Особый путь России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

История всех существовавших цивилизаций, государств и политических режимов доказывает, что не было стабильных, развивающихся сообществ без ясно выраженных целевых установок, определения своего места в Эйкумене, системы ценностей, моральных критериев как гарантов сохранения своей “Я - цивилизации“. Они были зафиксированы в религиозных воззрениях, государственных актах, общественном сознании, в целевых установках воспитания и образования. Поэтому, человек вполне адекватно воспринимал свой мир, специфические признаковые элементы своей цивилизации, вполне адекватно ориентировался в физическом и социальном пространстве.

Работа содержит 1 файл

реферат религия.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

    Практика 20-го столетия показала,  что понятие "блага  человечества"  не является самоочевидным, оно требует определенной конкретизации. Под предлогом "блага человечества" на протяжении столетий творились  сплошь  и  рядом вещи отнюдь не во благо человечества. Сверхзадачей земной цивилизации в самом общем виде является  обеспечение  постоянно  восходящего  эволюционного развития, все остальное должно быть подчинено этой цели. Благом для человечества является все то,  что удовлетворяет этой цели.  Это прямо следует из космических Законов.  Отсюда также следует, что первостепенным при переходе человечества в пятую расу является духовный и нравственный императив.

    Цивилизационная миссия  России  предполагает руководствоваться  не национальными идеями,  а космическими.  Формулировка и поиск сейчас национальной идеи - это шаг назад, а не путь вперед. России предстоит возглавить процесс формирования нового облика земной цивилизации,  руководствуясь  глобальными целями: обеспечение эволюционно ориентированного гармоничного развития, положив в основу того процесса императив космической духовности  и  доминанту нравственности.

3. Сущность Российской цивилизации

    Многовековой  спор об исторических судьбах России, о месте ее в мировом сообществе далеко не праздный вопрос. Это вопрос об идентичности, о хронологических рамках существования Российской цивилизации, о понимании причинно-следственных связей в ее истории. От его решения зависит определение долгосрочных приоритетов в дальнейшем развитии, разработка стратегии национальной безопасности и вопросов внешней политики. К величайшему сожалению, многие политические решения в последнее десятилетие принято без должного учета специфических особенностей России, ее роли в мировой истории. Цивилизационный подход в оценке происходящих изменений и событий абсолютно не используется большинством аналитиков.

    Типология современной концепции цивилизационного подхода, прежде всего, выделяет два основных вектора (типа) цивилизационного развития в истории человечества. Они включает традиционные Восточные цивилизации циклического развития и прогрессивный Западный тип цивилизаций. При этом во всем мире идет «откат» от приоритетов европоцентризма. Еще А.Тойнби отмечал ошибочность тезиса об унификации мира на базе западной системы, как закономерном итоге единого процесса развития человечества.

    Попытки отнести Россию к Западу или к  Востоку обречены на фальсификацию действительности. Как абсолютизация  «прозападного» курса, так и  опора на восточный традиционализм заканчивались смутами и цивилизационным дисбалансом. Прогрессивные модернизации «сверху» приводили к серьезным изменениям и сдвигам в экономике и общественных отношениях. Однако, закрепление глубинных изменений в качестве необратимых, происходили, как правило, в условиях укрепления российского традиционализма.

    Существует ряд точек зрения о Российской цивилизации, как локальной, периферийной, несистемообразующей цивилизации. Однако специфика бытия подобных территориально-культурных образований в мировой истории на территории взаимодействия (лимитрофе) Запада и Востока неизменно порождала системные сообщества интегративного характера. Вначале они были неустойчивыми вследствие неуравновешенности цивилизационного баланса “Восток-Запад”, но в дальнейшем их положение становится стабильнее (Эллинистические государства, Византия).

    Российскую  цивилизацию отличает ряд специфических  признаков:

    - обширность территорий и полиэтничность. Данные сообщества представляют собой глобальные суперэтносы;

    - высокая степень централизации  государственной власти и государственного регулирования экономических, межэтнических и социальных отношений;

    - взаимодействие и интеграция культур, религий;

    - особая роль духовно-религиозных “скреп” сообществ, духовность и культура выступали всегда и как компенсаторы государственного диктата;

    - сосуществование государственного и традиционного (обычного) права и правовой выбор личности;

    - в исторической перспективе эволюционирует  выраженная тенденция к евразийской  гармонизации типологических элементов.

    Перспективы развития Западной индустриальной и  постиндустриальной цивилизации омрачены серьезными кризисными явлениями: цена прогресса неимоверно высока. Мир приходит к необходимости нейтрализации абсолюта прагматичности, индивидуализма, технизации и тупиковой “информатизации” на путях взаимоинтеграции с системой стабилизации развития, с ценностями и достижениями восточных цивилизаций. Поэтому крайне самоценно значение Российской цивилизации, которая веками апробировала опыт интеграции двух полюсов.

    Российскую  цивилизацию пора равноценно воспринимать в качестве самостоятельного, третьего типа мировых цивилизаций.

    Это цивилизация интегративная, традиционно-прогрессивная. Российская цивилизация имеет  устойчивое традиционно-консервативное ядро. Но для нее характерно наличие широкого и гибкого защитного пространства культуры, открытого внешним новациям. Это общество с колеблющимся соотношением консервативных и прогрессивных таксономических компонентов, основными источниками которых были внешние «вливания». Современное развитие настоятельно требует создания системы внутреннего генерирования прогрессивных инноваций и системы внутренненних противовесов и сдержек.

Заключение

    Россия  была и остается привлекательной  своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной культур кроется один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.

    Толерантность России к другим народам с их культурой  и традициями стала характерной  чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских, так и азиатских. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство обретает особую миротворческую миссию, подавая остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческих ценностей. 
Весь этот огромный культурный потенциал России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую роль в определении ее облика и пути дальнейшего развития. Чтобы не случилось, Россия уже вечна своим культурным влиянием. В этом есть заслуга не только гениев, но и всего народа в целом.

    Таким образом, место и роль России в  мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.

Список  используемой литературы

  1. Ельчанинов  А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. М.: Центр "Рудник", 1991.-249 с.
  2. Мунчаев Ш.М. Религия. История и современность. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ ,1998.-264с.
  3. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 430 с.
  4. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Интерпракс, 1994. - 400с.
  5. Дополнительный источник: интернет

Информация о работе Особый путь России