В духовной культуре
человечества существует целый пласт
методов, ставящих целью воздействие
на психику человека, группы людей
или общества в целом. Подобные методы
мы будем называть психопрактиками.
Психопрактики могут носить как
осознанный, так и не осознанный
характер, ставить целью достижение
кратковременных измененных состояний
сознания или долговременной реструктурализации
психики; быть направленными на социализацию
человека или напротив — выведение
его за рамки социального дискурса.
О существовании некоторых психопрактик
известно практически каждому образованному
человеку(например, йога или дзен), другие
известны только специалистам.Психопрактики
сопровождали человечество на протяжении
всей его истории, вплетаясь в
религиозную и светскую культуру,
в системы социальных ритуалов и
процесс воспитания.Способы существования
психопрактик в различных культурных
традициях, вообще говоря,различны. Как
кажутся разнородными и выполняемые
ими функции, а также степень
их влияния на культуру. Действительно,
как сопоставить восточные психопрактики,
явно оказавшие колоссальное влияние
на свои культуры (например, дзен, являющийся
духовным истоком почти всех элементов
японской культуры), и камерные практики
типа «Духовных упражнений» И.Лойолы
и исихазма. Можно ли ставить в
один ряд античные и средневековые
«искусства существования» с йогой,
а греческую «эпимелейю» («заботу
о душе») с первобыт-ными инициациями.
Все эти вопросы сводятся к
одному: можно ли рассматривать необходимость
существования психопрактики как
некоторой культурной универсалии?Если
ответ на этот вопрос положителен, то
возникает следующий: существуют ли
единые для различных культур
законы, определяющие место психопрактик,
или их роль в различных культурах
все же различна? Именно попытка
ответить на эти вопросы и составляет
существо книги.Невзирая на значимость
психопрактик в культуре и актуальность
их изучения, исследования в этой области
начались сравнительно недавно, и ведутся
отнюдь не так активно как можно
было бы ожидать. Такая парадоксальная
ситуация обусловлена тем, что значительная
часть психопрактик существует в
рамках религиозных традиций, а значит
исследования в этом направлении
затрагивают фундаментальный вопрос
для каждого человека (в том
числе и исследователя) — вопрос
собственной религиозности. Именно
поэтому, несмотря на обилие фактического
материала по подобным психопрактикам
основная часть его не концептуализирована
в терминах и понятийных конструкциях
современной науки.Религиозные психопрактики
достаточно мало рассматривались в
научной литературе в качестве отдельного
объекта исследования, однако косвенным
образом затрагивались при проведении
исследований в близких научных
направлениях. Основную часть литературы,затрагивающую
данную проблематику, можно разбить
на четыре группы.1. Литература, посвященная
психологии религии, в рамках которой
разработана методология изучения
психологических переживаний.2. Культурологические
исследования религиозного ритуала, предоставляющие
богатый фактический материал по
проблеме психопрактик, которые в
неявной форме присутствуют во многих
ритуалах.3. Исследования в области
этнопсихологии, в частности, по проблемам
воспитания детей в различных
культурах и их «введении» в нормы
таких культур.4. Феноменологические
исследования собственно самих психопрактик,
появившиеся буквально в последние
годы.В качестве наиболее интересных
отметим работы Н. Абаева, Е. Торчинова,
С. Хоружего.Все перечисленные группы
текстов и легли в основу фактологической
и методологической базы настоящего
исследования.Отметим, что актуальность
выбранной темы обусловлена не только
ее научной актуальностью и недостаточной
изученностью. Не для кого не секрет,
что тема«внутрипсихического» привлекает
все большее внимание (не только
теоретическое, но и практическое) в
массовой культуре, которая медленно,
но неуклонно становится культурой«психоделической».
Все сильнее интерес в обществе
к различным видам психопрактик,
в том числе религиозных, применении
их элементов в психотерапевтических
системах. Растет число неорелигигозных
и других идеологических систем, оказывающих
осознанное или неосознанное влияние
на психику своих последователей,
изыскиваются новые методы воздействия
на психику в рекламе и информационной
войне. Причем поиск во всех этих направлениях
ведется самым широким фронтом:
от экспериментов с психоактивными
веществами до харизматических религиозных
общин; от исследований в рамках психоанализа
до углубления в традиционные восточные
религии. Такой поиск, безусловно, не
является случайным. Формирующаяся
новая культура — культура постиндустриального
общества и эпохи глобализации требует
адекватной психологической культуры,
новой «заботы о себе», эффективной
в текущих условиях. Анализ тенденций
в описанном социальном экспериментировании
является второй задачей, которая решается
в данной книге.Проблематика психопрактик
тесно переплетена с темой мистического
опыта, лежащей в сфере философской антропологии
и проблемой измененных состояний сознания,
изучаемых в рамках психологии. Причем,
как отмечал С. Хоружий и другие исследователи,
данная проблематика не является исследованием
частного или аномального явления. Напротив
мистический опыт является абсолютно
«необходимой и универсальной разновидностью
человеческого опыта» [245], формирующей
«онтологический горизонт в бытии». Именно
поэтому теме измененных состояний сознания
в книге уделено значительное место.В
процессе исследования религиозных психопрактик
приходилось неоднократно обращаться
к религиозной проблематике,хотя это и
не составляло цели монографии. В частности,
желание включить в поле исследования
максимальное количество объектов (таких
как психопрактики неорелигий или неосознаваемые
ритуалы), привело к необходимости более
четкого разделения таких понятий как
«религия»,«эзотерическая система», «оккультизм»,
«мистика», «мистический опыт», очищению
этих понятий от семантической загрязненности,
а также формулировке определений, учитывающих
реалии современного мира.Таким образом,
настоящая книга представляет собой попытку
целостного рассмотрения феномена психопрактик,
как неотъемлемой составной части культуры,
выделение их культурообразующих функций.Книга
состоит из восьми глав.Первый раздел
посвящен теоретико-методологическим
основам работы. В нем очерчено поле объектов
исследования, критически рассмотрены
различные методологические подходы к
описанию религий и религиозных психопрактик,
выделены наиболее продуктивные с точки
зрения тематики исследования подходы.Во
втором разделе рассмотрены место и роль
измененных состояний сознания в системе
религиозного опыта. Значение данной темы
обусловлено тем, что способность человека
к переживанию измененных состояний сознания
является одним из основополагающих свойств
человеческой психики. Соответствующую
потребность можно считать одной из базовых
человеческих потребностей. Показано,
что опыт ИСС формирует также многие аспекты
культуры,такие как космогонические представления,
философию, символизм. Подобный опыт может
быть как институализирован (полифазные
общества), так и нет (монофазные общества,
в частности,европейская культура). В последнем
случае, в рамках культурной традиции
вырабатываются специальные методы взаимодействия
с проявлениями таких состояний, из которых
в работе рассмотрены маргинализация,
интеллектуализация и сакрализация соответствующего
опыта.Показано, что наличие измененных
состояний сознания хотя бы у части последователей
религиозной системы является необходимым
условием ее существования, поскольку
опыт таких состояний является источником
религиозного чувства и веры.Разработана
классификация подобных состояний и путей
их достижения. В контексте проблематики
измененных состояний сознания, в этой
же главе, рассмотрено харизматическое
движение, которое стало возможно выделить
как новое единое культурное явление.Показано,
что феномен харизматических систем является
сложным явлением, не ограничивающимся
религиозной жизнью, а охватывает многие
элементы современной культуры.Это обусловлено
потребностью человека в достижении измененных
состояний сознания на фоне неинституализированности
таких состояний в европейской культуре.Третий
раздел посвящен роли религии в формировании
и поддержании социотипа.Религиозные
психопрактики рассмотрены как институализированная
форма структурирования индивидуального
и коллективного бессознательного.Показано,
что отличие от системы воспитания, воздействующей
преимущественно на сознание человека,
религия посредством ритуалов, сопровождающих
жизненный цикл человека,формирует и поддерживает
систему бессознательных напряжений,
принятую в соответствующем обществе,
которая и составляет социотип. Традиционалистические
общества ограничиваются небольшим набором
социотипов, формирование которых обеспечивается
доминирующими религиями.Культурное многообразие
современного мира привело к возникновению
потребности в одновременном существовании
набора психопрактик, которая удовлетворяется
существованием как общепризнанных в
рамках социума психопрактик, так и маргинальных
психопрактик,существующих в рамках различных
субкультур, имеющих признаки религиозных
систем, и направленных на воспроизведение
специфических социотипов, присущих данным
субкультурам.Четвертая глава посвящена
исследованию архаических психопрактик
и их культурного значения. Показано, что
первобытные религиозные формы являются
древнейшими психопрактиками, направленными
на самоокультуривание психики человека.
Присутствие в коллективном бессознательном
пластов, связанных с первобытными религиозными
формами,делает эти практики по прежнему
эффективными с точки зрения воздействия
на психику современного человека. Именно
архаические психопрактики являются основой
для всех более поздних систем религиозной
и светской психопрактики.Пятый раздел
посвящен психопрактикам в эзотерических
традициях мира (эзотерическим психопрактикам).
В любой из известных религиозных традиций
существует класс техник и методов, направленных
на осознанное самоизменение психики,
включая бессознательную сферу. На основании
исторического анализа подобных психопрактик,
показано их генетическое единство, существование
преемственности целей и методов, а также
выделены типы устойчивых изменений личности,
к которым стремились последователи таких
систем.Впервые указано социокультурное
значение таких практик, существование
которых обеспечивает снятие той части
невротических напряжений в массовом
сознании, которая не может быть устранена
обычными религиозными ритуалами. В частности,
из традиционной религиозной жизни выводятся
люди, слабо поддающиеся «окультуривающему»
воздействию религиозных ритуалов.Шестой
раздел исследует психопрактики в современной
религиозной культуре. Показано уменьшение
роли религии, особенно традиционных ее
форм, как механизма структурирования
бессознательной сферы человека, что привело
к необходимости возникновения новых
институтов,осуществляющих такое структурирование,
в частности, новых форм религиозности
и религиозных организаций. Развитие социальной
психологии сделало возможным и необходимым
появление«религиозного маркетинга»,
то есть использования манипулятивных
методов в целях повышения эффективности
прозелитистской деятельности религиозных
общин. Использование таких техник необходимо
для того, чтобы религия могла в новых
условиях выполнять присущие ей функции
формирования социотипа.Исследована роль
практики психологических манипуляций
в современной религии,доказано, что, несмотря
на ее присутствие в большинстве современных
религий, религиозная система не может
быть создана исключительно на основе
психологических методов.В седьмом разделе
рассмотрены психопрактики в современных
оккультных системах.Оккультизм есть
специфическое явление в духовной жизни
общества, несущее черты религии науки,
однако принципиально отличающееся от
них. Целью оккультизма и является примирение
результатов естественных наук, современных
соответствующим авторам учений, с религиозным
или иным смыслообразующим взглядом на
мир. Показано, что оккультные представления
эволюционируют подобно остальным элементам
культуры, параллельно с ней.Источником
данной эволюции является эволюция естественнонаучных
представлений, а не их кризис, как это
обычно полагают. Наибольшие трансформации
оккультизм претерпевает в период качественных
изменений в структуре научного знания,
появлении новых научных парадигм.Основными
чертами новейшего оккультизма является
его предельная психологизация,индивидуалистическая
направленность и ориентация на социальное
преуспевание. Так, при всем многообразии
современных оккультных и психотерапевтических
систем можно выделить пять целей, к которым
стремятся последователи каждой из них:
актуализация психических процессов,развитие
сознания и самосознания, расширение сознания,
очистка подсознания,распрограммирование
сверхсознания, достижение внутренней
целостности. Данные цели порождены психоаналитической
методологией, неявно лежащей в основе
большинства современных оккультных течений.
Оккультизм, также как и психотерапия,
является носителем современных психопрактик
и занимает в современном мире культурную
нишу, традиционно принадлежавшую религии.Последний
раздел сайта посвящен путям взаимодействия
религии и психотерапии в современной
культуре.Показано, что психотерапия в
современном обществе начинает выполнять
функции, которые до этого были присущи
религии, т. е. структурирование индивидуального
и коллективного бессознательного. Помимо
этого, психотерапия взяла на себя идееобразующую
и культурообразующую функции, ранее принадлежавшие
религии, кроме того, она институализирована
как часть государственной машины. При
этом психотерапия приобретает все больше
черт религии, а также включает в свою
систему многие религиозные и магические
ритуалы, прежде всего архаические, что
является абсолютно необходимым (как следует
из четвертой главы) для выполнения ее
новых функций.Рассмотрены философские
и религиозные истоки современной психотерапии.Выделено
и изучено новое явление, возникшее в современном
религиозном пространстве,названное автором
«психологическими культами». Суть таких
культов состоит в придании религиозного
содержания психологическим категориям.
Показано, что появление психологических
культов обусловлено уже указанными процессами
сближения психотерапии и религии.