Общая теория алхимического символизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 07:16, реферат

Описание работы

Алхимические символы это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности, в которой нашли свое конкретное воплощение - прошлое, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том, что к истине надо прийти, ее не дано непосредственно "увидеть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней.

Содержание

Введение стр.3
Общая теория алхимического символизма стр.4-5
Алхимическая теория стр.6-7
Символика алхимических веществ стр.7-8
Семь алхимических правил стр.9
Философский камень и история поисков его состава стр.9-11
Алхимия в современную эпоху стр.12-13
Заключение стр.14
Литература стр.15
Приложение 1 стр.16-18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 151.72 Кб (Скачать)

7

богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.   

      Далее Первовещество - это не однородная субстанция оно (Первовещест) состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть.  

      Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии  оно вполне самодостаточно.

Философская ртуть.   

      Философская ртуть - душа материи (тела вещества), она  есть идеальное вещество, связывающее  Дух и Тело в единое целое путем  примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом  единства всех трех планов Бытия. По этому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Тайный  огонь.    

      Тайный  огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество Философской ртути.  

Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно  прийти к выводу что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к следующему алгоритму:

  Тело  должно быть очищено вороном  и лебедем, представляющими разделение  души на две части - злую (черную) и благую (белую).

  Переливчатые  перья павлина предлагают доказательства  того, что процесс трансформации  начался 

Другие  птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

  Пеликан  (кормление кровью)

  Орел (победный символ завершающегося  ритуала) 

  Феникс (являет собой совершенного орла) 

  Как  видно из вышеизложенного существуют  три основные этапа Делания: нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная. Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью

8

днями творения, но все же почти все алхимики упоминали  о них.   
 

Семь  алхимических правил

(Краткое  изложение из "Алхимического Свода"  Альберта Великого)

  1. Нарушая  МОЛЧАНИЕ, ты подвергаешь опасности  не только себя, ты подвергаешь  опасности наше дело.

  2. Выбирай  МЕСТО РАБОТЫ тщательно. Выбирай  его так, чтобы оно не бросалось в глаза и было для тебя удобным.

  3. Начинай  свое дело в СРОК и вовремя  его заверши. Совсем не спеши  не надо спешить, зачем нам  спешить, но и не медли, медлят  проигрывающие.

  4. ТЕРПЕНИЕ, ничего не дается без терпения  и усердия. С усердием начинай,  с усердием продолжай Дело. Желание  отдохнуть - первый признак поражения. 

  5. Знай, свой предмет, знай свое дело, знай его символику. Совершенство требует ЗНАНИЯ, незнание ведет за собой смерть.

  6. Проявляй  ВНИМАНИЕ к материалам, используй  только чистые вещества и процессы, дабы избежать загрязнения. 

  7. Не  начинай Великого Делания не запасаясь средствами и УВЕРЕННОСТЬЮ. Без средств и уверенности ты только приблизишь себя к и без того неизбежной смерти, а это ли не поражение? 

Философский камень и история  поисков его состава

  Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Гермес Трисмегист - полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием). Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на т. н. "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Утверждение христианства в качестве государственной  религии Римской империи при  императоре Константине (285-337) привело  к ещё большим

9

гонениям на алхимию, пронизанную языческой  мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Александрийская  академия, как средоточие естествознания неоднократно подвергались разгромам  фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской  академии, в т.ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие  математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего  средневековья. Формально Александрийская  академия прекратила свое существование  после завоевания Египта арабами  в 640 г. 

  Однако  научные и культурные традиции  греческой школы на Востоке  сохранялись какое-то время в  Византийской империи (крупнейшая  коллекция алхимических рукописей  хранится в Библиотеке Святого  Марка в Венеции), а затем они  были восприняты арабским миром. 

  Абу  Муса Джабир ибн Хайян (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. Суть ртутно-серной теории состоит в следующем.

В основе всех металлов лежат два принципа – Ртуть (философская Ртуть) и  Сера (философская Сера). Ртуть является принципом металличности, Сера – принципом горючести. Принципы новой теории, таким образом, выступают как носители определённых свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы. Важно отметить, что на протяжении многих веков принималось, будто действие высоких температур (метод огня) есть наилучший метод для упрощения состава тела. Следует подчеркнуть, что философская Ртуть и философская Сера не тождественны ртути и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных. Металл ртуть, по мнению Джабира ибн Хайяна, представляет собой почти чистый принцип металличности (философская Ртуть), содержащий, тем не менее, некоторое количество принципа горючести (философской Серы).

Согласно  учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в недрах Земли, дают Серу, мокрые – Ртуть. Затем под действием теплоты два принципа соединяются, образуя семь известных металлов – золото, серебро, ртуть, свинец, медь, олово и железо. Золото – совершенный металл – образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно; "созревание" золота можно

10

ускорить  с помощью некоего "медикамента" или "эликсира" (al-iksir, от греческого ξεριον, т.е. "сухой"), который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Поскольку плотность золота больше плотности ртути, считалось, что эликсир должен быть очень плотной субстанцией. Позднее в Европе эликсир получил название "философский камень" (Lapis Philosophorum).

 Проблема  трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводилась к задаче выделения эликсира, обозначаемого алхимиками астрологическим символом Земли.

  В  средневековой Европе новый интерес  к алхимии и философскому камню  возникает уже в середине 10-го  века, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней. Собственно, философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков. Главное, что делало этот камень таким желанным - это его легендарная способность превращать любой металл в золото! Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймунд Луллий (Raimondus Lullius),испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве.

  Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим..

  Другой  факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое  количество золота и серебра  в слитках, приблизительно 8,5 и  6 тонн соответственно. Историки  так и не смогли понять, где  император мог взять столько  драгоценных металлов, если весь  национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что  это золото отличается от золота, использовавшегося в то время  для чеканки монет - оно оказалось  более высокой пробы и почти  не содержало примесей, что кажется почти

11 

невероятным, учитывая технические возможности того времени. 

Алхимия в современную  эпоху 

В настоящее  время идея алхимии активно распространяется международным Гностическим движением, основанным эзотериком и оккультистом Самаэлем Аун Веором в 1948 г. В рамках философских воззрений данного движения алхимия понимается исключительно как процесс духовной трансформации, духовного роста, основанном на работе с сексуальной энергией. Сексуальная алхимия, таким образом, становится тем самым «камнем преткновения», о который спотыкается большинство людей. По мнению гностиков, сексуальный акт является священной, религиозной практикой, с помощью которой можно достичь душевной реализации (воплощению своей души, эссенции) и воссоединению со своим Существом (духом, духовным Отцом, богом). Главное — это суметь в течение полового акта не потерять, но, напротив, трансмутировать свою сексуальную энергию. Потеря сексуальной энергии происходит с выбросом семени у мужчин (сперматозоиды) и женщин (фолликулы) и достижением электрической разрядки. Это является, по мнению гностиков, страшным грехом прелюбодеяния — преступлением против Святого Духа (Третьего Логоса), вложившего в нас эту энергию для более высоких целей, нежели простого физического удовлетворения. Эта мощная энергия должна быть использована для борьбы с психологическими дефектами, прячущимися в глубине нашей психики (подсознании). Таким образом освобождается Свет (душа, эссенция) и приобретаются сверхспособности (возможность проникновения в более высокие измерения Вселенной, общения с высшими силами и управления природой). 

Современная гностическая философия (называемая также  гносис или гнозис) составляет синтез всех мировых религий и философско-мировоззренеческих систем и дает четкую интерпретацию всех их ключевых элементов и понятий. Можно сказать, что современная гностическая наука декодирует символизм, заключенный в древних священных текстах. На языке гностиков такие понятия классической античной алхимии как «философский камень», «чаша Гермеса», «превращение свинца в золото» и т. д. представляют не что 12

иное как аллегории  или метафоры, обозначающие работу с сексуальной энергией мужчины  и женщины. «Вода», «камень» и «дерево» и работа с этими элементами также  являются символичными и обозначают «работу с семенем». Человеческий организм есть та химическая лаборатория, в которой «свинец превращается в золото», в которой человек  приобретает сверхспособности и достигает бессмертия. Не потерянная, но трансмутированная сексуальная энергия остается в организме и поднимается по двум астральным каналам Ида и Пингала (символически изображаемыми как две переплетающихся змеи), расположенных вдоль позвоночника (символически представленным как посох или кадуцей Меркурия/Гермеса), пересекает семь Церквей (основных энергетических центров или чакр), достигает мозга, открывая сверхспособности в человеке, и возвращается в сердце.

Информация о работе Общая теория алхимического символизма