О роли православия в формировании древнерусского этноса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:38, доклад

Описание работы

Сложной и разнообразной была религия восточных славян. Мир древнего славянина состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземное-водной среды. Как и у многих других народов, земля изображалась округлой плоскостью, окруженной водой. Вода конкретизировалась или как море-океан, или же в виде двух рек, омывающих землю и ограничивающих сухопутное пространство человека.
Во главе славянских божеств стоял великий Сварог – бог Вселенной.

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 25.04 Кб (Скачать)

О роли православия в формировании древнерусского этноса

Сложной и разнообразной  была религия восточных славян. Мир  древнего славянина состоял из четырёх  частей: земли, двух небес и подземное-водной среды. Как и у многих других народов, земля изображалась округлой плоскостью, окруженной водой. Вода конкретизировалась или как море-океан, или же в виде двух рек, омывающих землю и ограничивающих сухопутное пространство человека. 
Во главе славянских божеств стоял великий Сварог – бог Вселенной. Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь – были носителями света и тепла. Бог солнца Дажьбог податель благ, мифический родоначальник русских людей – «дажьбожьих внуков», и Перун – бог грозы и молний, покровитель молний, покровитель воинов. Земное пространство олицетворяли Мокошь – мать сыра земля, мать урожая, хозяйка символического рога изобилия и Лада – покровительница весенней яровой вегетативной системы и браков. Подземный мир был представлен Велесом – богом земного пространства, в котором покоятся души умерших предков. Ближе к X – XI векам он чаще упоминается как «скотий бог» - покровитель домашнего скота. 
К концу Х века происходит ряд перестановок и добавлений в пантеон богов. Это связано, с одной стороны, с процессом объединения славянских племен в единое Русское государство, что требовало интеграции различных племенных божеств в единое целое, а с другой – с возвышением княжеской власти, приведшей к приоритету культа Перуна, покровителя воинов и княжеской власти, над всеми остальными.  
Перун – олицетворение грозы и молний, грозных и неподвластных сил природы, в то же время он был наделён авторитетом доверия и мудрости. Русские князья в договоре с грекам в 907 году клялись «оружием своим, и Перуном, богом своим» , это свидетельствует ещё и о том, что Перун был богом войны.

Важной вехой в истории Древней  Руси явилось принятие христианства в качестве государственной религии.  
В Киевской Руси христианство стало распространяться задолго до крещения её князем Владимиром. Свидетельство этому переговоры о принятии христианства княгиней Ольгой. Торговые отношения с Византией, которые облегчили для Руси знакомство с христианством. Купцы и дружинники бывавшие в Царьграде знакомились там с верой в Христа, и могли там креститься, а затем приносили на Русь новое учение. В княжение Игоря в Киеве уже была христианская церковь св. Илии, и, по словам летописца, в Киеве «мнози бо беша варязи христиани» . В дружине самого князя Игоря были христиане. Первое упоминание о существовании христианской общины в Киеве датируется 944 г. В этом году князь Игорь заключил мирный договор с Византией. Участвовавшие в этом акте княжеские дружинники представляли две религиозные общины – языческую и христианскую. Первые клялись соблюдать верность договору именем Перуна, вторые церковью Ильи-пророка в Киеве. 
Христианская вера уже в правление княгини Ольги была хорошо знакома киевлянам. В городе была христианская община, и киевлян не могли особенно удивлять новые обряды. Б.А.Рыбаков пишет, что «Ко времени Святослава и Владимира существовала значительная христианская литература в соседней Болгарии, написанная на старославянском языке, вполне понятном для всех русских» . 
Постепенно христианство завоёвывало себе сторонников. Значительное влияние оказали проповеди и широкая просветительская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия, которых высоко чтили на Руси даже в языческие времена. 
Вдова князя Игоря Ольга сама стала христианкой, крестившись, согласно летописному сообщению около 957 г. в Константинополе «В лето 6463. Идее Ольга в Греки, и приде Царюгороду. … и крести ю царь с патриархом» .   

Возможно, с помощью принятия православного христианства Владимир стремился решить внутренние социальные и политические проблемы. Возможно постепенное преодоление язычества и усвоение нового сознания, приведшего к крещению Руси, было связано не только с социально-политической необходимостью, но и с внутренним развитием, т.е. в конечном счете, с сущностью христианства. 
Принятие христианства в качестве государственной религии, с одной стороны, было сопряжено со значительными трудностями, поскольку представляло собой длительный процесс, связанный с ломкой сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта, но, с другой — усиливало многообразные связи Киевской Руси с цивилизованным миром. 
Широко известно предание о выборе князем Владимиром религии для своего народа. В "Повести временных лет" отмечается, что ему был предложен выбор нескольких религий, которые он отверг по разным причинам, за исключением греческой (византийской) православной религии. Она устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера. Во-первых, Византия представляла собой к концу X в. одно из могущественных государств, с которым неизбежно соприкасалась Киевская Русь. Во-вторых, принятие православия в таком варианте означало ослабление набегов на Русь многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия использовала в борьбе со своим северным соседом. В-третьих, христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечавшее становлению централизованной государственной власти в лице киевского князя. В-четвертых, православие во многом совпадало с духовно-нравственными устремлениями русского народа, например в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Процесс христианизации Руси — весьма длительный период, не сводимый к единичному акту. Русь в те годы имела обширные торгово-экономические, политические и культурные связи со многими странами Запада и Востока. Христианство проникало в русскую действительность посредством международных династических связей, имевших, кроме всего прочего, политическое и культурное значение, и военных действий: у князей Киевской Руси служили наемники-иноземцы, так что между ними и коренным населением происходил синтез быта, верований, языка, культуры, обычаев. Началом официального введения христианства на Руси принято считать крещение киевлян князем Владимиром в 988 г., хотя разброс в установлении даты крещения достаточно велик—от 982 до 989 г. Крещение Руси проходило после особой психологической подготовки киевлян — уничтожения языческих богов. Одновременно шел процесс демонстрации населению бессилия языческих богов. Князь Владимир крестил своих сыновей, знатных вельмож Киева, после чего христианские миссионеры стали агитировать остальных жителей принять новую веру. В посланиях князя Владимира своим подданным содержались угрозы в случае отказа принять христианство. Но даже и после этого значительное число киевлян сопротивлялось принятию новой веры.

Постепенно с  ростом влияния христианства в различных  социальных группах населения усиливается  его роль в жизни древнерусского общества и государства. 
Оно способствует смягчению нравов, что находит отражение в прекращении ритуальных убийств и кровной мести. Постепенно, хотя и не без сопротивления, преодолевается многоженство. Зарождается практика благотворительности и милосердия в отношении неимущих, увечных, больных. Эту миссию в первую очередь выполняли монастыри. 
Новая религия способствовала становлению и укреплению раннефеодальной государственности, международного положения Руси, занявшей достойное место среди христианских государств. Она содействовала дальнейшей консолидации восточнославянских племен в единую народность, государственному единству всех русских земель. При-снятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения ее к культурным достижениям Византии и всего христианского мира. 
Значительна роль церкви в развитии русской культуры: в распространении письменности и «книжности», создании значительных художественных ценностей.  
Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. 
Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый меж славянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским), стал языком культа и религиозной литературы. В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, как оригинальной, так и переводной. На этом языке была написана Русская Правда, «Слово о полку Игореве», русские летописи, «Поучения» Владимира Мономаха и другие памятники. 
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. 
В Древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», т. е. местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды. 
Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. Такими «книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, Константин Всеволодович Ростовский. В аристократической среде было широко распространено знание иностранных языков. Получали образование в княжеских семьях и женщины. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина Федора и, как сказано в ее житии, хотя она «не во Афинех учися, но афинейски премудрости изучи» , освоив «философию, риторик и всю грамматикою». Княгиня Ефросинья Полоцкая «была умна книжному писанию» и сама писала книги. 
Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения»: книги — «суть рекы, напояющие вселенную»; «аще бо поищещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великую пользу души своей»; «именье книг паче злата»; «сладко медвен сок и добро есть сахар, обо его же добрее книжный разум» . 
Переписка книг была в основном сосредоточена в монастырях. Однако в XII в. в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это свидетельствует, во-первых, о распространении грамотности среди городского населения, во-вторых, о возрастании потребности в книге, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при се¬бе многие князья, а некоторые из них и сами переписывали книги. Из 39 известных нам по имени писцов XI-—XIII вв. только 15 относились к лицам духовного звания, остальные не указали свою принадлежность к церкви. Тем не менее, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI в. на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

 

 


Информация о работе О роли православия в формировании древнерусского этноса