Раннее христианство и культура Средиземноморья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 02:30, реферат

Описание работы

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.
Рассмотрим этот период подробнее. Мы знаем как проходила жизнь Христа из четвероевангелия, но остановимся на том, какие процессы стали происходить после того как Иисус был распят.

Содержание

Возникновение и распространение христианства 2
Раннехристианское искусство 5
Искусство катакомб. 5
Ранние циклы сюжетов. 5
Языческие прототипы. 6
Стилистические направления. 6
Центры христианского искусства. 7
Влияние раннего христианства на воспитание и обучение 8
Список литературы: 11

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 43.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Раннее христианство и культура Средиземноморья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Возникновение и распространение христианства 2

Раннехристианское искусство 5

Искусство катакомб. 5

Ранние циклы сюжетов. 5

Языческие прототипы. 6

Стилистические направления. 6

Центры христианского искусства. 7

Влияние раннего христианства на воспитание и обучение 8

Список литературы: 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и распространение христианства

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской  среде в контексте мессианских  движений ветхозаветного иудаизма. Уже  во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской  империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.

По свидетельству новозаветного  текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное  «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые  вошло в употребление для обозначения  сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом  г. Антиохия в I веке.

Рассмотрим этот период подробнее. Мы знаем как проходила жизнь  Христа из четвероевангелия, но остановимся  на том, какие процессы стали происходить  после того как Иисус был распят.

По мнению фарисеев, книжников  и (соединившихся на этот раз с своими злейшими противниками) саддукеев-первосвященников Иисус Христос был возмутителем гражданского спокойствия, но главное преступником закона Моисеева, по их был предан казни и интересно то, что перед Пилатом члены синедриона обвинили Христа в мятеже против Римской власти и настояли на предании его смерти (распятие на кресте было казнью в Римской Империи, которой предавались преступники, юридическая статья которых относилась к предательству и мятежу). Со смертью Иисуса Христа власти успокоились, полагая первое время, что все опасное галилейское движение, поднятое Им, теперь замрёт само собою. Не прошло, однако, и двух месяцев с той Пасхи, в навечерие которой погребён был «обманщик», как его ученики с непонятной для врагов Его смелостью в том же Иерусалиме, в соседстве Голгофы и Гроба, стали проповедовать, что Распятый был действительно Мессия; что Он в течение сорока дней после своей смерти, начиная уже с третьего, многократно являлся им и в Галилее, и преимущественно в Иерусалиме, в истинном, но прославленном теле, ел, пил и беседовал с ними; что в 40-й день Он на их глазах вознёсся на небо, обещав вернуться со славою, как Мессия-Судия живых и мёртвых, и велел им в промежуточное время проповедовать евангелие царствия Божия.

Убеждение проповедников  в истине всего, что они говорили, было несомненно. Как видно, фарисеи вначале были сбиты с толку, им просто не верилось, что такая сумасбродная проповедь может иметь успех и до поры до времени они решили игнорировать её. Саддукеи, задетые особенно проповедью о воскресении, несколько раз брали главных проповедников, Петра и Иоанна под стражу запрещали им учить «о имени сём» под разными угрозами, однажды подвергли их бичеванию, но в конце концов отпускали, не добившись даже обещания не проповедовать более.

Некоторые, по-видимому, стали  и по существу колебаться, и возобладал совет Гамалиила — принять пока, на всякий случай, выжидательное положение (Деян. 5, 34-40). Но вот среди проповедников Евангелия явился Стефан, с величайшим искусством и одушевлением выдвигавший как раз те самые стороны учения Иисуса, за которые Его преследовали: он учил, что Иисус Назорей предсказал разорение храма и храмового служения и изменил заветы Моисеевы. Приглашённый в синедрион для объяснений, он, воодушевляясь всё более и более, кончил свою речь возгласом: «Я вижу небеса отверстыя, и Сына Человеческого стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56), повторив таким образом, ту самую «хулу», за которую синедрион объявил Иисуса повинным смерти (Матф. 26, 64). Это было уже невыносимо; наперекор закону, Стефан был тут же — побит каменьями, и иерусалимскую церковь постигло первое прямое гонение, главным деятелем которого явился пылкий фарисейский ученик, молодой Савл; это был уроженец города Тарса, иудей, ученик Гамалиила, слышавший Стефана и присутствовавший при его убиении.

Гонение разогнало христиан из Иерусалима по всей Иудее и Самарии  и далее и имело следствием основание общин по всей Палестине  и даже в Газе и Дамаске. Сами апостолы удержались в Иерусалиме, лишь иногда странствуя оттуда (особенно Пётр) в Самарию, Лидду и пр. по нуждам проповеди и церкви (Деян. 8, 14; 9, 32 след.). Гонение угасло совершенно неожиданным образом. Христианская община в Дамаске с ужасом ожидала Савла, который должен был явиться сюда для её разгрома с полномочиями от иерусалимского синедриона. Савл явился — и стал проповедовать в синагогах, что Иисус есть воистину Мессия и Сын Божий, что он, Савл, сам видел Его по пути в Дамаск и убедился в Его воскресении (как бы ни представлять себе это видение, несомненно, что сам Савл-Павел был убеждён в его полной однородности с прочими явлениями Воскресшего, о которых проповедовали апостолы; см. 1 Коринф. 15, 4-8).

Гонение, душой которого был Савл, отныне Павел (Деян. 13, 9), быстро затихло. Между тем проповедь рассеянных из Иерусалима достигла уже Кипра, Финикии и Антиохии; проповедники обращались пока только к иудеям и отчасти к эллинам (в Антиохии); но, по Деяниям Апост., уже в это время Пётр по особому божественному указанию крестил без предварительного обрезания дом сотника Корнилия, за что подвергся упрёкам в Иерусалиме (гл. 10-11). Крупный успех проповеди эллинистам в Антиохии (где, по Деян. 11, 26, обращённые впервые стали называться христианами) побудил апостолов в Иерусалиме отправить туда как бы для ревизии Варнаву, а тот пригласил к себе Савла (или Павла) из Тарса, куда его укрыли, чтобы переждать раздражение против него иудеев. Это было уже в начале 40-х годов первого века, при императоре Клавдии и последнем царе иудейском Ироде Агриппе, объединившем на недолгое время (41-44) в своих руках царство Ирода Старшего. Этот царь в угоду иудеям поднял второе гонение в Иерусалиме, жертвой которого пал апостол из двенадцати, Иаков Зеведеев, брат евангелиста Иоанна; Пётр был взят под стражу, но спасся чудесным образом. О дальнейшей деятельности апостола Павла см. соотв. ст. Подробных сведений о дальнейшей судьбе палестинской церкви у нас нет; известно только, что иерусалимская церковь продолжала беспрепятственно развиваться, приблизительно в 58 г считала своих членов тысячами (Деян. 21, 20) и продолжала держаться Моисеева обрядового закона; некоторые из её членов даже считали обрезание обязательным для христиан из язычников; это повело к апостольскому собору, на котором было определено, что язычники должны лишь воздерживаться от идоложертвенного, удавленины, крови и блуда (некоторые редакции Деян. Ап. добавляют: и не делать другим, чего себе не желают), а обрезание необязательно.

По-видимому, иудеи в Палестине, как и вне её, не имея средств  и власти прямо вредить церкви, старались интриговать против неё  у римских властей и то, видя её ревность к отеческому закону, не слишком усердно. Грех непризнания  и распятия Мессии иудеохристиане готовы были признать грехом по неведению, почему обвинение в нём не слишком задевало иудеев. Глава иерусалимской общины, ап. Иаков, «брат Господень», пользовался у большинства даже суеверным уважением и звался у самих иудеев праведным. Положение дел переменилось в 60-х гг., когда руководство народным движением перешло к «зилотам»: проповедуя своего Мессию, пришедшего или грядущего, они видели вредную помеху себе в христианах, не признававших иного Мессии, кроме своего Иисуса Назаретского, и глухих ко всем зилотским воззваниям к политическому возмущению. Весьма вероятно, что и убийство Иакова, брата Господня, было внушено первосвященнику Ганану II не столько его саддукейством, сколько желанием угодить зилотам, сила которых в это время была уже очевидна. Все позднейшие восстания иудеев, при Нероне и Веспасиане, Траяне и Адриане, сопровождались яростными гонениями на христиан, и самым лютым из них было гонение при лжемессии Бар-Кохбе. Подробности этих гонений неизвестны. Помимо зилотов, иудеи преследовали отныне христиан не прямо, а при посредстве языческого общества и властей.

Самого начала своего возникновения, христианство, стало распространяться из Иудеи по всему средиземноморью. Причем это распространение проходило  быстрее на территориях с языческим  мышлением, об этом можно судить из посланий апостола Павла церквям, например послание к римлянам 11глава с 1 по 14 ст.: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда. Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?».

Среди всех апостолов наибольшее влияние на общественную мысль средиземноморья  в I век н.э. оказывала деятельность апостола Павла. И на это есть причины. Савл (позднее ставший Павлом) родился в городе Антиохия, в семье фарисея, благодаря чему был научен Торе и тонкостям должного поведения фарисея, также, будучи римским гражданином, он смог получить светское образование, в том числе изучал риторику, логику. Именно этот синтез светского и фарисейского образования дал возможность донести до язычников (территории Селевкид, Греции, Рима) суть христианского учения. Выступая в ареопагах, Павел пользовался приемами формальной логики, восходящей к Аристотелю, Приемами Майефтики, восходящей к диалогам Сократа.

Влияние христианского учения на общественную мысль росло, но особенно, конечно, после 313 года н.э., когда Император  Константин и Лициний направили главам провинциальных администраций империи Миланский Эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи. В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Евсевий Кесарийский пишет: «…Константин и с ним Лициний, еще не впавший в безумие, впоследствии им овладевшее, почитая Бога дарователем всех ниспосланных им благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный. Они послали его Максимину, который еще правил на Востоке и заискивал перед ними».

Таким образом раннехристианская культура оказывается разделена на два этапа:

    • Первый – до 313 года, когда существовали гонения на христианские общины (наиболее жестокие гонения при Нероне и Каллигуле). В этот период исккуство и философия формировались нелегально в катакомбах.
    • Второй – после 313 года, когда христианство в 323 году стало гоподствующей религией.

Раннехристианское искусство

 

Раннехристианское искусство, охватывает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских времен и до упрочения византийской культуры в 6 в.

Искусство катакомб.

Древнейшие памятники  христианского искусства, относящиеся  к периоду со 2-й половины 2 в. и до 476г, года падения Рима, находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени. Эпизоды из жизни Христа – это исключительно сцены чудес, ручательств его сверхъестественного могущества. Другие сюжеты, такие, как Ноев ковчег, три отрока в печи, Даниил во рву львином, история Ионы, выбраны в качестве примеров чудесного избавления, символов надежды на спасение за гробом. Христианские вера и надежда находили воплощение в образе т.н. оранты (лат. «молящаяся»), женской фигуры с молитвенно воздетыми руками. Настроение всей катакомбной живописи – это настроение радости и уверенности.

Ранние  циклы сюжетов.

Вероятно, с деятельностью  ранних христианских общин связаны  не только памятники погребального  искусства, но и серии сюжетов  на темы священной истории, сохранявшиеся  в иллюстрированных книгах. Ни одной  такой ранней книги до нас не дошло, но кое-что удается реконструировать на основании вторичных копий  более позднего времени. Поразительно, например, что в трактовке сюжетов из книги Иисуса Навина может существовать столь близкое, вплоть до деталей, соответствие между такими памятниками, как мозаики из нефа церкви Санта Мария Маджоре в Риме (5 в.), и более поздними произведениями византийского искусства, такими, как иллюминированный свиток книги Иисуса Навина из Ватиканской библиотеки (вероятно, 8–9 вв.) или миниатюры 12 в. на темы Иисуса Навина в Восьмикнижиях (сборниках, включающих первые восемь книг Ветхого Завета). Поскольку ни одно из этих произведений не могло быть непосредственной копией другого, можно предположить, что все они восходят к общему прототипу. На основании стилевых особенностей этот прототип можно отнести ко времени не позднее 2 в.

Следует заметить, что сюжеты, взятые из Ветхого Завета, появились  в христианской живописи значительно раньше первых новозаветных циклов. Возможно, это объясняется тем, что самые ранние циклы иллюстраций, использовавшихся христианскими общинами, были на самом деле иудейского происхождения и возникли в то время, когда библейский запрет на изображения трактовался довольно свободно. Вопрос о том, какими были первые христианские и еврейские иллюстрированные книги, явился поводом для некоторых дискуссий, хотя все их участники едины в том, что они должны были, подобно большинству древних книг, иметь форму свитков. Некоторое тому доказательство – тот факт, что иллюстрации самых ранних книг скомпонованы таким образом, чтобы обеспечить непрерывное развитие повествования на едином, ничем не разделенном фоне, как, например, в свитке книги Иисуса Навина. Возможно, именно поэтому во многих сохранившихся книгах, например в т.н. Венской Книге Бытия (5 в.), иллюстрации располагаются над текстом узкими полосами и представляют собой сплошную, разрывающуюся при переходе со страницы на страницу композицию, которая никак не учитывает характер отведенного ей места. Существует предположение, что при переходе от папирусного свитка к пергаментному кодексу (современному типу книги) иллюстрации просто разрезались, чтобы удовлетворять новым параметрам формата.

Языческие прототипы.

Вполне вероятно, что в  композиции ранних еврейских и христианских свитков художники широко использовали аналогичные в сюжетном отношении  языческие книги, извлекая из старого  контекста отдельные образы и  целые композиционные группы. Зависимость  других видов христианского искусства  от языческих прототипов бесспорна. Образ христианского ангела восходит к языческой персонификации победы, волхвы, приносящие дары младенцу Христу, – к варварам, приносящим дань своему победителю. Апостолы изображались наподобие  языческих философов и поэтов. Даже образ Христа сложился под языческим  влиянием: юный Христос в катакомбной  живописи родствен языческому Гермесу, а образ Христа с бородкой и  длинными волосами на прямой пробор происходит от обожествленного образа царя, каким  его изображали в Месопотамии  и древнем Иране. Нимбы, осенявшие  Христа и святых, поначалу изображались вокруг голов императоров и других персон, занимавших в светской иерархии высокое положение.

Информация о работе Раннее христианство и культура Средиземноморья