Процентные ставки в Исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 02:58, реферат

Описание работы

Особенностью исламской финансовой системы является наличие ряда определенных запретов продиктованных положениями шариата (мусульманского права). К основным запретам относятся следующие [1]:
Риба – запрет процентной ставки. Под риба понимается любое неоправданное приращение капитала при займе или при осуществлении торговой сделки. Таким образом, любая заранее определенная ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций, подпадает под понятие риба и как следствие является запрещенн

Работа содержит 1 файл

Реферат 2.docx

— 75.19 Кб (Скачать)

2. Передано  Муслимом.

3. Передано  аль-Бухари и другими.

Однако  не всякий гарар запретен, так как в некоторых сделках практически невозможно исключить элементы гарара, как, например, при покупке дома, в котором невозможно определить внутреннее состояние его фундамента и стен. Но сделки с непристойным гараром, которые приводят к конфликтам и спорам или незаконному приобретению чужого имущества, являются запретными.

Если  вероятность неопределенности (гарар) мала, сделка не запрещена. Обычно это касается общепринятых способов реализации, например, разрешается продавать несобранный урожай корнеплодов типа моркови, лука, редиса и тому подобных. По мнению имама Малика, все подобные сделки по продаже товаров первой необходимости, при которых элементы гарара минимальны, разрешены1.

1. В  "Аль-Каваид ан-Нурания" на с.118 Ибн Таймийа пишет: "Принцип, заложенный имамом Маликом в отношении сделок по продаже, более компетентен, так как он взят у Саида Ибн аль-Мусаиба, являющегося ведущим специалистом в вопросах фикха по торговым сделкам". Мазхаб имама Ахмада близок к мнению Малика. 

Гарар (неопределенность)

    tgxctgx1

    April 1st, 7:29

    Неопределенность  в контрактах приводит к их аннулированию  с точки зрения Ислама, т.е. контракты, где присутствуют элементы гарар, являются «баатыль» (неисполнимыми). Этот концепт в Исламской финансово-юридической практике является самым главным после риба (ростовщичества). Гарар – последствие недостатка информации или контроля в контракте. В основном это касается цены, доставки товара/услуги, и т.д. 
    Гарар возникает в ситуации, где одна сторона контракта имеет некую информацию о предложенном товаре/услугах и умалчивает о ней во время свершения контракта, или же когда сторона, предлагающая товар/услугу не имеет контроль над объектом контракта. Классический пример неопределенности это продажа еще не пойманной птицы в небе или рыбы в реке. Более современный пример может быть о коммерческих транзакциях, где продавец не имея товара продает его покупателю, или же товар есть, но его принадлежность продавцу не установлена. Таким образом, гарар возникает в случаях, где есть неопределенность по качеству, количеству, принадлежности или существованию самого объекта, по которому заключается коммерческий контракт. 
    Профессор Мустафа Аль-Зарка дал следующее определение гарар: 
    Гарар – продажа сомнительного товара, существование или особенности которого не определены ввиду его рисковой природы, процесс продажи которого делает его похожим на азартную игру. 
    Ахмад и Ибн Маджах рассказали со слов Абу Саида Аль-Худри
    Пророк (мир ему) запретил покупку не родившегося животного, покупку молока в вымени, покупку военных трофеев до их распределения, покупку вещей переданных в благотворительность до их получения, а также покупку улова ныряльщика до его погружения. 
    В современных финансовых транзакциях страхование и финансовые производные (derivatives) имеют высокую степень неопределенности (гарар). По контракту страхования, клиент платит регулярный взнос страховой компании и получает компенсацию в случае утери или причинения ущерба застрахованному имуществу. В обычном страховании, застрахованный регулярно платит взносы, но может никогда и не получить никаких денег от страховой компании. Также, застрахованный, сделав лишь один взнос может получить большую сумму денег. Так как само страхование не может являться объектом продажи, этот контракт является недействительным в Исламе по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Кроме того, обычное страхование является недействительным еще и потому, что страховые компании обычно инвестируют собранные взносы в государственные облигации, которые приносят доход с процентов (риба).(Все сказанное касается и страховых взносов во внебюджетные фонды, которые осуществляются в данный момент работодателем). 
    Другая группа контрактов, являющаяся недействительной с точки зрения Ислама – контракты по финансовым производным (derivatives), такие как фьючерсы, опции, и другие производные ценные бумаги. Форварды и фьючерсы имеют высокую степень неопределенности в виду того, что объект продажи не существует во время заключения контракта.
     
     

Беккин Р.И. Особенности исламского страхования
Возможно, ни один экономический институт не породил такого калейдоскопа различных  мнений среди мусульманских правоведов, как страхование. Одни правоведы  считают, что все виды страхования  однозначно запрещены с точки  зрения мусульманского права. Они основывают свою аргументацию на известном принципе мусульманского права, гласящем, что  в основе всего лежит дозволение. Поскольку договор страхования  и сами страховые отношения не запрещены напрямую в Коране или  Сунне, - следовательно, они имеют  право на существование. Кроме того, говорят правоведы-сторонники данной позиции, с точки зрения теории интереса в мусульманском праве, все, что  приносит пользу обществу, не должно запрещаться. В необходимости же для общества страхования в наше время мало кто сомневается.  
    Сторонники умеренной позиции считают, что одни виды страхования должны быть запрещены, в то время как другие вполне соответствуют шариату. Как правило, запрещенными объявляются накопительные виды страхования, а рисковые провозглашаются дозволенными.  
    И, наконец, сторонники радикальной позиции объявляют любые виды страхования запрещенными, поскольку они, по их мнению, содержат элементы гарара (неопределенности), мейсира (азарта) и рибы (ростовщичества).  
    Элемент гарара в договоре страхования превышает разрешенный шариатом уровень, поскольку, по меньшей мере, для страхователя существует неясность в отношении условий договора (срока, предмета и т.д.). Кроме того, страхователь находится в неведении относительно того, будут ли средства, выплаченные им в качестве взносов, использоваться в дозволенных или запрещенных мусульманским правом операциях.  
    Мейсир (в данном случае понимаемый как азарт) содержится, по мнению ряда мусульманских правоведов, в самом характере отношений между страховщиком и страхователем. Они уподобляют страхование своеобразной азартной игре: наступил страховой случай - значит, выигрывает страхователь, не наступил - страховщик.  
    Элемент рибы может иметь место при выплате процента по некоторым видам страхования, а также в том случае, если суммы, собранные в качестве взносов, участвуют в деятельности, связанной с взиманием или выплатой процента, а также в других недозволенных шариатом операциях.  
    С целью преодоления указанных стала разрабатываться концепция исламского страхования (именуемого в большинстве стран такафулем).  
    Основное отличие системы мусульманского страхования от традиционного заключается в механизме разделения прибылей и убытков. Такафул (исламское страхование) делится на общий и семейный. В общий такафул входят операции по имущественному страхованию. Как правило, операции по общему такафулю в большинстве исламских страховых компаний незначительно отличаются от аналогичных операций в сфере традиционного имущественного страхования. Однако, в ряде такафул-компаний страхователи (или, как их еще называют, участники) могут претендовать на прибыль компании от части уплаченных ими взносов после вычета соответствующих издержек.  
    Механизм разделения прибылей и убытков в семейном такафуле (куда входят отношения в сфере личного страхования) позволяет говорить о существенных отличиях семейного такафуля от традиционного личного страхования. Как известно, страхование жизни, составляющее основу личного страхования, вызывает наибольшее число возражений со стороны мусульманских правоведов. При этом факихи (в зависимости от степени собственного консерватизма) выдвигают различные аргументы, подтверждающие недозволенность страхования жизни. Наиболее ортодоксальные противники страхования жизни считают, что оно является покушением на права Аллаха. Более умеренные полагают, что страхование жизни неприемлемо, поскольку содержит элемент рибы.  
    Кроме того, важным моментом в деле реализации идеи страхования в мусульманском обществе является необходимость учитывать порядок наследования в шариате. Дело в том, что в соответствии с принципами наследования по мусульманскому праву выгодоприобретатель по договору страхования не является абсолютным бенифициарием, а лишь доверительным собственником или, если точнее выразиться, доверительным владельцем. Иными словами, он, например, не может претендовать на все накопленные по полису страхования жизни средства после смерти страхователя (застрахованного), если не является его законным наследником, даже если тот написал в его пользу завещание. В этом смысле третья часть Гражданского Кодекса России, где большинство статей посвящено вопросам наследования, мягко сказать далеко не во всем соответствует шариату. О ГК я упомянул не случайно. При поверхностном взгляде, в случае учреждении исламской страховой компании, скажем, в России не потребуется внесения существенных поправок в страховое законодательство (особенно, если речь идет об обществах взаимного страхования). Однако это только при поверхностном взгляде. Ведь порядок наследования по шариату, тесно связанный с вопросами личного страхования, - это не изобретение мусульманских правоведов. Нормы, касающиеся наследования, детально прописаны в Коране и Сунне Пророка! Тут уже не стоит вопрос, соглашаться с ними или не соглашаться. Им надо следовать, а действующее законодательство это не всегда позволяет, требует поиска компромисса... Поэтому при анализе перспектив учреждения такафул-компании необходимо детально изучать не только страховое законодательство и учитывать исключительно технические вопросы ведения страхового бизнеса, но и анализировать нормы, закрепленные в Коране и Сунне и не имеющие на первый взгляд прямого отношения к институту страхования.  
    Однако недостатки, связанные с правовым регулированием исламского страхования покажутся вполне естественным явлением, если принять во внимание, что такафул - сравнительно молодой институт. Первая исламская страховая компания в мире была учреждена в 1979 г. в Судане. Законодатель регулировал ее статус вне рамок традиционного страхового законодательства. В то же время законодательство, регулирующее статус исламских страховщиков в Саудовской Аравии, где в 1979 г. также была учреждена исламская страховая компания, мало чем отличается от "западного" страхового законодательства. Оговорка об обязательном соответствии деятельности исламских страховщиков шариату носит скорее декларативный характер (подобная оговорка о соответствии всех законов шариату содержится в Конституциях практически всех стран, считающихся мусульманскими, однако это не означает, что их законы на самом деле полностью ему соответствуют).  
    Ситуация с правовым регулированием исламского страхования изменилась с принятием малазийского Закона о такафуле 1984 г. На сегодняшний день это единственный в мире специальный закон, посвященный исламскому страхованию. Следует сразу отметить, что данный закон - во многом плод компромисса между общим правом и так называемым англо-мусульманским правом, действующим в Малайзии. К данному закону существует большое количество претензий со стороны мусульманских правоведов в плане несоответствия некоторых его положений шариату. В Законе много пробелов. Поэтому суды, рассматривающие споры в сфере исламского страхования (кстати, не шариатские, а светские суды!) часто апеллируют к Закону о страховании 1996 г., регулирующему вопросы традиционного страхования.  
    Другой характерный пример связан с работой шариатских наблюдательных советов. Известная страховая компания "Наско" из Татарстана уже давно прибегает к консультациям малазийских правоведов. Подобная помощь со стороны малазийских юристов - дело, конечно, полезное и нужное, однако не следует забывать, что зачастую решения шариатских наблюдательных советов исламских страховых компаний не только в мире, но и в масштабах одной страны могут противоречить друг другу. Так, один совет может признать соответствующим шариату ту или иную услугу или продукт. А шариатский совет в другой компании - нет. Например, так называемые исламские кооперативные компании в Саудовской Аравии по характеру своей деятельности гораздо ближе к традиционным страховщикам, чем к такафул-компаниям в Малайзии, хотя в них тоже есть шариатские советы, состоящие из квалифицированных факихов.  
    Я упомянул лишь некоторые правовые проблемы, препятствующие полноценной реализации идеи исламского страхования, как в мусульманских, так и немусульманских странах. Невозможно придумать одинаковые для всех государств механизмы по адаптации норм шариата к действующему законодательству. Ясно одно: российская умма не должна абстрагироваться от той громадной работы, которая ведется мусульманскими правоведами во всем мире по развитию шариата в условиях современности, и ждать готовых решений и рецептов из-за рубежа. Российским мусульманами необходимо как можно скорее включиться в процесс нормотворчества, чтобы на равных участвовать в формировании иджма’ (единодушного мнения) по различным актуальным вопросам вместе с правоведами из других стран. И первым шагом на этом пути должна стать подготовка квалифицированных кадров, имеющих не только религиозное, но и блестящее светское образование. 
 

Аллах Всевышний сказал: «О вы которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники и стрелы – мерзость из числа деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – может быть, вы окажетесь счастливыми!» Трапеза, 90.Арабы, жившие во время джахилийи, играли в разные виды майсира, наиболее распространенным из которых была такая игра, когда десять человек, вносивших равные суммы денег, покупали верблюда, а потом начинали гадать по стрелам, что напоминало собой нечто вроде жребия, после чего семеро из них получали разные доли выигрыша, а трое не получали ничего.

В наше время майсир приобрел нижеследующие формы:

— То, что получило название лотерей, виды которых многочисленны и разнообразны. Простейшая из них сводится к тому, что человек платит деньги и вытягивает билет, на который может выпасть тот или иной выигрыш. Это является запретным, хотя устроители подобных лотерей и могут называть их благотворительными.

— Покупка человеком той или иной вещи, в которой скрыто нечто ему неизвестное или же вручение ему при покупке товара определенного номера с последующим определением выигравших что-либо по другим таким же номерам.

— Одним из видов майсира в наше время стали различные виды страхования, например, страхование жизни, средств передвижения, страхование на случай пожара, полное страхование от всех несчастных случаев, а также другие различные его виды, и дело дошло уже до того, что некоторые богачи стали застраховывать даже свои голоса.

Формами майсира являются также и все виды азартных игр. В наше время появились специальные клубы для желающих заняться такими играми, где установлены покрытые зеленым сукном столы, за которыми и происходит совершение этого великого греха. Одной из форм майсира является также тотализатор, связанный с попыткой предугадать результаты футбольных матчей или же результаты в других видах спорта. Кроме того, в некоторых магазинах и центрах развлечений продаются и устанавливаются игры, в основе которых лежит принцип майсира.

Если же говорить о соревнованиях и различных видах единоборств, то их можно подразделить на три вида:

1 –  То, что преследует цели, не противоречащие шариату. В этих случаях допускается проведение соревнований с вручением денежных призов или без этого. Это относится, например, к скачкам на верблюдах и лошадях или стрельбе. К этому же имеют отношение также и состязания по различным видам шариатских наук, например, состязания чтецов Корана.

2 –  То, что само по себе является дозволенным, например, проведение футбольных матчей или соревнований по бегу, если они не сопровождаются совершением чего-либо запретного наподобие пропуска молитв или обнажения определенных частей тела участников. Подобное является допустимым, но без вручения денежных призов.

3 –  То, что является запретным как таковое или же приводит к совершению запретного, например, проведение безнравственных конкурсов, получивших название конкурсов красоты, или же соревнований по боксу, связанных с нанесением ударов по лицу, что является запретным, или же устроение бараньих и петушиных боев и так далее.

Вышеперечисленные пункты представляют собой краткое изложение обсуждения этих вопросов с шейхом Абд аль-Мухсином аз-Замилем, да хранит его Аллах, который, возможно, посвятит этим проблемам специальное исследование. 
 

"В Лондоне существуют  несколько международных банков (владельцы которых - отнюдь не  выходцы из стран Востока), в  которых есть подразделения, специализирующиеся  на предоставлении финансовых  услуг в соответствии с правилами  шариата", - отметил представитель  Ассоциации российских банков  Шамиль Узденов. 

Сегодня, когда на каждом шагу слышишь о мировом  экономическом кризисе, невольно задумываешься  о его причинах и о том, можно  ли было избежать этого кризиса.  
 
Как известно, кризис начался в системе кредитования, а точнее – с 
ипотеки. Не говорит ли это о том, что установившаяся в мире система кредитования оказалась сегодня несостоятельной? Если заглянуть в суть кредитования, мы увидим, что его принцип – это материальная выгода от ростовщичества.  
 
Вся мировая экономика основана на ростовщичестве, то есть на получении процентов от вложений. Наши банки взяли за основу этот механизм. Банки выдают кредиты с заранее установленной процентной ставкой. По истечении срока пользования кредитом, независимо от того, получил заемщик прибыль или нет, он должен вернуть банку не только сумму кредита, но и определенный процент за пользование им. 
 
Не задумывались ли вы о том, что такая система крайне несправедлива по отношению к заемщику? Он должен 
заплатить процентнезависимо от того, вложил он эти деньги в бизнес или истратил на личные нужды. Возможно, эти средства нужны были ему просто для выживания. Но наши банки не ставят целью выяснение этих причин, их цель – получить свои проценты, то есть получить прибыль от всех вложений, вне зависимости от того, были они доходными или убыточными у заемщика. 
 
Также и вкладчик, который хранит свои деньги в банке, не задумывается, куда будут инвестированы его деньги. Он подписал с банком соглашение о том, что по истечении срока вклада он получит свои определенные заранее проценты. Его цель – только материальная выгода, впрочем, как и банка. 
 
Значит, главный принцип деятельности неисламской банковской системы – это получение личной материальной выгоды. Но это не значит, что вся банковская система живет только за счет ростовщичества. 
 
Банки являются неотъемлемой частью экономики. Эти учреждения упрощают жизнь физическим и юридическим лицам. За определенную плату у нас есть возможность быстро перевести деньги в любую точку мира, хранить драгоценные вещи, облегчить процедуры с чеками и денежными банкнотами, продавать акции и производить еще очень много важных операций. Банки избавляют нас от многих сложностей. Более того, банковские работники – настоящие мастера своего дела, которые умеют вкладывать деньги в прибыльные мероприятия. 
 
Ислам одобряет все эти функции банков. Как и во всех государствах мира, в исламских государствах банки играют важную роль в экономике. Но принцип деятельности исламских банков в корне отличается от деятельности обычных банков. 
 
Ислам запрещает заниматься ростовщичеством. В грех впадает тот, кто является ростовщиком, и тот, кто пользуется его услугами. Поэтому исламские банки не живут за счет процентов.  
 
Как же такие банки вообще могут существовать, спросите вы. А вот и могут, и не только существовать, но и процветать. Сегодня в мусульманском мире существует более 150 исламских банков. Размеры депозитов на счетах этих банков составляют от 80 до 120 миллиардов долларов.  
 
В основе деятельности исламских банков лежат не принципы личной финансовой выгоды, а социально-этические принципы.  
 
У всех людей разный уровень достатка, если у кого-то имеются запасы денежных средств, то другие могут испытывать в них недостаток. Кто-то вынужден взять деньги в долг, чтобы поправить свое материальное положение. В этом случае в помощь придет исламский банк. В таком банке все кредиты беспроцентные, так же как и вклады.  
 
Имеются существенные отличия между кредитами для личных нужд и 
кредитами для развития бизнеса. Однако оба этих вида кредитов беспроцентные, то есть будет погашаться только сумма кредита, и не будет никаких процентов. В случае кредитования сумм на развитие бизнеса между банком и заемщиком подписывается соглашение о том, что в случае получения прибыли заемщик делится ею с банком. В случае убыточности бизнеса делятся убытки. Справедливо, не правда ли? 
 
Здесь важно отметить, что вкладчики хранят свои средства в исламских банках также без получения процентов. При подписании соглашения с банком вкладчики отмечают свое согласие или несогласие на использование своих средств банком на инвестирование. При получении доли прибыли банком от заемщика часть этой прибыли начисляется вкладчику. При получении убытка делится убыток. 
 
Как видите, принцип строится не на получении непременной личной выгоды при любом стечении обстоятельств. Здесь строятся партнерские отношения, основанные на взаимной поддержке и помощи. 
 
По законам ислама состоятельные граждане должны выплачивать закят. Это так называемый налог с богатства, только установлен он не государством, а Всевышним. Средства от закята направляются на нужды несостоятельных граждан или на благие мероприятия. Таким образом пополняется казна исламского государства. Богобоязненные граждане исламского государства, движимые благими намерениями с целью заслужить награду перед Всевышним, самостоятельно уплачивают закят, без всякого принуждения. Так строится экономика исламского государства. 
 
В настоящее время исламские банки вызвали огромный интерес во всем мире. Особенно важным стало изучение принципов их деятельности во время 
мирового кризиса. Исламские банки открываются не только в арабских странах, но появились в Европе и в США. Клиентами исламских банков являются не только мусульмане, но и представители других религий. Все больше предприятий Европы и США отдают предпочтение исламским банкам, так как работа с ними не только выгодна, но и соответствует этическим нормам. 

1 2 3 4 5  

 
Просмотров статьи: 11230

 
В марте в Москве прошла международная  конференция «Исламский банкинг: специфика и перспективы». В течение двух дней на разных языках бурно обсуждались перспективы развития исламского банковского дела в России. По итогам конференции было принято решение об открытии в России сразу нескольких исламских банков. Теперь и россияне в ближайшее время смогут пользоваться услугами этих учреждений. В первую очередь, их клиентами станут 
мусульмане России, для которых откроются новые возможности для развития предпринимательской деятельности и улучшения жизненного уровня.

Прибыль формируется  из доли в прибыли заемщика. Банк и заемщик составляют соглашение о том, что при получении прибыли  заемщиком, он делится ею с банком. А если будет убыток, то делится  убытком. В этом, наверно, есть некоторый  риск для вкладчика. Но на то и работают в банке банковские работники, чтобы  грамотно определять прибыльность вкладов. 
С другой стороны, вкладчик может просто хранить деньги в банке, не соглашаясь на то, чтобы его средства были направлены на выдачу ссуд бизнесменам. 
Исламские банки избегают высокорисковых вкладов, их деятельность основана, в основном, на депозитах. Прибыли не так много, как у традиционных банков, зато стабильно.  
Во время финансового кризиса исламские банки продолжают получать прибыль и развиваться, спада доходности у них не наблюдается. Есть некоторое замедление доходности, но не спад. 
Мировые аналитики проявляют интерес к исламскому банкингу, который чувствует себя комфортно во время мирового кризиса. Мир ищет новую схему для выхода из кризиса. Возможно, исламская модель банков, будет принята во многих странах мира для стабилизации обстановки.
 

Бадр Форте 91, Адалет Джабиев

Информация о работе Процентные ставки в Исламе