п.). Однако очевидно, что если человек посещает храм часто, то скорее всего он все гаки общается с прихожанами, со священником, на него воздействует окружающая обстановка. Все это позволяет глубже погрузиться в религиозную ауру, двигаться по степеням духовного совершенствования. К сожалению, молодые люди все реже посещают храмы. Регулярно, не менее одного раза в месяц богослужения в церкви посещают от 3 до 6 % молодых православных верующих, ч то не превышает число практикующих верующих в целом по республике. Примерно каждый третий приходит обязательно на службу в один из конфессиональных праздников: на Пасху, на Рождество, на Вербное воскресенье. Четверо из десяти заходят па богослужения по случаю. Выявлено значительное количество таких верующих, которые вообще не посещают богослужения.
Такое эпизодическое, от случая к случаю, посещение церкви, требующей от своих прихожан дисциплины, постоянного участия в богослужении, говорит о том, что религиозность большинства молодежи носит формальный, поминальный характер, а отчасти, возможно, представляет собой более личный, внутренний тип, а не традиционно религиозный — церковно-общинный и обрядовый.
Какими мотивами руководствуется молодежь при посещении богослужений? В первую очередь, на религиозные службы молодежь ведет вера, хотя далеко не всех, а только четверых из десяти. Каждого третьего приводит на богослужение желание посмотреть на происходящее в церкви во время службы. Именно таким мотивом руководствуются многие [2, с. 48-49].
Слабая институционализация религиозной веры может быть связана с рядом факторов: незнанием новообращенными требований конфессиональной дисциплины, декларативным характером веры, спецификой религии. В частности, наиболее высоким уровнем дисциплины отличаются протестанты, а наименьшим - православные.
Молодые верующие, в отличие от носителей других типов мировоззрения, чаще ищу т в религии не то, что она может дать обществу, а то, в чем она способна помочь индивиду, личности. К религиозной вере обращается та часть молодежи, сознание которой достаточно многослойно И рефлексивно, дня которой поиски смысла жизни являются органичной составляющей ее духовной активности. Это, разумеется, не означает, что любой духовный поиск такого рода заканчивается приходом в храм. Очевидно, здесь играют роль и специфика определенного душевного склада, и особенности личностного психотипа, и т. д. Результаты исследования показывают, ч то религия и религиозная вера играют сегодня существенную роль в жизни молодых людей. Гак, независимо от личной веры или неверия, две трети опрошенных считают, ч то религия нужна современному человеку, и лишь 7,3 % думают иначе [4, с. 20|.
Уважение к своим национально-
Исследования, проводимые белорусскими
социологами, показывают, что большинство
молодежи, относясь положительно к
возрастанию влияния
Если сопоставить
выше, тем значительнее среди них удельный вес людей, не разделяющих традиционные христианские представления о Боге.
Молодежь более активно,
чем люди старших возрастов, включается
в процесс трансформации
В исследованиях, проведенных в Военной академии Республики Беларусь в 2005—2006 гг., шкала религиозности была несколько иная: на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?» 3 1 % ответили, что они верят в Бога, еще 10 % - в сверхъестественные силы, заявили, что они не верующие 18,5 %, не смогли ответить однозначно 40,5 %.
Одновременно 55 % опрошенных при ответе на вопрос «Относите ли вы себя к какой-либо конфессии?» отметили, что относятся к православной, 4,5 % — к католической, 4,25 % - к христианству в целом и 0,75 % - к иным религиям.
В предшествующий период при опросах также было выявлено, что лишь от 35 % до 40 % военнослужащих относят себя к верующим и одновременно 55-60 % всех опрошенных считают себя православными.
Подобные расхождения (31 % верующие и 55 % относят себя к православию) можно объяснить следующим: для большей части юношей религия не выступает как культ или совокупность догматов, в данном случае она проявляется как предпосылки, как система культурных и бытовых штампов. Таким образом, православие проявляется не как религия в традиционном смысле, а как идеология: иными словами подавляющее большинство молодых людей идентифицируют себя с восточно-православным социокультурным архетипом (даже не в полной мере осознанно).
Это исследование подтверждает результаты проведенного ранее изучения религиозной ситуации во внутренних войсках МВД Республики Беларусь: религия находится в системе ценностей армейской молодежи далеко не на первом месте, а те, кто считает себя верующим, скорее отдают дань определенной моде. Гак, регулярно посещали богослужения лишь 0,75 % опрошенных, 44 % - изредка, 54 % - не посещали вообще. При этом на вопрос «Участвовали ли вы в совершении религиозных обрядов?» опрашиваемые ответили следующим образом: регулярно— 1,5 %, изредка —27,5 % не участвовали - 70,5 %.
Ответы на вопрос «Как вы
относитесь к религиозным конфессиям?»
показали, что большая часть
В сознании молодежи сохраняется значительный пласт «внецерковной» религиозности. Речь идет о вере в вещие сны, приметы, колдовство и магию, в которые верили и во времена господства атеизма. На сегодняшний день вещим снам доверяет 73,5 % молодежи, в колдунов и ведьм вериг 46,3 % опрошенных
За последнее время количество верующих в колдунов и ведьм среди православной молодежи несколько выросло. Причем далеко не все ее представители разделяют мнение церкви о магии и колдовстве, которая однозначно их осуждает. Данную установку церкви в 2004 г. поддерживали 52,9 % молодежи.
Могут представлять определенный интерес факторы, которые воздействуют на убеждения молодых людей. Так, почти каждый пятый считает, что вера помогает справиться с различными житейскими трудностями. Некоторые пришли к вере вследствие каких-то трагических событий (смерть близких, друзей), кто-то - из-за общей неуверенности в завтрашнем дне, в результате размышлений о смысле жизни, под влиянием знакомств, прочитанной литературы и т. д. Интересны также причины, приводящие к ослаблению религиозных настроений. Каждый четвертый указал на несоответствие своих представлений о служителях культа с реальным жизненным опытом. Характерно, ч то одинаковые жизненные трудности (личные трагедии, взросление и определение своего места в жизни, которое, как известно, часто мучительно) порождают разное отношение к религии: у одних религиозные настроения укрепляются, у других - ослабевают. Это указывает на тот факт, что религиозность зависит от темперамента, воспитания, наследственности и т. д., является выражением личностного восприятия мира, фактором субъективным, а не объективным.
Судя по всему, у нынешних
религиозных организаций
В целом же духовные искания современной молодежи идут в двух направлениях - приближение к Богу и открытие для себя религиозной традиции. Однако количество придерживающихся традиционных форм религии, хотя и возросшее в сравнении с прошлыми годами, в целом небольшое. Другое направление – пантеистическое, представлено разнообразными группами, в том числе члены которых называют себя язычниками. Все они объединены поиском высшего разума, растворенного во Вселенной, между объектами которого существует энергоинформационный обмен. Представители этого направления стремятся получить из Космоса энергетический импульс для стимуляции организма, широко используя медитацию, психотехнику и т. п. Их идейным фундаментом являются восточные учения, языческие верования и др.
В наше переломное время
трудно прогнозировать, в каком направлении
преимущественно будет
В условиях трансформации
социально-экономической и
Религиозность, как и все
мировоззрение современной
Существует весьма важный вопрос о возможностях влияния религиозной веры на политические и экономические ценности индивида. Он возникает в связи с тем, что любая исторически сложившаяся религия обладает достаточно мощным идеологическим потенциалом и посредством характерной для нее ценностной системы формирует определенный культурно-идеологический тип.
Сегодня мы наблюдаем повышенный
интерес молодых людей к
Информация о работе Религия и её институты в современной Беларуси