Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:17, реферат
Известно, что религия является одним из главных факторов, формирующих национальную культуру, в основе которой лежат моральные принципы, определяющие границы нашего поведения. Эти границы в каждом обществе различны, и их нужно учитывать в международном общении.
1.Введение
Известно, что
религия является одним из главных
факторов, формирующих национальную
культуру, в основе которой лежат
моральные принципы, определяющие границы
нашего поведения. Эти границы в
каждом обществе различны, и их нужно
учитывать в международном общении.
Спокойный Север, эмоциональный Юг
В нашей профессиональной деятельности мы постоянно задумываемся над следующими вопросами. Правильно ли я поступаю? Может ли сомнительное средство оправдать достижение хорошей цели? Следует ли помогать бедным? Нужно ли учитывать интересы партнера при заключении сделки? Попробуем проследить взаимосвязь трех аспектов: деловая культура – ценности народа – религия. С этой целью мы используем классификацию Р. Льюиса, который выделяет три типа культур: моноактивные, полиактивные и реактивные [1].
В деловом общении моноактивных культур эмоции не проявляются, мимика и жесты сдержанны, разговоры прерываются редко и в основном служат средством обмена информацией, правда одерживает верх над дипломатией.
Основными ценностями для народов, населяющих страны с моноактивными культурами, являются: бережное отношение ко времени, проявляющееся в пунктуальности и быстром решении вопросов, строгое следование намеченному плану, ориентация на выполнение задачи, уважительное отношение к власти, индивидуализм.
К этому типу культур принадлежат страны Центральной, Северной и Восточной Европы, Северной Азии, а также США.
Население данных стран составляет 600 млн. человек, и во всех этих государствах главной религией являются разные ветви христианства, прежде всего протестантизм и православие.
Полиактивные культуры составляют самую многочисленную группу, насчитывающую около 3.5 млрд. человек. Это прежде всего Латинская Америка, Южная Европа, арабские страны и Средняя Азия. Их деловая культура характеризуется эмоциональностью, разговорчивостью и тесной связью религии и бизнеса (особенно в арабских странах).
Ценности полуактивных народов включают в себя: ориентацию на людей при выполнении задачи, свободное отношение ко времени и закону, выполнение нескольких дел одновременно. Основными религиями этих государств являются христианство (католицизм) и ислам.
Третью группу Р. Льюис называет реактивными культурами. В этих странах деловой стиль общения отличается дипломатичностью, осторожностью и сдержанностью. Их ценности: гармония в отношениях, бережное отношение к своей репутации и репутации других, почтительность, терпеливость.
Подавляющее большинство
представителей реактивных культур
проживают в странах Юго-
Связь религии
и делового поведения выражается
не только в наличии общего в деловых
культурах разных народов, но и в
их различиях. Даже внутри христианства
деловые культуры протестантов, католиков
и православных существенно отличаются
друг от друга.
2.Религиозный
подход
Религиозный подход
строится в основном на истинах и
заповедях христианского
3.Протестанты и католики
В то время как европейцы признают влияние ислама и буддизма на общественную и деловую сферы восточных стран, они часто недооценивают тесную связь христианского учения с обществом и бизнесом. Причем эта связь имеет свои особенности в зависимости от типа религий. Сравним, например, мировоззренческие принципы протестантов и католиков.
Протестанты не такие любители посещения церквей и соблюдения религиозных обрядов, как католики, но они строго следуют основным законам, предписанным их религией:
– играть определенную
роль в обществе, т.е. быть социально
активным;
– относиться к соседям с уважением;
– почитать власть и соблюдать законы;
– регулярно платить налоги;
– быть искренним и честным.
Эти законы приводят к тому, что страны с протестантской религией воспитывают граждан, для которых общественные отношения характеризуются следующими принципами:
• честность и прозрачность;
• справедливость, дисциплинированность
и уважительное отношение к законам;
• свобода слова и вероисповедания;
• равенство для женщин;
• наличие демократических институтов;
• высокие налоги для сохранения социального
благосостояния;
• рабочая этика (работа=успех=богатство);
• эгалитаризм;
• пунктуальность и аккуратность.
Законы католической религии сформировали несколько иные общественные принципы. Католики признают:
• наличие только
одной правильной религии;
• обязательность соблюдения церковных
ритуалов и обрядов;
• иерархию в общественных отношениях;
• сильных лидеров и большую дистанцию
власти;
• семейственность в бизнесе;
• решение деловых вопросов в обход официальных
каналов.
Умение слушать собеседника
Такое различие во взглядах на организацию общества, естественно, не может не сказаться на деловой культуре католиков и протестантов. Если протестанты стараются внимательно слушать делового партнера, не перебивая и не прерывая его, и обращают внимание на факты, то полиактивные католики не стесняются прерывать собеседника, бурно выражают свои чувства и обращают внимание не только на то, что им говорят, но и на то, как говорят.
Переговоры
Переговоры являются важной частью деловой культуры, поскольку от их успеха во многом зависит результат профессиональной деятельности. Нежелание учитывать межкультурные различия ведения деловых переговоров может при-вести к их срыву.
Сравним, например, тактику переговорных процессов шведских протестантов и испанских католиков. Шведы не проявляют эмоций, стараются строго соблюдать протокол, особенно если переговоры ведутся с иностранными партнера-ми, и ведут честную игру. Они часто прибегают к перерывам, во время которых достигается желаемый консенсус. При этом иногда демонстрируется преимущество шведского подхода к решению проблем, что не всем может понравиться.
Испанцы эмоциональны
и артистичны в своих выступлениях.
Они не любят, когда с ними не соглашаются
на публике, но могут пойти на уступки
при личной встрече. Часто первоначальная
цена сделки преднамеренно завышается
с тем, чтобы оставить возможность для
торга.
Деловые презентации
На презентациях
шведы ожидают подробной
Испанцам презентация
понравится, если они почувствуют
теплое отношение со стороны выступающего,
оценят оригинальность идеи и красоту
изделия. Они также обращают внимание
на стиль выступления, в котором
должны присутствовать юмор и красноречие.
4.Протестанты и православные
Православие, в том числе старообрядчество, из которого вышло большинство российских купцов, в прошлом веке претерпело гонение со стороны коммунистов, поэтому влияние религии на деловые отношения можно лучше проследить на примере дореволюционной России, тем более что трудовую этику российских предпринимателей замечательно описал автор книги «Москва купеческая» П.А. Бурышкин.
В качестве информационного
источника по протестантской этике
возьмем не менее знаменитое исследование
М. Вебера «Протестантская этика и дух
капитализма». На основе этих источников
сравним протестантов и право-славных
по трем параметрам: отношению к делу,
отношение к партнеру по бизнесу и отношение
к материальным благам.
Отношение к делу
У протестантов дело – это миссия человека в мире, его призвание. «Выполнение долга в мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека… тем самым обязанности для человека становятся его призванием» [2]. Человек является как бы управляющим «…благами, доверенными ему милостью Божьей, он, подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфеннинге…».
У русских купцов наблюдались схожие этические принципы, они «на свою деятельность смотрели не только и не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета…» [3].
Из приведенных
высказываний видно, что и американские
протестанты, и русские старообрядцы отличались
глубоко религиозным отношением к миру.
Это отношение, несомненно, проявлялось
и в организации их профессиональной деятельности.
Отношение к партнеру
Отношение к партнеру по бизнесу строится на моральных принципах, в основе которых лежат религиозные законы. Именно эти законы, как у протестантов, так и у православных, позволили изменить отношение к деловому партнеру как к врагу, заменив его на доверительное. Доверять стало выгоднее, чем обманывать.
Американская пословица гласит: «Тому, кто точно платит, открыт кошелек других». Термин «техасское рукопожатие» означает примерно то же, что «купеческое слово» в России. Если бизнесмена ловили на обмане, то путь в большой бизнес был для него закрыт. Он мог только промышлять мелки-ми делишками, да и то до поры до времени.
Такая характеристика
американских капиталистов и русских
купцов может показаться слишком
приукрашенной, но мошенники и жулики
не могли добиться значительного
успеха в развитии производительных
сил и всего на-родного хозяйства
в России и в Америке к концу ХIХ века. А
случаи злоупотребления доверием были
скорее исключением. Эти случаи имели
место на заре дикого капитализма, и они
не могли носить долговременный характер.
Хаос в этике деловых отношений в начале
перестройки в России только подтверждает
эту мысль.
Отношение к материальным благам
У протестантов в чести была умеренность в личном употреблении вплоть до аскетизма. Идеальному типу капиталистического предпринимателя были чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение то-го почета, которым он пользуется в обществе.
У русских купцов
отношение к богатству было не
совсем таким, каким его изображали
в произведениях