Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:05, доклад
Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности.
Религиозная ситуация в современном мире.
Положение религии
в современном обществе
По данным Encyclopedia Britannica на начало третьего тысячелетия количество верующих христиан составляло 2 млрд. человек, из них католиков – 968 млн., протестантов – 466 млн., православных – 218 млн., других христианских конфессий – 275 млн.; исповедующих ислам – 1 млрд. человек, индуизм – 780 млн., буддизм – 324 млн. Это далеко не все из числа традиционных религий, а помимо них “религиозный рынок” предлагает сегодня сотни культов и религий.
Если судить о
состоянии религиозности
В наш век религии
вступили с грузом традиции
сопротивления новым знаниями
движениям за обновление
На этом фоне укреплялось влияние
марксизма; его критика религии
как реакционной социальной силы
находила отклик в определенных социальных
слоях. Религия в том виде, как
она существовала в начале века,
подверглась справедливой критике
за то, что она занимается потусторонними
проблемами, в то время как человек
страдает здесь и сейчас. Эта критика
была обращена и на католическую иерархию
европейских и
Первая мировая
война, унесшая 10 млн. жизней, подорвала
веру во всеблагого Бога, разумность
и справедливость
После Первой мировой войны религия понесла весьма ощутимые потери. В Советской России большевики развернули активную антирелигиозную пропаганду, развенчивая церковь и духовенство как опору ненавистных порядков, свергнутых революцией. Прогрессивные преобразования, происходившие во многих странах, шли под антирелигиозными лозунгами. Так, в Турции шариат, мусульманский закон, был заменен западным правовым кодексом и обычаями. Антирелигиозные движения Китая оказали значительное влияние на общественную жизнь других азиатских и латиноамериканских стран.
Однако уже в 20–30-е годы прошлого столетия, а особенно после окончания Второй мировой войны, вступили в действие факторы, способствовавшие укреплению позиций религии, росту ее влияния. Кризис европейской цивилизации, последовавший за Первой мировой войной, подрывал веру в науку и прогресс, в действенность светских гуманистических ценностей. Все более очевидной становится бесчеловечность тоталитарных режимов. Христианский гуманизм был составной частью, духовной опорой части антифашистского сопротивления.
На почве, подготовленной кризисными факторами, в противовес религиозному модернизму получает развитие фундаментализм – представление о том, что мир, положившийся во всем на разум человека, запутался в противоречиях, распрях, оказался во власти насилия – братоубийственных войн, террора, геноцида. Нужно отвергнуть веру в науку и прогресс и вернуться к традиционным христианским убеждениям и ценностям.
В XX в. за “возрождение религии” выступает часть интеллигенции, в том числе некоторые видные писатели, деятели европейской культуры. К возрождению средневековых ценностей, христианских идеалов призывали Г. Честертон, Грэм Грин, А. Моруа.
В России в начале прошлого века получает развитие “религиозная философия” (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.), богоискательские настроения отражаются в поэзии, литературе, живописи. Свойственные интеллигенции начала прошлого века радикальный атеизм и враждебность к религии начинают уступать место в научных кругах, если не принятию религии, то, по крайней мере, заинтересованному и терпимому отношению к ней.
Религия сумела упрочить
свои позиции в послевоенном
мире, включившись в движение
за национальное возрождение
и освобождение в разных
Активную роль в
национальных движениях играли
ислам, буддизм, а в
Характерная черта
Римско-католическая церковь
как наиболее организованная
религиозная сила мира была
в авангарде антикоммунизма. Пий
XII осудил в 50-е годы прошлого
века коммунизм как атеизм
и отлучил от церкви всех
членов коммунистической
После окончания Второй мировой войны религии более активно, чем когда-либо, вступают в диалог с “миром”. Они ищут возможности внести вклад в решение проблем, вставших перед обществом, и ищут в сотрудничестве с “миром”, а не в изоляции от него. Второй Ватиканский Собор весьма наглядно отразил эту тенденцию, поставив задачу “повернуть церковь лицом к современному миру”, к его заботам и нуждам. Религиозные организации на разных уровнях обращаются к вопросам экономической жизни, политики, демографии, но в первую очередь к проблеме предотвращения ядерной войны.
С начала 70-х годов
в религиозное сознание входит
новый круг вопросов, связанный
с обостряющимся экологическим
кризисом. Наука оказалась перед
необходимостью определить
Опросы общественного мнения, анализ статистических данных о показателях и динамике религиозности в современных развитых странах отражают долговременную тенденцию к упадку религиозной веры, подтверждают уменьшение ее влияния на жизнь современного общества. Христианство сопротивляется секуляризации, стремится доказать свою жизненную силу, обращаясь к социальным проблемам, осмыслению серьезных моральных проблем, поиску путей их решения и добивается за счет этих усилий определенных результатов. Эти усилия отлились в две противоположные формы религиозного фундаментализма и религиозного модернизма. Религиозный фундаментализм – обозначение консервативных направлений, требующих сохранения в неизменном виде догматики и всех традиционных предписаний религии (в узком смысле термин используется для обозначения ортодоксального течения в протестантизме, возникшего еще в канун Первой мировой войны).
Так, 80-е годы прошлого
века принесли в США расцвет
консервативного
Однако исследования, которыми были охвачены буквально все слои американского общества и все религиозные группы, показали не только общий долгосрочный спад в масштабах и интенсивности религиозности в США, но и то, что упадок веры в “фундаменталистские” религиозные построения (типа креационизма) оказался еще более быстрым, чем упадок веры в “либеральные” религиозные направления. Кроме того, международные опросы постоянно показывают, что население Западной Европы намного менее религиозно, чем американцы.
Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в XX в. на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании – в понимании Бога, мира и человека. Наука способствовала тому, что М. Вебер назвал “десакрализацией”, “разволшебствлением” мира: явления природы и общества получают естественное объяснение без ссылки на вмешательство Бога, на чудо.