Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:01, контрольная работа
Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Развитие религиозных представлений в Древней Греции ………………..4
1.1 Религия крито-микенского периода ……………………………………4-6
1.2 Культура темных веков …………………………………………………6-7
1.3 Религия архаики …………………………………………………………7-9
1.4 Религия классического периода ………………………………………9-11
1.5 Верования в эпоху эллинизма ……………………………………….11-12
2. Развитие религиозных представлений в Древнем Риме …………………13
2.1 Зарождение римской религии ………………………………………..13-15
2.2 Развитие религии в раннереспубликанский период ………………..16-17
2.3 Религия времен пунических войн ……………………………………17-18
2.4 Верования во времена гражданских войн ………………………………19
2.5 Религия империи ……………………………………………………..20-21
Заключение ……………………………………………………………………22
Список использованной литературы ……………………………………….23
НОУ ВПО
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина ______Религиоведение__________
Тема ____ __Религиозная
мифология Древней Греции
и Рима___________________
Студент (ка) _III_ курса
заочного факультета
специальность
____3 СКДу-09_______________
ФИО
____Илькина
М.В.____________
Самара
2011 год
______________________________
Регистр№ _______________ «_____»_________________ 20____г.
Дата поступления работы в Университет
ОЦЕНКА________________ «_____»_______________ 20____г.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ
___________________/__________
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(линия
отреза)
Студент
(ка) __III___ курса __Илькина
М.В.__________________________
(Ф.И.О.)
заочного факультета
специальность
______3 СКДу-09_______________________
дисциплина____________________
тема__________________________
Регистр№ _______________ «_____»_________________ 20____г.
Дата поступления работы в Университет
ОЦЕНКА________________ «_____»_______________ 20____г.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ
___________________/__________
______________________________
Содержание
Введение …………………………………………………
1.
Развитие религиозных
1.1
Религия крито-микенского
1.2
Культура темных веков ……………………
1.3
Религия архаики ……………………………………
1.4
Религия классического периода
1.5
Верования в эпоху эллинизма ……
2.
Развитие религиозных
2.1
Зарождение римской религии ………
2.2
Развитие религии в
2.3
Религия времен пунических
2.4
Верования во времена
2.5
Религия империи ……………………………………
Заключение ……………………………………………
Список
использованной литературы ……………………………………….23
Введение
Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности – античное рабовладение. А также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличие в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.
Античность оставила огромный культурный опыт, интерес к ней не остывает ни на минуту. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и римляне смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.
Главным
стержнем в античной культуре была
религия и мифология. Поэтому
представляется актуальным исследовать
религию древних греков и древних
римлян как основу всей античной культуры,
к которой обращаются и сейчас.
1. Развитие религиозных
представлений в
Древней Греции
Античная Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов.
Традиционно историю древней Греции делят на 5 периодов:
Согласно
этим периодам опишем развитие древнегреческой
религии.
1.1
Религия крито-микенского
периода
Греческая культура складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытывала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Открытию критской и микенской цивилизаций мы обязаны выдающимся археологам 20 и 19 вв. – Артуру Эвансу и Генриху Шлиману.
На
острове Крите были найдены таблички,
письмена частично расшифрованы. Сам
остров упоминается в древних
египетских текстах, сюжеты греческих
мифов связаны с ним. Ничего не
известно об этнической принадлежности
древнего населения Крита. Условно
население, жившее на территории Балканского
полуострова до греков, называют пеласгами.
У пеласгов не было ни пирамид, ни грандиозных
храмов, подобных египетским, но у них
уже существовали святилища и
оракулы (предсказатели), которых они
вопрошали о воле богов. Пеласги
были первыми, кто на земле Эллады
оказали серьезное влияние на
религиозные представления
Другим народом, повлиявшим на становление эллинской культуры и религии, были финикийцы. Начавшаяся в конце 2-ого тысячелетия до н.э. грандиозная финикийская колонизация, охватив наряду со средиземноморским побережьем Африки и Иберии (Испании), затронула острова и полуострова, занятые будущими эллинами. Отсюда известный миф о похищении Зевсом финикийской царевны Европы, которую «царь богов», принявший образ быка, доставил морем на Крит, чтобы там без помех с ней соединится. Хотя и минойцы и не были греками, данный миф отражает то, что на будущие европейские народы огромное влияние оказывали азиатские народы.
Но ни египетское, ни ханаанское, ни финикийское и малоазиатское влияние на эллинскую религию, как бы не были они велики, не могли, однако, подавить исконно религиозную основу, которую эллинские переселенцы приняли со своей прародины, и которая укрепилась от общения с пеласгами. Не случайно во главе эллинского пантеона стоит Зевс, бог, метающий молнии, т.е. обладающий чертой бога-грозовика индоарийцев, иранцев, славян и других индоевропейских народов.
«Ахейцы – племена индоевропейского происхождения – пришли на территорию Греции около 2000 г. до н.э., являются предками греков. Это воинственные племена, они установили свое владычество не только в городах Микенах и Коринфе, но и на Крите, на Кикладских и других островах южной части Эгейского бассейна. Они внесли в искусство примитивность и сухость в противоположность радостному, динамичному и воздушному искусству критян. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность – для записи текстов на греческом языке. Памятники ранегреческого письма найдены в архивах дворцов. К XII в. до н.э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами» (История мировой культуры, 250).
Так,
мы наблюдаем постоянные переселения
и завоевания одних народов другими.
Об их постоянных передвижениях еще
писал великий греческий
А пока еще не произошел переход, скачок, люди оставались на первобытной стадии развития. Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении XXX-XII вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы, так как страна жила земледелием и скотоводством. Особо чтили Великую богиню (позднее Деметра, что означает "Мать земли"), ведавшую плодородием растительного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Культовыми постройками были монументальные здания, дворцы, служившие одновременно резиденцией царей-жрецов. В жертву могли приносить не только животных, но и людей.
Естественно, люди того времени были очень суеверными и в их верованиях еще сохранялись пережитки первобытных религий: фетишизма, анимизма и тотемизма, в прочем они сохранялись в народной религии до самого конца античной религии. Так, например греки верили в существовании духов, живущих в деревьях, растениях, реках, морях и т.д. Тотемизм проявляется в том, что богиня Афина часто изображалась с совой и змеей. Приношение жертв и чтение молитв происходило первоначально перед святым камнем, деревом или столбом. В этом выражаются пережитки фетишизма.
Данные
ахейского эпоса
«Таким
образом, религия, как мы ее находим
в поэмах Гомера, не была религией широких
масс. Она была религией узкого аристократического
круга, также унаследованной еще
от микенской цивилизации и
Однако в этом виде олимпийская религия не была религией народных масс. Наряду с ней существовала подлинно народная религия, религия широких масс.
Еще
не так давно, говоря о греческой
религии, имели в виду греческую
мифологию в том завершенном
виде, который был ей не только придан
гомеровскими поэмами и Гесиодом,
но и Значительно более поздними
римскими писателями. В действительности
религия является одним из источников
этой мифологии. Религия в глазах
широких масс - это прежде всего обрядность»
(Лурье, 123).
1.2
Культура темных
веков
Дворцовая
цивилизация крито-микенской
Информация о работе Религиозная мифология Древней Греции и Рима