Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:57, реферат
Целью написания работы является изучение религиозных сект и их влияние на психологическое здоровье и поведение человека.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучение понятие «секта», классификацию сект, методов вербовки;
Изучение секулярных учений религиозного характера;
Изучение религиозных движений и организаций;
Выявление влияния религиозных сект на психологическое здоровье и поведение человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1.Понятие «секта»…………………………………………………………………………4
1.1Классификация сект. Методы вербовки……………………………………………4
1.2Секулярные учения религиозного характера……………………………………….11
1.3Религизные движения и организации…………………………………………….....13
2.Влияние религиозных сект на психологическое здоровье и поведение человека 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОВ…………………………………….22
В
нашей стране, по данным специалистов,
сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых
в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч,
а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек
(оценить в этой цифре долю, соответствующую
численности адептов
При вовлечении в секты применяются такие методы:
1.2 СЕКУЛЯРНЫЕ УЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА
Сама постановка вопроса о секулярных учениях религиозного характера проблематична. Тем не менее, можно сказать, что включение данной группы учений в настоящее пособие имеет и практическое, и теоретическое значение.
Секулярные учения религиозного характера – это целостные учения о смысле человеческой жизни, объективно претендующие на то же место в жизни людей, какое присуще собственно религиозным учениям. Секулярные вероучения, называющие конечные жизненные цели человека, способны полноценно выполнять все те же функции, какие выполняют религии. Данная претензия проявлялась и субъективно: многие секулярные вероисповедания прямо стремились приобрести форму традиционных религий. Так, последователи социалистического учения Сен-Симона создали общину «религии сен-симонизма» на основании принципов, аналогичных принципам организации христианской церкви; основатель позитивизма Огюст Конт провозгласил «религию человечества», которая, по его замыслу, должна была заменить все традиционные религии. Конт вошел в переписку с иезуитами, в которой доказывал им преимущества новой религии перед христианством, и намеревался возвестить свое вероучение с амвона собора Парижской богоматери. В начале ХХ в. в России сторонники богостроительства считали, что социализм должен стать религией, которая способна заменить христианство для огромных масс населения. Следует отметить, что во многих случаях самые смелые претензии секулярных учений осуществлялись и им удавалось занять место религий в общественной и государственной жизни (так случилось, например, с коммунизмом в России).
Таким образом, значение секулярных вероучений достаточно велико, однако тщетно было бы искать описания, например, «религии человечества» или «религии сен-симонизма» в пособиях, посвященных анализу религиозной жизни народов мира. Необходимость восполнения этого пробела является практическим основанием упоминания секулярных вероучений в настоящем пособии.
На теоретическом уровне данная проблема была поставлена западными теологами и религиоведами, увидевшими в некоторых секулярных вероисповеданиях (особенно в коммунизме) так называемые «эрзац-религии». Однако такой подход предполагает отношение к секулярным учениям как к чему-то новоиспеченному, характерному только для современности; секулярные учения рассматриваются при этом как некий суррогатный ответ на кризис традиционных религий. Между тем, секулярные вероучения можно считать, по крайней мере, не менее древними, чем любая традиционная религия.
Если большинство собственно религиозных учений, санкционирующих существование мировых цивилизаций, сформировались, в основном, в культурной среде Востока, то почти все аналогичные секулярные (мирские, светские) учения впервые появились в Западной Европе. Однако по широте распространения секулярные вероучения опередили даже христианство. Согласно конфессиональной статистике, более миллиарда жителей Земли не исповедуют никакой религии либо считают себя атеистами. ХIХ-ХХ века часто называют эпохой секуляризации. В этот период впервые появляются открытые и массовые секулярные движения, которые не только успешно конкурируют с традиционными религиями.
Главное отличие секулярных учений о смысле жизни от собственно религиозных состоит в том, что связь между человеческим усилием и его результатом интерпретируется здесь не как автоматичная (как в язычестве) и не как живая (как в теизме), но как случайная. В секулярно объясняемом мире, где властвуют силы, совершенно безразличные к характеру человеческой жизни, правильные усилия могут не привести к желаемому результату, а неправильные, напротив, увенчаться успехом. Поэтому человек, если он стремится к чему-то, не должен заслуживать это, а должен просто попытаться взять его. Естественно, что при таких попытках человек руководствуется преимущественно конкретными обстоятельствами и желанием обойтись наименьшими усилиями, поэтому секулярные учения, как правило, не ведут к формированию достаточно стабильных моральных систем, что делает их приверженцев менее способными к длительной сплоченности, а значит, исторически более слабыми, чем язычники и теисты. В связи с этим, открытое и организованное исповедание секулярных учений характерно лишь для некоторых, чаще наиболее благополучных, эпох развития цивилизации.
1.3 РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
Муниты
Общество по объединению мирового христианства («Церковь Объединения»), созданное в 1954 г. корейцем Муном, добилось серьезных успехов. Хотя точное количество ее приверженцев трудно определить (2 млн. чел. по официальным данным, 400 тыс. – по более осторожным оценкам), оно играет важную роль в общественной жизни, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Однако его влияние, по-видимому, больше сказывается в финансовой и политической областях, чем в духовной.
Доктрина мунитов проста[2;77]: мир находится в руках сил зла, а коммунистическая империя – воплощение сатаны. Иисус Христос потерпел поражение в борьбе со злом, так как Он не собрал материальных средств для своей победы и умер, не создав семью. Мун – истинный мессия, его жена и он – «родители человечества», они победят сатану, но им нужны финансовые средства, которые верующие стараются собрать, а также политические связи. Приверженцы движения образуют армию избранных, которые будут единственными, кто спасется.
На практике это означает строгую зависимость учеников от иерархии: выборность отсутствует и решения полностью зависят от руководства секты. Даже браки строго регламентируются. Организация выбирает супругов, которые могут сочетаться браком лишь по истечении определенного времени и после того, как они доказали свою преданность делу. Организация располагает интернатами для воспитания детей, так как родители заняты своей деятельностью в организации. Деятельность в основном заключается в прозелитизме и сборе денег для движения.
Повседневная
жизнь верующего начинается с
утреннего приветствия у
Община
характеризуется крайней
Значительно больше возможностей у руководителей секты. Убежденные и бескорыстные муниты, получившие доступ к руководству, обнаруживают эксплуатацию, пронизывающую всю организацию, и у многих начинается кризис сознания, в результате чего они покидают организацию.
Западное мышление воспринимает мунизм как ловушку, которая может привлечь лишь наивных людей. Шокирует контраст между жизнью низших слоев организации и роскошью руководителей. Личность самого Муна малопривлекательна: он несколько раз привлекался к суду за сексуальные правонарушения и налоговое мошенничество и производит впечатление человека неразборчивого в средствах, который нашел доходную деятельность в соответствии со своими амбициями. Феномен мунизма явно чужд христианству, в одежды которого он пытается рядиться. Мунизм может найти отклик только у тех христиан, которые поддерживают все, что пронизано антикоммунизмом.
Можно заметить, что мунизм вписывается в новые религиозные движения буддистского толка, распространившиеся в Японии с начала века. В частности, нельзя не вспомнить движение Сока гаккай – тоже политизированное движение, которое опирается на Нитирен сосу – разновидность реформированного буддизма, приспособленного к современному миру.
Сайентология
Эта организация называет себя церковью, уточняя, что она является «прикладной религиозной философией».[3;56]
Основатель организации – американец Л.Р. Хаббард, написавший основное произведение «Дианетика. Современная наука о душевном здоровье» после опубликования нескольких книг по научной фантастике. В 1954 г. он основал в Калифорнии первую сайентологическую церковь, затем после шумного успеха он исчез с политической сцены в 1977 г.
Несмотря на значительные трудности, эта организация представлена более чем в 30 странах и насчитывает более 2 млн. человек. Ее доходы лишь в США составляют 150 млн. долларов в год.
Это реальный успех, который кажется невероятным, если разобраться, что предлагает эта «церковь». В отличие от религий, которые прежде всего интересует духовная жизнь человека, а потом уже следуют правила жизни и поведения, сайентология провозглашает прежде всего совершенствование поведения, и только те, кто прошел тщательный отбор, получают доступ в систему.
Эта находка не лишена тонкости: легко вербовать прохожих, преимущественно праздных, давая заполнить анкету, анализирующую их поведение. Неизбежно появляется что-нибудь неладное: каждый человек немного депрессивен, неуравновешен или несчастен.