Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:57, доклад
Ведьма – женщина, наделенная колдовскими способностями от природы или научившаяся колдовать. По поверьям, ведьмы «прирожденные» добрее «ученых» и могут даже помогать людям, исправляя нанесенный вред «учеными» ведьмами. Согласно общераспространенным представлениям, ведьмы не могут умереть и страшно мучаются, пока не передадут кому-либо свои знания; поэтому люди, наделенные колдовскими способностями, умирая могли передать их любому из родственников – через чашку, веник, другие предметы. Ведьма могла получить колдовские способности и после заключения договора с нечистой силой: черт начинает служить ведьме, исполняя все её распоряжения. «Была у нас старуха, все звали ее ведьмой. Вся ее премудрость заключалась в том, что она залезет под куриную нашесть, закудахчет курицей, а потом и тащит целый подол яиц. «Черт ей яйца приносил», - говорили люди.
Ведьма – женщина, наделенная колдовскими способностями от природы или научившаяся колдовать. По поверьям, ведьмы «прирожденные» добрее «ученых» и могут даже помогать людям, исправляя нанесенный вред «учеными» ведьмами. Согласно общераспространенным представлениям, ведьмы не могут умереть и страшно мучаются, пока не передадут кому-либо свои знания; поэтому люди, наделенные колдовскими способностями, умирая могли передать их любому из родственников – через чашку, веник, другие предметы. Ведьма могла получить колдовские способности и после заключения договора с нечистой силой: черт начинает служить ведьме, исполняя все её распоряжения. «Была у нас старуха, все звали ее ведьмой. Вся ее премудрость заключалась в том, что она залезет под куриную нашесть, закудахчет курицей, а потом и тащит целый подол яиц. «Черт ей яйца приносил», - говорили люди.
Записаны поверья о том, как из тела умершей ведьмы выползают жабы, змеи и прочая нечисть: «… взявши старуху, вывезли ее в поле, там вырыли глубокую яму, положили в нее дров, зажгли огнем; на огонь бросили тело, из которого поползли жабы, змеи, мыши, лягушки и тому подобные гадины в немалом количестве, которых народ метлами из березовых ветвей сбрасывал в яму».
Традиционный облик ведьмы – женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, иногда с подойником, корзиной в руках. Она умеет быстро передвигаться на помеле, хлебной лопате. Все эти магические орудия ведьмы указывают на особую ее связь с очагом, печью – в доме ведьма обычно колдует у печи. Если опрокинуть ухват у печи, то ведьма потеряет способность колдовать. Если повернуть заслонку дужкой вовнутрь, то ведьма покинет дом и не сможет в него вернуться.
Ведьма летит дымом, вихрем, а чаще – птицей.
Труба – излюбленный путь ведьм из дома в дом, а вьющийся дым особенно причудливыми кольцами – одно из свидетельств присутствия в избе ведьмы.
Ведьма оборачивается иглой, клубком, мешком, катящейся бочкой, копной сена. Однако чаще всего она принимает облик птицы (сороки), змеи, свиньи, лошади, кошки, стремительно катящегося колеса. «Жила в соседней деревне старуха, все жители называли ее ведьмой. И вот решили мы с подругами пойти туда на танцы. Идем с девчатами с вечерки, смеемся, шутим. Вдруг видим колесо деревянное катится, обмотанное колючей проволокой. Мы в сторону, оно за нами; мы быстрее – оно быстрее. Как добежали до нашей деревни не помню. С криком, визгом забежали в первый попавшийся дом, боялись идти домой. Пришлось хозяину провожать нас до дому. Больше мы в ту деревню не ходили», - вспоминает Никиенко Анна Григорьевна.
Сборища ведьм (приурочиваемые нередко к Пасхе или ко дню Ивана Купалы) 7 июля могут происходить и на кладбище.
Одно из наиболее традиционных занятий – выдаивание чужих коров. Обычно в сумерках, ночью, обернувшись свиньей, кошкой и тайком пробравшись к корове, ведьма доит её, перетягивая вымя невидимыми волосками. У выдаиваемой ведьмой коровы пересыхает вымя, она чахнет и погибает. На Ивана Купалу, в Петров день коров вместе с телятами старались оставить дома, чтобы сосущий теленок мешал ведьме отнять молоко, на дверь сарая вешали чертополох, клали в дверях молодое осиновое дерево, подпирали дверь осиновым поленом, обсыпали льняным семенем. На окна клали жгучую крапиву и вообще старались не спать в ночь на Иванов день, чтобы не стать жертвой колдовских проделок.
Боязнь ведовской порчи и ведьм была сильна. Особенно опасались ведьм во время свадеб, на которые старались пригласить «сильного» колдуна-охранителя, вежливца.
Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа, которая позволяет создать целостный образ героя. Художественные детали играют в произведениях важную роль, в них скрывается порой глубокий смысл, богатство ассоциативных связей.
Таким образом, художественные детали, цветообразы играют важную роль в произведениях русских писателей. Анализ художественной детали позволяет лучше понять художественный мир произведения, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко и адекватно воспринимать язык произведения, получать удовольствие от чтения, от прикосновения к глубинам художественного мира литературного произведения.