3.
Историческое взаимоотношение
государства с
религиями на территории
России.
В конце X века при
князе Владимире Святом Русь приняла
христианство восточного образца, которое
стало «главенствующей» религией государства.
С этого времени вплоть до 1917 г.
русский трон могли занимать только
православные государи и государыни.
До середины XV в. Русская Церковь
входила в состав Константинопольского
Патриархата и возглавлялась
назначаемым из Византии митрополитом.
Это придавало церковной власти
на Руси известную независимость
от светских властей и содействовало
сохранению ее высокого авторитета, в
том числе и в политических
делах. Во времена монголо-татарского
нашествия Церковь являлась единственным
общенациональным институтом, сохранившим
целостность Несмотря на отдельные трения,
отношения Церкви с княжеской властью
были в целом партнерскими и равноправными.
В 1448 г. Русская митрополия сделалась независимой
от Константинополя (автокефальной). С
конца XV в.наметилось наступление государства
на самостоятельность и права русских
духовных властей. Церковные реформы
середины XVII в., инициированные государством
и приведшие к расколу, объективно ослабили
Церковь и таким образом облегчили ее
подчинение. Перелома на этом пути светская
власть достиглав первые десятилетия
XVIII в., когда началась новая эпоха в истории
отношений Церкви и государства в России.
В 1721 г. увидел свет Духовный Регламент
- Патриаршество упразднялось. Высшей
властью в Церкви теперь обладал царь,
от имени которого церковное управление
осуществляла Духовная Коллегия (Святейший
Правительствующий Синод), представлявшая
собой государственный орган для руководства
Церковью. Кроме того, при Петре I Церковь
фактически потеряла контроль над своими
земельными владениями (окончательная
секуляризация которых последует в 1764
г.), а церковная юрисдикция была резко
ограничена. Все эти меры, проводившиеся
по инициативе абсолютистского государства,
привели к потере Церковью своей независимости.
Если прямое (и далеко не всегда благотворное)
государственное руководство Православной
Церковью сформировалось уже в первой
четверти XVIII в., то общеимперское управление
духовной жизнью «иноверцев» начало принимать
регулярные окормы лишь в последней трети
этого столетия. Следует заметить, что
отношение светской власти в России к
представителям иных конфессий было традиционно
гибким (серьезным исключением тут являлись,
пожалуй, только старообрядцы, подвергавшиеся
систематическим гонениям вплоть до 1905
г.). Со времен Древней Руси ни насильственное
миссионерство среди неправославных инородцев,
ни гонения на исконных представителей
других вер не превращалось в выраженные
цели внутренней политики русских князей
и царей (при этом «иноверцам» было строжайше
запрещено заниматься миссионерством).
В русле этой традиции и стали формироваться
принципы регулирования «иноверческих»
религий в правление императрицы Екатерины
II. Важным рубежом в религиозной политике
самодержавия стал указ Екатерины II 1773
г., который утвердил принцип конфессиональной
терпимости по отношению к «иноверцам»
- подданным Российской империи. Этот принцип
получил свое развитие в «Жалованной грамоте
дворянству».1785 г. Павел I подал идею объединения
управления всеми религиями (прежде всего
- христианскими) в целях борьбы с духом
«неверия» и «атеистического вольнодумства»,
в связи с французскими революциями. Данная
идея начала воплощаться в правление его
сына Александра I, когда он образовал
в 1801 г. было Министерство исповеданий.
Предполагалось, что новый орган сможет
повысить степень государственного контроля
над религиозной сферой жизни империи,
а затем и в 1810 г. Главное управление духовных
дел разных (иностранных) исповеданий.
Под его контроль были поставлены «все
предметы, относящиеся к духовной жизни
разных иностранных исповеданий и верований,
исключая судных их дел» Наконец, в 1817
г. было учреждено объединенное Министерство
духовных дел и народного просвещения,
в ведение которого были отданы дела образования,
православия (Святейший Синод) и иностранных
религий (Главное управление духовных
дел разных исповеданий). Однако деятельность
вновь созданной структуры оказалась
мало результативной и в 1824 г. по воле разочаровавшегося
в своем замысле Александра I «трехчастное»
министерство было упразднено. Но уже
в 1832 г., уже при Николае I, Главное управление
разных исповеданий было преобразовано
в Департамент духовных дел иностранных
исповеданий (ДЛДИИ). Департамент был включен
в состав Министерства внутренних дел,
в составе коего он пребывал вплоть до
1917 г. ДЛДИИ ведал: представлением императору
предложений о назначении католических,
протестантских, мусульманских и буддийских
высших духовных лиц, контролем над духовными,
духовно-учебными и имущественными делами
иностранных исповеданий, брачными и бракоразводными
делами «иноверцев», строительством и
ремонтом костелов, кирх, мечетей, синагог
и дацанов и вообще всеми проблемами, касающимися
приверженцев католицизма, протестантизма,
армяно-григорианского вероисповедания,
мусульманства, иудаизма, буддизма и язычества.
В основу религиозной политики, проводимой
властями Российской империи, был положен
принцип конфессиональной терпимости,
соблюдаемой настолько, «насколько такая
терпимость соответствует интересам государственного
порядка» После свержения самодержавия
в марте 1917 г. Временное правительство
приняло ряд весьма либеральных мер в
сфере религиозных отношений. В марте
1917 г. последователи всех конфессий в России
были уравнены в своих правах, существовавшие
ранее ограничения в их деятельности были
сняты, религиозные общины стали рассматриваться,
как части самоуправляющегося общества.
В августе 1917 г. было создано Министерство
исповеданий, в состав которого вошли
Синод и Департамент иностранных исповеданий.
Осенью 1917 г. Поместным собором Русской
Православной Церкви было принято решение
об упразднении Синода и о возрождении
патриаршества. Новый этап в истории российских
конфессий наступил после прихода к власти
большевиков в октябре 1917 г. 20 января (2
февраля) 1918 г. был принят декрет Совнаркома
РСФСР «О свободе совести, церковных и
религиозных обществах». По данному законодательному
акту Православная Церковь отделялась
от государства, а школа - от Православной
Церкви и других конфессий. Сразу с первых
месяцев установления Советской власти
стала проводиться государственная политика,
имевшая антирелигиозную направленность:
закрытие и осквернение храмов, прекращение
работы религиозных организаций и заведений,
массовые репрессии против служителей
всех культов и верующих и т.п. Хотя данная
политика была направлена на полное уничтожение
религии в СССР, эффективность ее оказалась
не слишком высокой. Согласно результатам
переписи населения 1937 г., верующими оставались
(по собственным признаниям респондентов)
57 %населения СССР. Итоги переписи спровоцировали
новую, наиболее кровавую волну репрессий
по религиозным мотивам (конец 30-х - начало
40-хгг.). Самым масштабным преследованиям
подверглась Русская Православная Церковь.
В послереволюционные десятилетия пострадали
сотни тысяч православных, значительная
часть их погибла. В довоенный период
делами всех конфессий формально занималась
Комиссия по делам культов при Президиуме
ВЦИК, однако решающую роль в «присмотре»
за религиозными институтами и их служителями
играли органы государственной безопасности
-- ВЧК-ГПУ-НКВД. Официальным актом, регулирующим
конфессиональную практику Советской
власти, являлось постановление ВЦИК и
СНКСССР «О религиозных объединениях»
1929 г., которое (с некоторыми уточнениями)
действовало до конца 1980-х гг. Постановление
запрещало верующим любую внеобрядовую
деятельность (включая благотворительную
и просветительскую), а также накладывало
ряд других ограничений на жизнь конфессий.
Определенные перемены в советской религиозной
политике произошли в годы Великой Отечественной
войны. В целях укрепления социально-политических
основ режима и улучшения международного
имиджа страны И.В.Сталин пошел на частичные
уступки верующим различных конфессий.
В 1943 г. Избирается новый патриарх Русской
Православной Церкви. Вслед за этим были
открыты отдельные храмы, начался выпуск
церковной литературы, возобновилась
работа некоторых церковных учебных заведений.
Для контроля в 1943г. создан специальный
орган - Совет по делам Русской Православной
Церкви при Совнаркоме СССР. В том же году
создан Комитет по делам религий при Совнаркоме
СССР, который ведал всеми не православными
конфессиями. Эпоха физических гонений
на приверженцев различных религий в СССР
(когда практиковались такие меры, как
ссылка, арест или смертная казнь) завершилась
лишь со смертью И.В.Сталина. Однако в правление
Н.С.Хрущева поднялась новая - на сей раз
административная - волна преследований.
В 1965 г. в результате слияния Комитета
по делам религий и Совета по делам РПЦ
был образован единый государственный
орган - Совет по делам религий при Совете
Министров СССР. Данная структура фактически
находилась в непосредственном ведении
ЦК КПСС и сохранила традиционные связи
с органами госбезопасности. По сведениям,
в составе данного Совета, находившегося
в Москве, числились три отдела: первый
из них ведал православием (в том числе
старообрядчеством), второй - не
православными христианскими культами,
третий - не христианскими религиями (исламом,
иудаизмом, буддизмом). В республиках,
краях, областях и районах СССР существовали
уполномоченные Совета по делам религий.
Специально назначенные чиновники, иногда
(на районном уровне) данную функцию по
совместительству исполняли третий секретарь
райкома КПСС, ведавший идеологической
работой, или сотрудник КГБ. Главной политической
задачей всех работников Совета по делам
религий являлась деятельность по реализации
установки партийных инстанций на «свертывание»
влияния конфессиональных институтов.
Старый Совет по делам религий, как и вся
прежняя религиозная политика советского
государства, прекратили свое существование
в конце 1990 г. с ликвидацией структуры
Совета Министров СССР.
4. Регулирование
правоотношений государства
и религий в современной
России
Исходя из истории
взаимодействия государства и религий
в России, можно сказать, что на
протяжении многих лет, начиная с XVI
века, государство стремилось контролировать
Церковь, не только как организацию,
но и внутреннее управление самой
религией. Ничего хорошего из этого
не вышло, так как Церковь не смогла
в полной мере выполнять наложенную
на нее функцию нравственного
регулятора, так как она перестала
иметь для этого необходимый
авторитет. И поэтому цель этой главы
выяснить имеются ли условия в
современном российском законодательстве
необходимые, что бы религия могла
свободно выполнять, как свои внутренние
функции, так и функцию нравственного
регулятора в обществе. Состояние российского
законодательства в сфере религии можно
назвать в целом достаточно позитивным
и стабильным. Основанием для подобных
выводов является то, что в России нет
межрелигиозного противостояния, как
нет и межэтнических конфликтов, которые
питались бы религиозными мотивациями,
также, Россия - одна из немногих стран,
где не только отсутствует конфронтация
между основными религиозными течениями,
но и наличествует плодотворное сотрудничество
между конфессиями. Перечислим законы,
которые закрепляют религиозное разнообразие
в России и помогают эффективно бороться
с проявлениями дискриминации по отношению
к религиям и к гражданину, через его религиозные
взгляды:
Конституция
1) Конституция РФ
статья14: «Российская Федерация
- светское государство. Никакая
религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Религиозные объединения
отделены от государства и
равны перед законом». 2) Конституция
РФ статья 28: «Гарантируется свобода совести,
свобода вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно
с другими любую религию или не исповедовать
никакой, свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними» 3) Конституция
РФ статья 19: «Закреплен принцип равенства
всех перед законом и судом. Государством
гарантируется равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности». 4) Конституция РФ статья
29: «Каждому гарантируется свобода мысли
и слова. Не допускаются пропаганда или
агитация, возбуждающие социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть
и вражду. Запрещается пропаганда социального,
расового, национального, религиозного
или языкового превосходства. Никто не
может быть принужден к выражению своих
мнений и убеждений или отказу от них».
Конституционные нормы вложены в Федеральные
Законы, принятые по различным отраслям
(трудовой кодекс, семейный кодекс, в федеральных
законах об информации, СМИ, об образовании,
о культуре, о гарантии прав ребенка, о
здоровье, об избирательных правах, о государственной
службе), но возьмем один из них, в котором
более подробно прописаны действия государства
и Церкви в отношении друг друга. Федеральный
закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести
и о религиозных объединениях” Федеральное
Собрание Российской Федерации, подтверждая
право каждого на свободу совести и свободу
вероисповедания, а также на равенство
перед законом независимо от отношения
к религии и убеждений; основываясь на
том, что Российская Федерация является
светским государством; признавая особую
роль православия в истории России, в становлении
и развитии ее духовности и культуры; уважая
христианство, ислам, буддизм, иудаизм
и другие религии, составляющие неотъемлемую
часть исторического наследия народов
России; считая важным содействовать достижению
взаимного понимания, терпимости и уважения
в вопросах свободы совести и свободы
вероисповедания; принимает настоящий
Федеральный закон.
Статья 4. Государство
и религиозные объединения
1. Российская Федерация
- светское государство. Никакая
религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Религиозные объединения
отделены от государства и
равны перед законом. 2. В соответствии
с конституционным принципом отделения
религиозных объединений от государства
государство: не вмешивается в определение
гражданином своего отношения к религии
и религиозной принадлежности, в воспитание
детей родителями или лицами, их заменяющими,
в соответствии со своими убеждениями
и с учетом права ребенка на свободу совести
и свободу вероисповедания; не возлагает
на религиозные объединения выполнение
функций органов государственной власти,
других государственных органов, государственных
учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных
объединений, если она не противоречит
настоящему Федеральному закону; обеспечивает
светский характер образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях.
3. Государство регулирует предоставление
религиозным организациям налоговых и
иных льгот, оказывает финансовую, материальную
и иную помощь религиозным организациям
в реставрации, содержании и охране зданий
и объектов, являющихся памятниками истории
и культуры, а также в обеспечении преподавания
общеобразовательных дисциплин в образовательных
учреждениях, созданных религиозными
организациями в соответствии с законодательством
Российской Федерации об образовании.
4. Деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления
не сопровождается публичными религиозными
обрядами и церемониями. Должностные лица
органов государственной власти, других
государственных органов и органов местного
самоуправления, а также военнослужащие
не вправе использовать свое служебное
положение для формирования того или иного
отношения к религии. 5. В соответствии
с конституционным принципом отделения
религиозных объединений от государства
религиозное объединение: создается и
осуществляет свою деятельность в соответствии
со своей собственной иерархической и
институционной структурой, выбирает,
назначает и заменяет свой персонал согласно
своим собственным установлениям; не выполняет
функций органов государственной власти,
других государственных органов, государственных
учреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органы государственной
власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политических
партий и политических движений, не оказывает
им материальную и иную помощь. 6. Отделение
религиозных объединений от государства
не влечет за собой ограничений прав членов
указанных объединений участвовать наравне
с другими гражданами в управлении делами
государства, выборах в органы государственной
власти и в органы местного самоуправления,
деятельности политических партий, политических
движений и других общественных объединений.
7. По просьбам религиозных организаций
соответствующие органы государственной
власти в Российской Федерации вправе
объявлять религиозные праздники нерабочими
(праздничными) днями на соответствующих
территория.
Статья 6. Религиозные
объединения
1. Религиозным объединением в Российской
Федерации признается добровольное объединение
граждан Российской Федерации, иных лиц,
постоянно и на законных основаниях проживающих
на территории Российской Федерации, образованное
в целях совместного исповедания и распространения
веры и обладающее соответствующими этой
цели признаками: вероисповедание; совершение
богослужений, других религиозных обрядов
и церемоний; обучение религии и религиозное
воспитание своих последователей. 2. Религиозные
объединения могут создаваться в форме
религиозных групп и религиозных организаций.
3. Создание религиозных объединений в
органах государственной власти, других
государственных органах, государственных
учреждениях и органах местного самоуправления,
воинских частях, государственных и муниципальных
организациях запрещается. 4. Запрещаются
создание и деятельность религиозных
объединений, цели и действия которых
противоречат закону. Из данного закона
следует, что в российском законодательстве
имеются все нормы, которые гарантируют
невмешательство государства в канонические
дела церкви, но и невмешательство церкви
в дела государства, но при этом государство
готово помогать Церкви и в экономической
области, реставрационной, образовательной.
Это можно по-разному охарактеризовать,
но в современном обществе, в светском
государстве - это одна из наилучших форм
взаимодействия. Одновременно российским
законодательством установлена ответственность
за нарушение принципов равенства всех
перед законом, за совершение правонарушений
по религиозным мотивам: Уголовный кодекс
Российской Федерации рассматривает совершение
преступления по мотиву национальной,
расовой, религиозной ненависти или вражды
как обстоятельство, отягчающее ответственность.
Уголовному и административному преследованию,
подлежат: - дискриминация, то есть нарушение
прав, свобод и законных интересов человека
и гражданина в зависимости от его пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям или каким-либо социальным
группам (статья 136 УК РФ); - воспрепятствование
осуществлению права на свободу совести
и вероисповеданий (статья 148 УК РФ); - действия,
направленные на возбуждение ненависти
либо вражды, а также на унижение достоинства
человека либо группы лиц по признакам
пола, расы, национальности, языка, происхождения,
отношения к религии, а равно принадлежности
к какой-либо социальной группе, совершенные
публично или с использованием средств
массовой информации (статья 282 УК РФ);
- геноцид, т.е. действия, направленные
на полное или частичное уничтожение национальной,
этнической, расовой или религиозной группы
как таковой путем убийства членов этой
группы, причинения тяжкого вреда их здоровью,
насильственного воспрепятствования
деторождению, принудительной передачи
детей, насильственного переселения либо
иного создания жизненных условий, рассчитанных
на физическое уничтожение членов этой
группы (статья 357 УК РФ). - Ответственность
за нарушение законодательства о свободе
совести, свободе вероисповедания и о
религиозных объединениях установлена
также Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях
(статья 5.26). Также государство должно
разделять деятельность религиозных объединений
готовых к мирному диалогу и деятельность
экстремистских организаций, что оно и
делает в своем законодательстве. Федеральным
законом «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ.
Деятельность общественных и религиозных
объединений, либо иных организаций, либо
средств массовой информации, либо физических
лиц по планированию, организации, подготовке
и совершению действий, направленных на
возбуждение расовой, национальной или
религиозной розни, а также социальной
розни, связанной с насилием или призывами
к насилию, унижение национального достоинства,
осуществление массовых беспорядков,
хулиганских действий и актов вандализма
по мотивам расовой, национальной или
религиозной ненависти либо вражды, а
равно по мотивам ненависти либо вражды
в отношении какой-либо социальной группы,
пропаганду исключительности, превосходства
либо неполноценности граждан по признаку
их отношения к религии, социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой
принадлежности приравнена к экстремистской
деятельности. Законом установлена ответственность
за такого рода деятельность, в том числе
ликвидация организации, признанной экстремистской.
В 2009г. при Министерстве юстиции РФ создан
научно-консультативный Совет по изучению
информационных материалов религиозного
содержания на предмет выявления в них
признаков экстремизма. Совет будет рассматривать
информационные материалы, представленные
судебными, правоохранительными органами,
министерством юстиции, а также гражданами
и организациями. Заключения Совета будут
носить рекомендательный характер и станут
публиковаться на сайте Минюста. В случае
решения о наличии в информационных материалах
признаков экстремизма заключение Совета
будет в обязательном порядке направлено
в прокуратуру. Теперь рассмотрим как
в России осуществляется диалог между
Церковью и государством, какие органы
созданы для этого. 1.) Совет по взаимодействию
с религиозными объединениями при Президенте
Российской Федерации (далее именуется
- Совет) является консультативным органом,
осуществляющим предварительное рассмотрение
вопросов и подготовку предложений для
Президента Российской Федерации, касающихся
взаимодействия Президента Российской
Федерации с религиозными объединениями
и повышения духовной культуры общества.
В своей деятельности Совет руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
Основными функциями Совета являются:
обеспечение взаимодействия Президента
Российской Федерации с религиозными
объединениями; содействие укреплению
общественного согласия, достижению взаимопонимания,
терпимости и взаимного уважения в вопросах
свободы совести и свободы вероисповедания.
Для осуществления своих функций Совет
имеет право: - запрашивать и получать
в установленном порядке от федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, научных учреждений и организаций
и их должностных лиц необходимую информацию
по вопросам, относящимся к компетенции
Совета; - пользоваться в установленном
порядке банками данных Администрации
Президента Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти; - обращаться
за получением информации к общественным
и религиозным организациям; - использовать
государственные, в том числе правительственные,
системы связи и коммуникации; - привлекать
в установленном порядке к работе научные
учреждения, отдельных ученых и специалистов,
в том числе на договорных началах.
2) Комитет Государственной Думы по делам
общественных объединений и религиозных
организаций.
Основные направления в работе: - правовое
регулирование процесса становления и
развития основных социальных институтов
общественно-политической сферы - политических
партий, общественных объединений, религиозных
организаций, профессиональных и творческих
союзов, женских движений и координация
связей Государственной Думы с ними; -
поддержка, развитие добровольных гражданских
инициатив и совершенствования федерального
законодательства; - вопросы взаимодействия
гражданского общества с органами государственной
власти, органами местного самоуправления
и другими общественными институтами;
сотрудничество с представителями религиозной
общественности (православной, мусульманской,
буддистской, иудаистской); осуществление
совместных проектов по общественно значимой,
в том числе религиозной тематике с Полномочным
Представителем Президента РФ в Центральном
Федеральном округе; - участие в работе
Совета по взаимодействию с религиозными
организациями при Президенте РФ, Комиссии
по вопросам религиозных объединений
при Правительстве Российской Федерации,
в заседаниях рабочей группы Президиума
Государственного Совета Российской Федерации
по противодействию проявлениям религиозного
экстремизма в Российской Федерации, Экспертного
Совета по гражданскому и конституционному
законодательству при Правовом управлении
Государственной Думы, Межпарламентской
Ассамблеи Православия (МАП) и проводимых
ею международных конференциях, подготовке
документов и заседаний Международного
Секретариата и других высших органов
МАП; - разработка законодательной базы
обеспечения защиты и восстановления
гарантированных сбережений населения
(активное сотрудничество в этих вопросах
с общественными объединениями вкладчиков),
общественного контроля за соблюдением
прав человека в местах лишения свободы;
гендерные проблемы; - организация парламентских
и общественных слушаний, конференций,
"круглых столов", выездных заседаний
по вопросам, входящим в ведение Комитета
и т.д.
3) Комиссия по вопросам религиозных объединений
при Правительстве Российской Федерации.
Основными задачами Комиссии являются:
а) подготовка предложений по урегулированию
вопросов, связанных с деятельностью религиозных
объединений и требующих решения Правительства
Российской Федерации; б) информационно-аналитическое
обеспечение деятельности Правительства
Российской Федерации по вопросам, затрагивающим
сферу взаимоотношений государства и
религиозных объединений; в) координация
деятельности органов исполнительной
власти в сфере взаимоотношений с религиозными
объединениями. а) запрашивать у государственных,
общественных и религиозных организаций
необходимую информацию по вопросам, выносимым
на рассмотрение Комиссии; б) заслушивать
руководителей федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по вопросам
их деятельности в части обеспечения прав
граждан на свободу совести, свободу вероисповедания,
реализации предусмотренных законодательством
Российской Федерации прав и законных
интересов религиозных объединений, противодействия
использованию религиозного фактора в
экстремистских целях; в) создавать рабочие
группы, в том числе для проведения экспертизы
представляемых в Правительство Российской
Федерации проектов решений по вопросам,
относящимся к компетенции Комиссии; г)
привлекать экспертов для проведения
специализированной экспертизы по вопросам,
выносимым на рассмотрение Комиссии. Комиссия
не обладает контрольными или распорядительными
функциями по отношению к религиозным
организациям.
4) Общественная палата: Комиссия Общественной
палаты по межнациональным отношениям
и свободе совести. Общественная палата
призвана обеспечить согласование общественно
значимых интересов граждан Российской
Федерации, общественных объединений,
органов государственной власти и органов
местного самоуправления для решения
наиболее важных вопросов экономического
и социального развития, обеспечения национальной
безопасности, защиты прав и свобод граждан
Российской Федерации, конституционного
строя Российской Федерации и демократических
принципов развития гражданского общества
в Российской Федерации путем: - привлечения
граждан и общественных объединений к
реализации государственной политики;
- выдвижения и поддержки гражданских
инициатив, имеющих общероссийское значение
и направленных на реализацию конституционных
прав, свобод и законных интересов граждан
и общественных объединений; - проведения
общественной экспертизы (экспертизы)
проектов федеральных законов и проектов
законов субъектов Российской Федерации,
а также проектов нормативных правовых
актов органов исполнительной власти
Российской Федерации и проектов правовых
актов органов местного самоуправления;
- осуществления в соответствии с настоящим
Федеральным законом общественного контроля
(контроля) за деятельностью Правительства
Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, а
также за соблюдением свободы слова в
средствах массовой информации; - выработки
рекомендаций органам государственной
власти Российской Федерации при определении
приоритетов в области государственной
поддержки общественных объединений и
иных объединений граждан Российской
Федерации, деятельность которых направлена
на развитие гражданского общества в Российской
Федерации; - оказания информационной,
методической и иной поддержки общественным
палатам, созданным в субъектах Российской
Федерации, и общественным объединениям,
деятельность которых направлена на развитие
гражданского общества в Российской Федерации;
- привлечения граждан, общественных объединений
и представителей средств массовой информации
к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения
свободы слова в средствах массовой информации,
реализации права граждан на распространение
информации законным способом, обеспечения
гарантий свободы слова и свободы массовой
информации, и выработки по данным вопросам
рекомендаций; - осуществления международного
сотрудничества в соответствии с целями
и задачами, определенными настоящей статьей,
и участия в работе международных организаций,
а также в работе международных конференций,
совещаний и других мероприятиях. Федеральные
органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления,
их должностные лица, иные государственные
и муниципальные служащие обязаны оказывать
содействие членам Общественной палаты
в исполнении ими полномочий, установленных
настоящим Федеральным законом. 5) Соглашения
различных конфессий с исполнительными
органами власти на местах. Исходя из вышеперечисленных
органов, можно сказать, что в России существуют
государственные органы, по взаимодействию
с различными религиями и исполнение предписаний
большинства из них являются обязательными.
Более конструктивное сотрудничество
идет на местах, нежели с федеральными
органами власти. Но есть и негативные
стороны, во-первых, собираются данные
комиссии и комитеты очень редко, чаще
всего один раз в год, во-вторых, невозможно
узнать что именно сделали данные комиссии,
так как никаких актов или предписаний,
никаких источников опубликования найти
не удалось (исключая комитет в государственной
думе). В России еще существуют формы сотрудничества
между основными религиозными течениями,
которые способствуют межрелигиозному
диалогу и выработке решений, которые
потом выносятся на обсуждение при встрече
с органами государственной власти. Межконфессиональные
соглашения. Круглые столы.
Заключение
Рассмотрев все
стороны касающееся взаимоотношения
государства и церкви, можно сделать
несколько выводов. При рассмотрении
религий, которые преобладают на территории
России, и их духовных ценностей, вывод
заключается в том, что, в принципе, данные
религии несут общие духовные ценности
и государство, признавая, что земные нравственные
мерила несовершенны и недостаточны для
регулирования отношений в обществе, должно
опираться на нравственные ценности, исходящие
из данных религий, сложившиеся на протяжении
долгого времени, пронизанные и проверенные
историей. Рассмотрев понятие государства,
исходя из функций, которое оно выполняет
и статей Конституции РФ, Россия была признана
социальным государством, а это говорит
о том, что вся деятельность его должна
быть направлена на взаимодействие с гражданином
и обществом, частью которого является
церковь, для их бесконфликтного существования,
чему нравственные ценности религий способствуют.
Была рассмотрена история взаимоотношений
государства и церкви, где на протяжении
долгого времени, государство контролировало
церковь, даже контролировало каноническую
сторону церквей, это говорит об отсутствии
какой-либо свободы в области свободы
слова, свободы вероисповеданий, заложенные
в принцип демократического государства,
поэтому можно говорить об их недемократичном
государственно-правовом режиме. Также
рассмотрены правовые взаимоотношения
между государством и церковью, из которых
можно сделать вывод, что в современной
России созданы условия для взаимоотношения
государства и различных религий: законодательство,
которое гарантирует равенство всех религий,
отсутствие дискриминации по религиозному
признаку, невмешательство государства
во внутренние вопросы церкви, а также
помощь со стороны государства в социальной
сфере: в области образования, здравоохранения,
культуры, уголовно-исправительных учреждений
и других. Таким образом, под эгидой Церкви
возникают островки с религиозными, нравственными
ценностями, которые она может передать
людям, через те же самые социальные сферы
(собственные публикации, СМИ, образование,
оказание помощи, тюрьмы, вооруженные
силы).
Список
используемой литературы.
1. Радько Т.Н. Теория
государства и права. М. 2009г.
2. Научно практический
комментарий к конституции Российской
Федерации/Под общ.ред. проф. Ю.А.Юрьева,
М, 2007г.
3. Мартышин О.В.
Теория государства и права.
М. 2007г.
4. Малько А.В. Теория
государства и права: в схемах,
определениях и комментариях. М.2009г.