Общее понятие и характеристика иудаизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:49, доклад

Описание работы

Термин «иудаизм» происходит от греческого йуда́исмос, появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже 1 в. до н. э. (II Макк. 2:21; 4:38) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — русское «еврейство», немецкое Judentum. На иврите эквивалентом последнего является יַהֲדוּת (яхадут).

Работа содержит 1 файл

обряды иудаизма.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

Общее понятие  и характеристика иудаизма

 

Иудаизм, религиозное, национальное и этическое мировоззрение, на протяжении тысячелетий определявшее верования и жизненный уклад еврея.

Термин «иудаизм»  происходит от греческого йуда́исмос, появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже 1 в. до н. э. (II Макк. 2:21; 4:38) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — русское «еврейство», немецкое Judentum. На иврите эквивалентом последнего является יַהֲדוּת (яхадут).

История иудаизма характеризуется непрерывным процессом творческого взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций — этики и ритуала, универсализма и национализма, избранности еврейского народа как носителя Божественного откровения и равенства всех людей, созданных по образу и подобию Божьему, личного искупления и национального освобождения, беспрецедентной в истории преданности утраченной древней родине, стремления к возвращению в нее и приспособления к жизни в изгнании.

Формирование иудаизма начинается с возникновением во 2 тыс. до н. э. принципиально новой религиозной концепции — монотеистической идеи единого Бога, творца и властелина Вселенной . На смену традиционной теологическо-космогонической мифологии приходит идея сотворения мира творческой волей Бога и историческая сага, в центре которой — формирование народа Израиля и его завет с Богом. Развитие иудаизма сопровождалось ожесточенной борьбой, возглавлявшейся пророками, с пережитками политеизма, поддерживавшимися влиянием окружающих народов и окончательно изжитыми с возвращением евреев из пленения вавилонского.

Зародившись на фоне великих цивилизаций Древнего Востока  — Месопотамии, Египта и Ханаана, — иудаизм уже в период Первого храма вступил в конфликт с этими цивилизациями. Антагонизм между иудаизмом и окружающим языческим миром достиг особой остроты после завоевания Ближнего Востока Александром Македонским. Проникновение в еврейство эллинистического культурного влияния вызвало противодействие, вылившееся в столкновение между иудаизмом и эллинизмом, кульминацией которого было восстание Маккавеев.

Со своей стороны, иудаизм оказывал влияние на эллинистический  мир, в котором он, в различных  формах и проявлениях, получил широкое  распространение. Иерусалимский храм становится центром притяжения не только для многочисленной еврейской диаспоры, но и сотен тысяч приверженцев иудаизма по всему эллинистическому миру. В этот период жреческое сословие, в руках которого было сосредоточено  отправление культа, утрачивает руководящее  положение, и религиозное руководство  переходит к законоучителям и  мудрецам.

Библейский канон, лежащий в основании иудаизма, становится объектом толкования и комментирования, что повлекло за собой формирование различных интерпретационных направлений, борьба между которыми завершилась  победой фарисеев в последние десятилетия эпохи Второго храма (середина 1 в. н.э.). Выработанная в этот период Галаха, регламентировавшая жизнь еврея, явилась наиболее ярким и полным выражением иудаизма.

Под влиянием восстаний  против Рима, под властью которого, начиная с 1 в. н. э., оказалось абсолютное большинство еврейского народа, в иудаизме сформировалась новая концепция веры в грядущий приход Мессии, избавителя из дома Давида, о котором возвещали библейские пророки: приход Мессии должен восстановить суверенное Иудейское царство и водворить всемирную справедливость.

С распространением христианства, ставшего государственной религией Римской империи в начале 4 в., и ислама (7 в.) евреи оказались под властью народов, которые исповедовали религии, берущие начало в иудаизме и принявшие основные принципы его веры, космогонии, этики, происхождения человеческого рода и понимания истории. Однако эта общность не только не привела к взаимопониманию, но, напротив, вылилась в непримиримый конфликт: еврейство категорически отказалось принять претензии как христианства, так и ислама на то, что именно в них находит свое подлинное и адекватное выражение истина, и рассматривало обе религии как искажение иудаизма; христианство и ислам, со своей стороны, рассматривали иудаизм либо как исторический рудимент, либо как богоотступничество, подвергая еврейский народ гонениям и унижениям.

Несмотря на угнетенное положение, евреи не прекращали острой религиозной полемики с христианством  и исламом на протяжении всей эпохи  средневековья. Галаха, находившаяся в  процессе постоянного развития в  связи с меняющимися историческими  и социальными условиями, оставалась основой жизненного уклада еврея. Исполнение мицвот, то есть предписаний Галахи, определяло принадлежность к еврейству, и факт, что в лоне еврейства остались лишь те течения, представители которых, несмотря на большие или меньшие отклонения от общепринятых норм иудаизма, соблюдали установления Галахи, является исторически неоспоримым.

Вместе с тем  в средние века впервые — под  влиянием христианской и мусульманской  теологии — предпринимается попытка  сформулировать основные принципы иудаизма. Правда, уже в Талмуде один из мудрецов, амора Симлай (3 в.н.э. — Мак. 24а), пытается путем гомилетической экзегезы библейских текстов свести иудаизм к единственному стиху из книги пророка Хаваккука (2:4): «Праведник верой своей жив будет», а Хиллел, в ответ на просьбу чужестранца обратить его в еврейство в течение времени, которое он может простоять на одной ноге, формулирует как основу иудаизма этическое правило: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» .

Тем не менее, ни та, ни другая формулировка не превратились в религиозную догму, а остались среди многочисленных толкований библейских стихов и талмудических максим. Наряду с формулировкой догматов веры в  средневековой еврейской теологии в этот период получает развитие также  другая тенденция, прослеживаемая уже  в талмудической литературе, —  дать иудаизму философское или мистическое  обоснование, тенденция, воплотившаяся  в философских системах и мистическом  учении каббалы.

Эмансипация и последовавшая за ней массовая ассимиляция, а также секуляризация европейского общества вызвали потребность в рациональном определении иудаизма. Проблема состояла в том, как возможно сочетать полную интеграцию в окружающей культурной среде с сохранением верности иудаизму. Казалось, что антагонизм между еврейством и окружающей средой может быть преодолен, если иудаизм будет объявлен одной из религий, принятых в данном обществе, наряду с католицизмом и протестантизмом, либо если еврейство будет рассматриваться не как религиозная, а как культурно-этническая группа.

В этот период, наряду с традиционным иудаизмом широких  еврейских масс, появляются новые  течения — реформизм в иудаизме, ортодоксальный и консервативный иудаизм. Некоторые еврейские мыслители стали трактовать иудаизм как универсальное моральное учение, задача которого — прогресс человечества на пути к осуществлению принципов идеальной этики (М. Лацарус, Г. Коген). Другие мыслители рассматривали иудаизм как культурно-исторический феномен, не утративший, несмотря на уникальные исторические условия, национальный характер (Я. Кляцкин, М. И. Бердичевский).

Ахад-ха-‘Ам видел цель в синтезе национально-культурного возрождения еврейского народа в Эрец-Исраэль с исторической этикой иудаизма. Сионизм и создание Государства Израиль еще более обострили проблему роли иудаизма в жизни еврейского народа и вызвали острую дискуссию. Отношение религиозного еврейства к Государству Израиль включает широкий спектр — от полного неприятия государства, основанного на светских принципах, вплоть до восприятия Израиля как начала наступления мессианской эры .

Отношение светского  еврейства к месту религии  в государственно-общественной жизни  Государства Израиль также неоднозначно — от полного отрицания роли религии  в становлении еврейского государства  и его жизни до понимания Израиля  как воплощения в светской форме  религиозных чаяний сотен поколений  евреев и стремления в наиболее полной мере использовать в строительстве  национального государства религиозно-культурное наследие еврейского народа.

Такая поляризация  взглядов является прямым продолжением полярной напряженности, характеризовавшей  развитие иудаизма и находившей разрешение не только в теоретических дебатах, но и в эмоциональном опыте  многих поколений евреев на протяжении всей еврейской истории, готовых  на подвиг и самопожертвование в  сознании возложенной на них миссии претворения идеалов, кажущихся  утопией.

 

Особенности иудейских религиозных праздников

 

Особенность иудейских  праздников состоит в том, что  они отмечаются по чинному календарю. Лунный календарь, по которому празднуются иудейские праздники, сделал их блуждающими и тем самым помог иудейскому духовенству скрыть историческую связь праздников с социально-экономическими условиями жизни народа.

Религиозные праздники  древнего происхождения. Содержание и  характер религиозных праздников, как  доказали ученые-историки, соответствовали  экономическим условиям жизни племени, рода или патриархальной семьи. В  далеком прошлом праздновали  удачную охоту, обильный урожай, приплод  скота и т. п. С появлением богов - покровителей скотоводства, земледелия и т. п. праздники устраивались в  честь этих божеств. С установлением  централизованного культа в рабовладельческом  государстве все религиозные  праздники у евреев были связаны  с именем Яхве. Конкретные функции  отдельных богов были переданы единому  богу. И не различным божествам  в дни праздника приносили  дары, а только одному Яхве. Жрецы  настойчиво напоминали: в храм божий  в праздничный день нельзя приходить  с пустыми руками. Эта заповедь в Ветхом завете повторяется много раз.

Древние праздники  имели прямое отношение к явлениям природы, к экономической жизни  людей, превратно отраженным в их сознании. Впоследствии религиозные  праздники и сопровождающие их молитвы, покаяния, посты служили воспитанию у народных масс послушания, покорности и жертвенности, в которых были заинтересованы эксплуататорские классы. Религиозные праздники призваны были закрепить у трудящихся евреев веру в божественный промысел, а  следовательно, подорвать их волю к  борьбе против гнета и эксплуатации.

 

Описание праздников

 

В иудаизме четко прослеживаются два цикла  праздников: первый приходится на весну  и раннее лето, второй на осень.

 

Рош-Гашана

Рош-Гашана ("глава года", ивр.) - Новый год  по еврейскому календарю (первые два  дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный  период духовного самоуглубления и  покаяния. Эти дни называют "десять дней тшува" (буквальный перевод  с иврита - "возвращение") - возвращение  к Богу. Их называют также "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи  приветствуют друг друга добрым пожеланием: "Да будете Вы записаны и подписаны  на хороший год в Книге Жизни!" В своих молитвах, обращенных к  Всевышнему, люди просят ниспослать им, их семьям, всему народу мир, хорошее  здоровье и удачу в делах.

В Рош-Гашана в синагогах принято трижды трубить  в шофар (особо обработанный бараний  рог). Звук шофара должен напомнить  о трубном гласе на Синайской  горе, призвать всех и каждого к  покаянию. Верующие в этот день облачены в светлые одежды. Во время праздничной  трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мед ("чтобы наступающий  год был сладким").

 

Йом-Киппур

Йом-Киппур ("День искупления", ивр.), "Судный день" - самый важный и торжественный  день в году, один из главных праздников. Отмечается 10 числа месяца Тишрей (сентябрь, октябрь). В этот день, согласно Торе и Талмуду, Бог судит дела каждого  человека, оценивает его грехи, "отпускает" их (или нет).

Это день полного поста: с вечера накануне нельзя есть, пить, натираться маслами  и кремами, носить кожаную обувь; запрещена интимная близость; исключается  всякая работа. Принято одеваться  во все белое; просить прощение у  обиженных тобой за год людей; давать больше обычного милостыни (в  канун праздника).

В синагоге проводится пять служб. Молитвы начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты") вечером; богослужение прерывается  лишь на ночь, продолжается весь следующий  день и заканчивается к вечеру. Заключительная молитва - "Неила" ("Закрытие" небесных врат"). После  нее трубят в шофар; молящиеся  восклицают: "В будущем году в  Иерусалиме!".

Одна  главная идея проходит через все  особые молитвы Рош-Гашана и Йом-Киппура: признание власти Бога над миром, покорность Его верховной воле, Его  суду.

 

Суккот

Суккот. Через 4 дня после Йом-Киппура  наступает праздник Суккот (от "сукко" - шалаш, хижина, ивр.) За эти дни верующий еврей должен соорудить временное  жилище, крыша которого делается из растений (камыш, бамбук, еловые ветви) - в память о тех укрытиях, в  которых жили евреи в период 40-летних странствий после исхода из Египта. 8 дней (в диаспоре 9) положено находиться в сукко. В Израиле время праздника  совпадает с последней жатвой, поэтому является и праздником сбора  урожая. В молитвеннике он именуется  также "временем нашего веселья".

С праздником Суккот связаны особые благословения  и молитвы. Седьмой его день - Гошана Рабба (Великая Осанна) - это последний  день, когда Бог может изменить "запись" на следующий год.

Завершающий, 8-й день Суккот (в диаспоре - 8-й  и 9-й) считается самостоятельным  праздником (Шмини-Ацерет, "восьмой  день собрания", ивр.). Главный момент дополнительной службы в этот день - молитва о дожде. Другие молитвы  обычны для праздничного дня.

Информация о работе Общее понятие и характеристика иудаизма