Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:48, реферат
В работе рассмотрены такие древние религиозно – мифологические системы Египта и Двуречья, а также Древней Греции и Древнего Рима. В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с течением времени заметно отошли на второй план. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов. Религиозная система, возникавшая не на пустом месте, а опиравшаяся на фундамент ранних форм религиозных представлений и верований, вынуждена была считаться с реальностью.
2. Эсхатологические мифы – конец всех вещей. Такие мифы описывают конец света.
3. Героические мифы – это мифы о героях культуры.
4. Теогонические мифы – это мифы о происхождении богов.
5. Антропогинические мифы – мифы о происхождении человека.
6. Культовые мифы – условное название мифов, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого – либо обряда (ритуала) или иного культового действия.
Примером культового мифа является – тотемические мифы.
Источники мифа и религии различны. Но между мифами и религиозными обрядами и ритуалами есть связь. Связь заключается в том что нет ни одного религиозно – магического обряда, который не имел бы эксплицинтного или имплицинтного обоснования в виде мифа о происхождении данного обряда. Миф, включён в обряд, выступает как существенный элемент обряда, без которого последний не действителен.
В мифологиях классического Востока связь культовых мифов с религиозным ритуалом не подлежит никакому сомнению.
В Египте самая богатая и разнообразная мифология была связана с культом Осириса и Исиды. Почитание их принимало и чисто народные формы земледельческой обрядности, и официальное, жреческие и государственные формы.
Сложный ритуал культа воспроизводил поиски Исидой тела убитого Осириса, скорбь и плачь народа, а затем воскрешение бога и радость народа.
Ещё нагляднее связь ритуала с земледельческим миром, посвящённым богине Деметре и её дочери Персефоне, в Элевсинских мистериях (Аттика), символически воспроизводивших горе Деметры, её странствие в поисках дочери, связь между жизнью и смертью.
6
2. Религиозно – мифологическая система Двуречья (Месопотамии) и Египта.
На протяжении долгих веков в культуре Двуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими (как правило, им приписывались деяния и заслуги тех, что оставались в тени или умирали в памяти поколений). Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших дней по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок.
Религиозная система несла на себе заметный отпечаток реально существовавшей в этом регионе социально-политической структуры. В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Поэтому, хотя временами отдельные удачливые правители (Саргон Аккадский, Хаммурапи) достигали немалой власти и признанного могущества, централизованных деспотий в этом регионе, как правило, не было. Видимо, это сказалось и на фиксируемом религиозной системой статусе месопотамских правителей. Обычно они не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ними правом на непосредственный контакт с богом (сохранился обелиск с изображением бога солнца Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами, которые вошли в историю как законы Хаммурапи).
Эта сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации и государственности в Двуречье. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля, бога воды Эа (Энки), нередко изображавшегося в виде человека-рыбы и сотворившего первых людей. Все эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).
Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея: в мифах нередко богов именовали «могущественными быками», а змея почиталась как олицетворение женского начала.
Уже из древних шумерских мифов вытекает, что первым среди богов считался Энлиль. Однако власть его в пантеоне далеко не была абсолютной: семь пар великих богов, его родственников, временами оспаривали его власть и даже смещали с должности, низвергая в подземное царство за провинности. Подземное царство – это царство мертвых, где всевластно распоряжалась жестокая и мстительная богиня Эрешкигаль, которую смог усмирить лишь бог войны Нергал, ставший ее супругом. Энлиль и другие боги и богини были бессмертными, поэтому они, даже если попадали в подземное царство, возвращались оттуда после ряда приключений. Но люди, в отличие от них, смертны, так что их удел после смерти – вечное пребывание в сумрачном царстве мертвых. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство
7
мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям).
Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых – эти два начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. И не только противопоставлялись. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, пробуждавшейся и умиравшей природы не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Пусть люди смертны и никогда не возвращаются из подземного царства. Но природа бессмертна! Она ежегодно рождает новую жизнь, как бы воскрешая ее после мертвой зимней спячки. Эту-то закономерность природы и должны были отразить бессмертные боги. Неудивительно поэтому, что одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза).
Богиней любви и плодородия в Двуречье была красавица Инанна (Иштар), богиня-покровительница города Урука, где в ее честь был построен храм (нечто вроде храма любви) со жрицами и храмовыми прислужницами, дарившими любому свои ласки (храмовая проституция). Как и они, любвеобильная богиня одаривала своими ласками многих – и богов и людей, но наибольшую известность получила история ее любви к Думузи. Эта история имела свое развитие. Вначале (шумерская версия мифа) Инанна, выйдя замуж за пастуха Думузи, принесла его в жертву богине Эрешкигаль в качестве платы за свое освобождение из подземного царства. Позже (вавилонская версия) все стало выглядеть иначе. Думузи, оказавшийся уже не только супругом, но и братом Иштар, погиб на охоте. Богиня отправилась в подземное царство за ним. Злобная Эрешкигаль оставила Иштар у себя. В результате жизнь на земле прекратилась: животные и люди перестали размножаться. Встревоженные боги потребовали от Эрешкигаль возвращения Иштар, которая и вышла на землю с сосудом живой воды, позволившей ей воскресить умершего Думузи.
История говорит сама за себя: Думузи, олицетворявший плодородие природы, погибает и воскресает при помощи богини плодородия, побеждающей смерть. Символика вполне очевидна, хотя появилась она далеко не сразу, а лишь в результате постепенной трансформации первоначального мифологического сюжета.
Мифология Двуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша, и, наконец, рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья, особо выделявшие среди прочих богов бога южного ветра, гнавшего воды Тигра и Евфрата против течения и грозившего катастрофическими наводнениями, не могли воспринимать такого рода наводнения (особенно наиболее разрушительные из них) иначе как великий потоп. В том же, что такого рода катастрофическое наводнение действительно было реальным фактом, убеждают раскопки английского археолога Л. Вулли в Уре (в 20-30-е годы), во время которых был обнаружен многометровый слой ила, отделявший наиболее древние культурные слои городища от более поздних. Интересно, что сохранившийся в фрагментах шумерский рассказ о потопе некоторыми деталями (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.
Религиозная система Двуречья, изменявшаяся и совершенствовавшаяся усилиями разных народов на протяжении долгих веков, во II тысячелетии до н.э. была уже достаточно развитой. Из великого множества мелких местных божеств, нередко дублировавших функции друг друга (заметим, что кроме Иштар были еще две богини плодородия),
8
выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитаемых. Сложилась и определенная их иерархия: на место верховного бога выдвинулся бог-покровитель города Вавилона Мардук, влиятельные жрецы которого поставили его во главе месопотамского пантеона. С возвышением Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Во II тысячелетии до н.э. Была также несколько пересмотрена мифологическая интерпретация деяний, заслуг и сфер влияния всех сил потустороннего мира всех богов, героев и духов, включая владык подземного царства и многочисленных демонов зла, болезней и несчастий, в борьбе с которыми месопотамские жрецы выработали целую систему заклинаний и оберегов. В частности, каждый человек оказался обладателем собственного божественного патрона-покровителя, иногда и нескольких, что способствовало формированию личностных связей «человек —божество». Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусферой покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов, причем бог солнца Шамаш ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».
На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия и мантика. Наконец, усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии и календаря, математики и письменности. При этом следует заметить, что, хотя все эти преднаучные знания имели вполне самостоятельную культурную ценность, связь их с религией (причем связь не только генетическая, но и функциональная) несомненна. И не столько потому, что у их истока стояли жрецы, сколько из-за того, что все эти знания были связаны с религиозными представлениями и даже опосредованы ими.
Справедливости ради надо заметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древнего Двуречья обусловливались религиозными представлениями. Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т.е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Она оставляла место для взглядов, поступков и порядков, не связанных непосредственно с религией, и именно эта практика могла повлиять на характер религиозных представлений народов восточного Средиземноморья, начиная от семитских племен Сирии и Финикии и кончая крито-микенскими предшественниками античных греков. Не исключено, что она сыграла определенную роль в появлении свободомыслия в античности. На это стоит обратить внимание потому, что второй вариант древнейшей религиозной системы мира, древнеегипетский, практически одновременный с месопотамским, привел в этом смысле к иным результатам.
Центральное место в религии Египта занимали основные циклы: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака в образе змея Апопа, смерть и воскресение Осириса.
Создание Вселенноё чаще всего приписывалось богу Ра, который поднялся из бутона лотоса и появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. По другой версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в египетских мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества.
9
Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот - в виде человека с головой ибиса, и т. д.
Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.
Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.
В Древнем Египте также был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религиозным представлениям, у каждого человека было несколько душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело,считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" -ответчики). Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мёртвых" - неотъемлемой части погребального инвентаря, 125-я глава "Книги мёртвых" посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай - "поля Иалу". Первоначально в каждом номе чтили своего главного бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах - Амону и т. д. Образовывались божественной триады (например, фиванская: Амон - бог солнца, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два государства (Верхний Египет. и Нижний Египет), а затем в единую деспотию (около III-его тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегосударственых культов, унификацию религии. Главное место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона.Так, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей государства стали Фивы, фиванский бог Амон стал главным божеством Египта, и египетские жрецы отождествили его с прежним верховным богом Ра.Официальная религия объявила фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы привели к усилению жречества, которое начало оспаривать власть у фараонов.Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (конец 15 - начало 14 вв. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась; введённый им культ единого бога солнца Атона вскоре был отменен.В 11 в. до н.э. фиванские жрецы захватили престол Египта и установили теократию. В Египте сложилась богатейшая религиозная и магическая литература. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мёртвых" и др. религиозные сборники.
Информация о работе Религии древних обществ Средиземноморья и Ближнего Востока