Процесс становления и распространения ламаизма в Тибете

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 06:50, доклад

Описание работы

Целью доклада является изучение процесса становления и распространения ламаизма в Тибете.

Задачи:

- выявить исторические корни возникновения ламаизма;

- изучить теоретические основы ламаизма;
- проследить пути распространения ламаизма в Тибете и других территориях

Содержание

1. Введение

2. Историография проблемы

3. Основные источники

4. Глава 1-Исторические корни возникновения ламаизма

5. Глава 2-Теоретические основы ламаизма

6. Глава 3-Пути распространения ламаизма в Тибете и на других территориях

7. Заключение

8. Список литературы

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 57.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                            

Доклад 
 

Процесс становления и распространения  ламаизма в Тибете 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

1. Введение

2. Историография  проблемы

3. Основные источники

4. Глава 1-Исторические корни возникновения ламаизма

5. Глава 2-Теоретические основы ламаизма

6. Глава 3-Пути  распространения ламаизма в Тибете  и на других территориях

7. Заключение

8. Список литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Религия играет огромную роль в исторических судьбах  народов. Религией, повлиявшей на исторические судьбы народов Центральной Азии, явился буддизм, распространение которого шло рука об руку с усилением влияния индийской культуры и с активизацией индийской торговли. Вначале буддизм распространился на Шри-Ланке (Цейлоне), оттуда он вместе с буддийскими проповедниками попал в Бирму, Сиам (современный Таиланд) и на острова Индонезии, далее проник в Китай, а оттуда — в Корею и Японию. В Тибет буддизм был занесен в VII веке н.э. и получил распространение в форме махаяны. В ХI-ХII веках Тибет покрылся сетью буддийских монастырей, где жило множество монахов — по-тибетски — лам, отсюда название тибетско-монгольского буддизма — ламаизм. Тибет стал центром распространения буддизма в соседние страны. К началу XVII века буддизм распространился и среди западных монголов, в том числе - среди калмыков, вскоре откочевавших на Нижнюю Волгу. Среди бурят буддизм-ламаизм стал усиленно распространяться с начала XVIII века; тогда же он проник и в Туву, где образовался северный регион влияния буддизма.  
"Ламаизм"- термин, введённый в Европе, а в основу его положено тибетское слово "лама". Оно означает буквально "выше нет", "высочайший". В самом тибетском языке слова "ламаизм" нет, а религия носит названия чой ("закон" или "учение"), гелугпа ("секта добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка") .  
Сегодня ламаизм - одна из реально существующих форм буддизма. Основные положения его учения базируются на буддийской литературе, постоянно опираются на авторитет "основателя буддизма" - будды Шакьямуни, Сам ламаизм отличается от буддизма более строгими канонами и монашескими традициями, когда его корни берут начало в буддизм и обряды пронизаны буддийскими традициями. 
 

Целью доклада является изучение процесса становления и распространения ламаизма в Тибете. 

Задачи:

- выявить исторические  корни возникновения ламаизма; 

- изучить теоретические основы ламаизма;  
- проследить пути распространения ламаизма в Тибете и других территориях; 
 
 
 
 

Историография проблемы 

«История буддизма» написана в 1322 г. выдающимся тибетским историком и кодификатором Будоном Ринчендубом (1290—1364). В книге дан в хронологической последовательности обзор событий буддийских общин Индии, впервые изложена подробная история начальной фазы распространения буддизма в Тибете.

Книга содержит основанную на первоисточниках биографию Шакьямуни, основателя буддийского учения. Дается подробный список философских школ, последовательность их дробления и характеристика их взглядов. Книга знакомит с каталогом буддийских сочинений, включенных в тибетский канон — Ганжур и Данжур.

Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко «История Тибета с древнейших времен до наших дней» 
Книга содержит систематизированный очерк истории Тибета от появления людей на Тибетском нагорье до начала XXI в. Её основу составил курс, который авторы читают в Санкт-Петербургском государственном университете. Рассказывается о формировании тибетского этноса, о периоде расцвета Тибетской империи в VII–IX вв., проникновении тибетского буддизма в монгольский мир, сложении в XVII в. тибетского теократического государства под руководством далай-лам, о внутреннем состоянии и внешнеполитических связях Тибета в XIX – первой половине XX в., о создании и современном положении Тибетского автономного района КНР.

А. Д. Цендина «…и страна зовется Тибетом».В книге рассматривается политическая история Тибета с древнейших времен до середины XX в.: формирование тибетского этноса, возникновение Тибетской империи VII-IX вв., создание теократической монархии, установление маньчжурского сюзеренитета, борьба за независимость, вхождение в состав КНР. Рассказывается о географии, этнографии и хозяйстве Тибета, обычаях, литературе и искусстве тибетцев, об истории распространения буддизма, его течениях, сектах, церкви. 
 
 
 
 

Источники

Основными источниками  по истории Тибета являются источники  сакрального характера: письменные канонического тексты, воспоминания и записки о Тибете ученых и  путешественников, а также изобразительные и архитектурные памятники, несущие определенную информацию о прошлом и настоящем ламаистов.  
Их основу составляет учение о сущности бытия и о спасении, состоящем в преодолении страданий "эмпирического мира" и достижении нирваны, а также система культовых мероприятий, могущих содействовать спасению,

изложены в  обширной литературе ламаизма. Её можно  разделить на каноническую и комментаторскую.  
Каноном для ламаистов является только Ганджур, составление которого было завершено в первой трети XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему значению для догматики и культа ламаизма почти на одном уровне с ним сборник древнейших комментариев и других текстов - Данджур - составляют основу всей идеологии и культовой практики ламаизма .  
Ганджур означает по-тибетски "перевод предписаний", "перевод откровений" и рассматривается ламаистами как собрание наиболее авторитетных, приписываемых Будде Шакьямуни текстов и изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур - не только главный источник основных положений догматики, но и предмет культа.  
Издавался Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), содержащих в общей сложности 1083 отдельных сочинения. Наиболее распространено членение всего сборника на семь основных разделов.
Значение Ганджура в том, что это главный источник основных положений догматики и предмет культа для ламаистов. Данное собрание текстов определяет правила поведения монахов в монашеской общине, показывает пути спасения, подробно описывает многочисленные будды и бодхисаттвы, области их влияний, содержат диалоги Будды с учениками и высказывания различных авторитетных для буддистов личностей по вопросам этики и метафизики, раскрывает сущность идеологии ламаизма, указывает пути "освобождения от горестей", что соответствует санскритскому термину "нирвана", дает наставления по принесению жертв богам. В Ганджуре приводятся тексты молитв, гимнов.  
Еще одним важнейшим источником является Данжур - "перевод учений" или "перевод толкований". Он содержит основные положения буддизма вплоть до X в. н. э. Данджур ставится его почитателями очень высоко, но не все его разделы рассматриваются ламами как непреложное руководство. Основную массу входящих в Данджур произведений составляют, как и в Ганджуре, переводы с санскрита, дополненные переводами с китайского и некоторых других языков.
 
 
 

Лишь немногие сочинения, вошедшие в Данжур, могут  считаться оригинальными тибетскими. 

Другую группу источников составляют изобразительные  источники, к которым относятся  произведения Николая Константиновича  Рериха. Выдающийся русский художник любил Восток, участвовал во многих экспедициях на Тибет. Множество  картин художника посвящено Тибету, его традициям и обрядам.  
Николай Константинович, как художник, ученый и путешественник, внес большой вклад в изучение проблемы Тибета. Его работы пронизаны духом традиций Тибета, в них отражена внутренняя сущность мироощущения тибетцев. Рерих изучал Тибет «изнутри», он побывал не только в столице Тибета Лхасе, но и на окраинах, рисовал тибетские монастыри, самих монахов, природу, вел наблюдения и записи. Его труды интересны своим

неординарным  подходом к изучению сущности буддизма Тибета, взглядом художника, но не как наблюдателя, а с позиции самих тибетцев. 

Характеризуя  степень изученности проблемы, необходимо различать литературу общеисторического  плана, религиозную литературу по ламаизму.  
В отечественной науке интерес к Тибету имел давнюю традицию. 
Проблема ламаизма в отечественной историографии до конца не изучена и не систематизирована.Следует отметить, что в отечественной историографии проблема возникновения и распространения буддизма-ламаизма не получила активной разработки и круг авторов, избравших историю возникновения и развития движения предметом своего всестороннего изучения, весьма узок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1-Исторические корни возникновения ламаизма 

   «Ламаизм»-термин, введённый в Европе, а в основу его положено тибетское слово "лама". Оно означает буквально "выше нет", "высочайший".

  В самом  тибетском языке слова ламаизм нет, а религия обозначается как чой ("закон" или "учение"), гелугпа ("секта добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка").

  Ламаизм - одна из реально существующих форм буддизма. Все основные положения его учения базируются на буддийской литературе, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя буддизма" - будды Шакьямуни, культ ламаизма пронизан буддийскими представлениями.

  Ламаизм как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Тибете и стал господствующей религией. Ламаизм - социальное явление, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепостных и рабов и нашедшее себе последователей среди трудящихся Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно потому, что условия их общественной жизни со становлением развитых классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.

  Укрепление  буддизма в Тибете и складывание  его особой формы-ламаизма - путём непрерывных побед новой религии не было. Однако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете имел знаменитый Атиша. Он родился в 982 г. в Бенгалии в королевской семье,

стал настоятелем  монастыря Викрамачила и был  впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны в царстве Магадха.

  Отвергнув первое приглашение тибетских князей, он после новых настоятельных  просьб, уже в преклонном возрасте проследовал, сопровождаемый высокими почестями, через Непал и появился в 1040 г. в Западном Тибете, где собрал вокруг себя большую группу индийских и тибетских монахов. Атиша подчёркивал этические требования буддизма, строгую организованность монашества, чёткую регламентацию культа и внедрение практики созерцания. Опираясь главным образом на учение мадхьямиков, Атиша стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы калачакра ("колесо времени"), сыгравшей впоследствии особую роль в формировании важнейших доктрин ламаизма.

  "Основатель  Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.). Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллизации ламаизма, закрепил его важнейшие тенденции. В том, чего добивался Цзонкаба, были элементы обновления, и восстановления, и внесения принципиально нового.

  С 1394 г., поселившись  в окрестностях Лхасы, Цзонкаба окружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские правила и начинает свою проповедническую деятельность. Не раз высшие ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет, но благодаря своей выдержке, начитанности и красноречию он всегда выходил из столкновений с ними победителем. Первоначально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой", и лишь позже основанное им направление - господствующее направление всего последуюшего и современного ламаизма - получило широко известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродетели", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шапка").

  С целью  централизовать и чётко иерархически организовать ламство Цзонкаба учредил  сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламаистских монастырей, установил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ламам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистского пантеона. Сама иерархическая система давала возможность каждому ламе найти в ней своё место, определявшееся как общественным положением и связями, так и в какой-то мере личными деловыми качествами и степенью учёности. Это обеспечивалось установлением иерархии и специализации в "различных профилях".

  Далее было установлено деление лам по их функциям в совершении культа, который включал кроме рядовых богослужений и пышных праздников совершение множества бытовых треб, главным образом вне монастыря, непосредственно в семьях верующих. Такое усложнение культа привело к разделению лам на астрологов и гадателей, медиков и заклинателей, специалистов по похоронам и другим бытовым обрядам.

Наконец, ламы делились по степени учёности. Соответствующие знания присваивались им в результате сдачи сложных экзаменов, проводившихся главным образом в форме теологических диспутов.

  Реформы Цзонкабы настолько укрепили политические позиции высшего буддийского  духовенства Тибета, что вскоре после  кон чины "основателя ламаизма" в иерархии ламства появляется новое высшее звено. Легенда приписывает Цзонкабе пророчество, согластно которому два его любимых ученика будут постоянно воплощаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих воплощений получило титул далай-ламы, другое - панчен римпон че, или панчен-ламы. 
 

Информация о работе Процесс становления и распространения ламаизма в Тибете