Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:39, контрольная работа
На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.
В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам.
Римский пантеон
никогда не оставался
Прибывавшие
в Рим и Италию рабы
Для того, чтобы
боги заботились о людях и о
государстве, им нужно было приносить
жертвы, возносить молитвы-просьбы
и производить особые ритуальные
действия. «Особые коллегии сведущих
людей – жрецы - наблюдали за культом
отдельных богов, за ·порядком в храмах,
подготавливали жертвенных животных,
следили за точностью молитв и ритуальных
действий, могли дать совет, к какому божеству
обратиться с нужной просьбой. Наряду
со жрецами выделялись коллегии авгуров,
они занимались гаданиями, понтификов,
которые были хранителями точных знаний
– мер, весов, счисления времени, и фециалов
– эти хранили международные законы и
договоры» (Моммзен, 84).
С раннего
времени различные празднества
и представления играли важную
роль в общественной жизни
Рима. На первых порах общественные
представления были вместе с тем и религиозными
церемониями, они были непременной частью
религиозных праздников. Самым ранним
римским гражданским праздником был праздник
Римских игр. В течение нескольких столетий
это был единственный гражданский праздник
римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые
представления. Большое значение приобретают
Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными
праздниками были праздники, связанные
с культом земледельческих богов: сатурналии
– праздник посевов, луперкалий – праздник
пастухов и другие. Причем за проведение
праздников стали отвечать не жрецы, а
должностные лица. Местами их проведения
уже были не алтари того или иного бога,
а цирк.
Число представлений,
как частных, так и публичных,
в Риме и других городах и их продолжительность
постоянно увеличивались, а их значение
все более и более росло. В конце Республики
магистраты и государственные деятели
считали проведение публичных представлений
важной частью их государственной деятельности.
В условиях аристократической республики,
где вся власть была сосредоточена в руках
узкой верхушки класса рабовладельцев,
правящая группировка считала устройство
публичных представлений одним из средств,
способствующих отвлечению широких масс
римского гражданства от активной государственной
деятельности. Неудивительно, что рост
публичных представлений сопровождался
упадком значения народных собраний и
их политической роли.
2.4 Развитие религии
во время гражданских войн
«После трех
пунических войн. Одержав победу над
Карфагеном в 146 году, Древний Рим становится
крупнейшим средиземноморской державой.
К середине 2 в. оформились два антагонистических
класса – рабы и рабовладельцы, вражда
между которыми вылилась в крупные восстания
рабов. Усиление их связывалось с ростом
крупных землевладении, разорением крестьян
вызвало революционные движения сельского
плебса и первые вспышки гражданских войн.
Они продолжались до победы Октавиана
над Марком Антонием и создание империи»
(Большой энциклопедический словарь, 266).
В государстве эпохи
гражданских войн насилие, злоупотребление,
где личность человека не могла чувствовать
себя защищенной, широко распространились
восточные культы, причем не только среди
низов. Популярны были халдейская астрономия
и спиритизм.
Расширялись владения
Рима. Появлялись все новые храмы и святилища.
Пришедшие в Рим боги уже не ощущали себя
чужими, они стали римскими. Для объединения
римских богов в Рим решили доставить
Мать богов, в качестве которой с Малой
Азии почитали Кибелу. Вместе с ней в Рим
оказался ее возлюбленный умирающий и
воскресающий бог растительности Аттис.
Жрецы совершали
кровавый обряд, рядом с храмом целомудрия
Весты. Понтифики – высший сан
жрецов осуществляли контроль над священным
очагом Рима, горевшим в храме Весты,
и над ее жрицами – весталками.
Греческие
олимпийские боги были
Стоики принципиально
стояли за народную веру с
ее богами и оракулами, потому
что видели в религии инстинктивное
познание, с которым наука должна считаться
и которому она должна подчиняться. Стоики
принимали судьбу, подчиняли телесную
сферу духовной. Эпикурейцы же говорили
о скоротечности жизни, и смысл жизни видели
в получении умеренного удовольствия.
«В тесном
родстве с этой новой
Римская олигархия
пользовалась этим, при помощи
благочестия им можно было
сделать недействительным
Римляне разуверились
не только в свои старые
религии, но и в самих себя»
(Моммзен, 122).
2.5 Религия империи
(1-2 вв. н.э.)
«1 век – это
период постепенной рационализации
и обмирщения римского общества. Верно,
что религиозный скептицизм пробивал
себе медленно дорогу и охватывал просвещенные
круги римлян, но нельзя забывать также
и о том, что гражданские войны способствовали
развитию и распространению сред народных
масс религиозных настроений. В пренебрежение
религиозным культом стали усматривать
причину всех несчастий, свалившихся на
Рим в эпоху братоубийства» (Поликарпов,
114).
Постепенно,
по мере развития римских
Следствием
перемен, обусловивших создание империи,
был культ носители политической власти
– императора, великого понтифика, который
все заботы берет на себя. В возникновении
такого культа немалую роль сыграло и
то, что Римская империя являлась преемницей
восточных и восточно-эллинских монархий.
В Риме была идея «доброго царя». Таким
царем стал считаться Октавиан Август,
официально объявившего себя по окончанию
гражданской воины и восстановлению республики
присвоил себе почетный титул Август.
Немалую роль в этом сыграл римский миф,
окончательно сложившийся в эту эпоху.
Однако, Август старался сохранить все
виды республиканского учреждения. Несмотря
на принятие чужих культов, создатели
Империи на первое место ставили свою
религию. Во время правления Августа был
построен Храм всех богов – Пантеон, сооруженный
М.В. Агриппа
В конце
концов, Августа стали почитать
в каждом доме, как отца отечества,
как семейного очага. К
«Распространены
мистические секты. В основном
восточного происхождения.
Упомянем
культ каппадокийской богини
Маа, которую в Риме почитали
под именем Беллоны. Жрецы ее,
бегая в исступлении по храму,
наносили друг другу раны, поэтому
римляне прозвали их «фанатиками» -
«неистовые».
Разложение античного
полиса привело к кризису и
идеологии его гражданства. Наблюдается
отход от коллективизма и рост
индивидуализма, противопоставление отдельной
личности коллективу, люди теряют спокойствие
и внутреннюю уравновешенность. Старинные
дедовские нравы подвергаются осмеянию
и критике, в римскую среду начинают проникать
иные нравы, иноземная идеология.
Новые религии
соперничали между собой, и
победа, в конечном счете, досталась
той из них, которая
Отделяясь
от других граждан империи, первые христиане
сразу же навлекли на себя обвинения, репрессии,
подозрения, насмешки. Особенно опасными
для государства считались их богослужения,
совершавшиеся в мрачных катакомбах. В
313 году император Константин принимает
христианство сам и делает его официальной
религией государства» (Куманецкий, 310-311).
Так, римская
религия начинает со своих
добрых и злых духов.
Заключение
Вклад римлян
и греков в общеевропейское наследие хорошо
известен. Впервые в истории римляне заложили
юридический фундамент для единения народов.
Понятие «римский гражданин» уравнивало
людей любой страны, нации, религии.
Древнегреческая
культура также оказала
В религии
древних римлян нет таких поэтических
мифов, как в Древней Греции. Говоря о божественном,
латиняне был осторожнее и скуп на слова.
Исконный латинский культ не имел изображений.
Римлян долгое время не имел антропоморфного
облика богов. Есть глубокий смысл в том,
что грек, молясь, обращался к небу, у римлян
– покрывал голову, смирение пронизывает
латинское благочестие. Но мистики в религии
древних римлян мало. В древности у римлян
именно дом, а не храм был основным местом
для почитания богов. Глава семьи долгое
время был единственным жрецом. Римлян
был привязан к земным богам, и его отличала
меньшая степень страха перед природой.
«Римская
религия, в противоположность
греческой, не только
Таким образом,
их религия римлян смогла