Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:50, реферат
Понятие религия. Религии есть мировоззрение основанное на вере в существование Бога, сверхъестественных сил управляющих миром. Под религией мы будем понимать комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала или других форм практики, базирующейся на переживании и ожидании человека.
Сверхъестественное - нечто стоящее вне законов материального мира не повинующееся и противоречащее им. (Сверхъестественное - боги, духи, магия, тотемизм, фетишизм).
Христианская
догматика формулировалась и обобщалась
в 4-8 веках на Вселенских соборах в процессе
острой борьбы. 1-ый Никейский собор сделал
догматом божественное происхождение
Иисуса Христа (первая часть символа веры);
1-ый Цареградскнй собор сформулировал
вторую часть Символа веры, признана божественность
святого духа. Догмат о троице и Иисусе
Христе как «единосущном» Отцу Сыне окончательно
был оформлен на 2-ом Цареградском соборе.
3-ий Цареградский собор в целях борьбы
с ересями признал человеческую волю Христа,
а 2-ой Никейский собор, осудив как ересь
иконоборцев. отрицавших почитание икон
сделал обязательным культ икон. Итог
деятельности Вселенских соборов - Символ
веры.
Православие, типологические черты.
Особенности православного вероучения составляет так называемый Ннкоцарь градский - Символ веры, утверждённый на двух вселенских соборах: Никейском (325г.) и Константинопольском (381г.) и состоящий из 12 параграфов, в которых сформулированы представления о Боге как о Творце, о его отношении к миру и человеку, а также представления о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д. На тех же соборах были признаны истинными только 4 Евангелия, а остальные объявлены апокрифами.
Источниками православного вероучения являются: Священное писание - Библия, т.е. канонический текст Ветхого и Нового Завета и Священное Предание - постановления первых семи Вселенских и Поместных соборов. Творения отцов и учителей церкви Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др.
Бог в православии выступает в трёх лицах: Бог Отец, творец; Бог Сын (Христос); Бог дух Святой (в отличие от католицизма исходит только от Бога). Все православные церкви признают своей главной обязанностью, сохранять догматическое наследие церкви, не прибавляя и ничего не убавляя. С целью укрепления своего влияния в массах православная церковь использовала с пользой для себя древнейшие языческие обычаи народов, принявших православие. Древние божества продолжали почитаться, только уже как святые православной церкви.
Органами власти в православной церкви являются соборы епископов - лиц высшей церковной иерархии, которые получали свои полномочия при посвящении. В осуществлении своей власти они руководствуются священными канонами и церковными правилами, присягу в верности каждый списком даёт при своем рукоположении в сан. Таким образом, соборность является важным принципом церковного правления. Каноническая соборность осуществляется в форме ежегодных поместных соборов епископов митрополичьего округа. Вселенскими считаются только те соборы, которые состоят из епископов и митрополитов все христианского мира (всех поместных церквей).
Клирос - орган епархиального управления. Епархия - церковно-административная территориальная единица. Во главе епархий стоят митрополиты, архиепископы, епископы. Епархии включают в себя благочинные округа, которые делятся на приходы, первичные церковные организации. Православная церковь, в отличие от католической, никогда не имела единого центра управления, подобно Ватикану. Патриарх Константинопольский носит титул патриарха Экуменического (вселенского). Но никто в среде православного духовенства всерьез это не воспринимает. На сегодняшний день существует 15 официально признанных автокефальных православных церквей. Автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викарианты, благочиния, и приходы.
Самой мощной и влиятельной среди православных церквей на сегодняшний день является Русская православная церковь. Во главе РПЦ стоит патриарх Московский и всея Руси избирается пожизненно Поместным собором. Православное духовенство делится на белое (приходское) и черное (монашество). Обет безбрачия дают только представители высшего духовенства – иеромонаха
Основные этапы исторического бытия Русской православной церкви
988г. - принятие христианства на Руси по Византийскому обряду.
10в. - Киев - центр православия на Руси. 12 -15 в.в. борьба между между наиболее сильными русскими княжествами за право держать при себе митрополита всерусской православной церкви.
Перенесение престола митрополита всея Руси из Киева во Владимир» а затем Москву. Рост авторитета Москвы как центра собирания русских земель и организатора борьбы см/т.
1458г. - Разделение русской церкви на две митрополии - Московскую и Киевскую ( просуществовавшую до 1654 г., ныне восстановленную, но не признанную Московской патриархией).
1461-1464гг. - Окончательное оформление Русской православной церкви. Собор русских епископов избрал митрополитом Феодосия с титулом «Патриарх Московский и всея Руси» без санкции и благословения Патриарха Константинопольского.
1589г. - посвящение русского митрополита Иова Патриархом Константинопольским в патриархи. Укрепление авторитета Русской православной церкви ( также шел процесс укрепления русской государственности.
К.15в. - распространение среда церковной верхушки и боярства ереси жидовствующих и стригольников. Новгород и Псков - еретические центры. Еретики, по историческим данным, отвергали троичность Бога, божественность Иисуса Христа, не признавали церковных таинств, церковной иерархии таинств, монашества.
15в. - полемика стяжателей (Иосиф Волоцкий - отстаивал правной церкви на земельную собственность, божественность происхождения царской власти) и нестяжателей (Нил Сорский).
1547, 1549гг. - Соборы Русской православной церкви канонизировали 39 русских святых, утшфицнровали культ, составили богослужебные книги» Велмож Четьи- МинеюК чгаяя месячные).
1551г. - Стоглавы собор. Окончательно оформил самостоятельность и самобытность русского православия. Решением Собора вводился чин протопопов, следивших за соблюдением духовенством дисциплины, закрепил обычай креститься двумя перстами, совершать крестный ход.
1589 - создание автокефальной церкви путем утверждения патриаршества.
Нач. 17в. - церковный раскол В церковном расколе отразились противоречия между различными сословиями русского общества, идеологические политические. Преследования старообрядцев.
1667г. - Собор признал независимость патриарха в церковных делах, однако утверди необходимость подчинения церкви светской власти, т.е. самодержавно.
18в. - возникновение мистических сект христоверов, отрицавших всяческую церковную догматику и церковную обрядость.
С 50гг.18в. - возникли рационалистические секты (пытались истолковать христ. вероучение с позиции разума) - духоборы, молокане. Все они в духе патриархального общинного быта не признавали частной собственности на землю.
С сер. 19в. В рамках православной церкви существуют секты иоаннитов, иннокентьевцев, иеттнно православных христиан (ИПХ), субботников.
1722г. - создание Петром 1 Синода - светского органа управления церковью, ликвидация патриаршества.
1917 г. - Восстановления титула патриарха.(Тихон)
Нач.20в. - Конфронтация с советской властью, репрессии.
1941г.
- Советское государство и РПЦ пришли к
компромиссу, начало сотрудничества церкви
и государства.
Современное православие: Общественная роль и социальное служение.
15 мая 1944 г. скончался патриарх Сергий, возглавлявший церковь в самые трудные годы. Поместный Собор в феврале 1943 г. избрал новым патриархом единственного кандидата - митрополита Ленинградского Алексия (Сергая Симанского), который возглавлял церковь до своей смерти в 1970 г. Алексей и его преемник Пимен (Сергий Извеков. 1971 - 1990 it.) продолжали политику Сергия, стараясь избегать любых разногласий с властью.
Во время «оттепели», после смерти И. Сталина, политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 г. появилось решение ЦК партии о «__религиозной пропаганды. С резкой речью против религии и церкви тогда же выступил Никита Хрущев.
Возобновились массовое закрытие и сносы храмов всех вероисповеданий. Ежегодно (вплоть до 1964 г.) сносилось более тысячи храмов, примерно столько же закрывалось. В частности, в 1961 г. вновь закрыли Кнево - Печерскую лавру (ранее она была закрыта с 1926 по 1942 г.)
Летом 1964 г. был взорван храм Преображения - кафедральный собор митрополита Московского. Верующие отказались в назначенный день покинуть собор и продолжали богослужение. Их выдворяли с помощью милиция. В 1961 г. был вновь запрещен колокольный звон в Москве и многих других местах.
В 1960 г. власти потребовали проведения церковноприходской реформы Во главе прихода теперь оказался не священник, а совет из двадцати прихожан, подобранных властями. В их распоряжение переходило всё церковное имущество и пожертвования Своим решением они могли уволить священника или закрыть храм.
В годы "перестройки" (с марта 1985г.) в политики государства по отношению к церкви вновь произошел поворот. Стали открываться новые храмы всех вероисповеданий. Православной церкви были возвращены Кнево-Печёрская лавра, Оптина Пустынь и другие монастыри. Роль церкви в государственной жизни стала возрастать. В марте 1989г. Впервые в советской истории церковные деятели стали депутатами СССР. Среди них были патриарх Пимен и его будущий приемник митрополит Алексий (Ридигер).
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ей огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.
История свидетельствует, что Православная Церковь сохранялась в самых сложных исторических ситуациях. Правовые и экономические условия, идеологические докрины могли благоприятствовать ее духовной жизни и общественному служению или мешать им. Но эти условия никогда не были совершенно благоприятными и никогда не оказывали на православие определяющего влияния.
Информация о работе Религия, её структура, функции, типология религий