Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:23, доклад
Один из календарных праздников. До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.
Новый год в России
отмечается в ночь с 31 декабря на
1 января каждого года — торжественный
общероссийский праздник с начала XX
века.
История появления праздника
Один из календарных
праздников. До XV века (возможно, также
и до принятия христианства) на
Руси новый год наступал 1 марта
по юлианскому календарю. В
1348 году состоялся Собор в Москве,
на котором положено начинать
год с сентября, а не с марта.
С XV века новый год начинался
1 сентября, сведения о праздновании
Нового года появляются с
Преобразования Петра I
С 1700 года по
указу Петра I Новый год в
России празднуют, как и в
других странах Европы, 14 января,
причём по-прежнему по
Однако к 1700 году
большинство государств Европы уже
перешли на григорианский календарь,
поэтому Россия стала праздновать
Новый год на 11 дней позже, чем
в европейских странах. Только начиная
с 1919 года новогодний праздник в России
стали отмечать в соответствии с
григорианским календарём. С 1930 по 1947
год 1 января в СССР был обычным
рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом
Президиума ВС СССР 1 января стало праздничным
и выходным днём. По закону от 25 сентября
1992 года в РФ и 2 января стало выходным.
С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены
новогодние каникулы (ранее — только 1
и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а
с учётом выходных дней и Рождества —
официального праздничного дня, выходные
длятся 10 дней.
Новогодние традиции: наследие нескольких эпох
В России начало года
1 января введено первым российским
императором Петром I в 1699 году, став
одним из его реформ. Новый 1700 год
праздновался в Москве по царскому
приказанию целых семь дней; домовладельцы
должны были ставить перед домами
и воротами, для украшения, хвойные
деревья, и каждый вечер зажигались
смоляные бочки, пускались ракеты, палили
из двухсот пушек перед Кремлем
и в частных дворах из маленьких
орудий. Все это делалось на заграничный
образец.
Но по-настоящему
всероссийским праздником Новый
Год стал в ХХ веке. Традиций празднования
Нового Года в России довольно много.
Часть из них заимствованы из германской
культуры (как в старые времена, так
и в новое время), часть ведут
своё начало от славянских языческих
традиций, некоторые являются своего
рода имитацией православных традиций
в то время, когда религиозность
не поощрялась, и, наконец, особое место
занимают советские новогодние традиции.
От времен славянского язычества
были унаследованы народные гулянья, ряженые,
скоморохи и шуты, новогодние гадания.
Православные традиции принесли традиционные
украшеные ели, новогодние колядки. Эпоха
Петра Первого и последующих правителей-реформаторов
принесла фейерверки, Санта Клауса[источник
не указан 304 дня] и новогодний стол. При
этом зарубежные веяния обычно русифицировались.
Так Санта Клаус быстро отождествился
с Дедом Морозом, утратил оленей, но приобрёл
себе помощницу внучку Снегурочку, появившуюся
в советские времена. Именно в советское
время обязательными атрибутами нового
года стали: шампанское, мандарины на столе,
бенгальские огни, хлопушки, бой курантов
и торжественная речь государственного
лидера к гражданам страны. В Российской
империи в новогоднюю ночь проводились
балы, в советское время на смену им пришли,
как и в ряде других стран, новогодние
огоньки и застолья, которые сопровождают
традиционные песни, такие как «В лесу
родилась ёлочка» и «Пять минут».
Новые веяния
С конца 90-х в России
и других странах Европы появились
новое модное веяние связывать приход
Нового года с соответствующим году
животным персонажем китайского гороскопа
(крыса, бык, свинья и др.) несмотря на
то что Китайский Новый Год обычно наступает
гораздо позже — в начале февраля. Также
всё более популярной становится зарубежная
(в первую очередь американская) символика
нового года: олени в упряжке Деда Мороза,
сочетания красного с зелёным в декоративных
элементах, открытки изображения венков,
которые в России обычно не приняты.
Рождество Христово
(в Русской православной церкви Е́же
по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са
нашего Иисуса Христа; у старообрядцев
Рожество́ Христово) — один из главных
христианских праздников, установленный
в честь рождения по плоти Иисуса Христа
от Девы Марии.
Празднуется 25 декабря.
Русская православная церковь и
другие церкви, использующие юлианский
календарь, празднуют 7 января по григорианскому
календарю (в XX—XXI веках). В православии
входит в число двунадесятых праздников
и предваряется Рождественским постом.
Даты празднования в различных церквях
Русская, Иерусалимская,
Сербская, Грузинская православные церкви
и Афон, а также древневосточные
и восточнокатолические церкви празднуют
25 декабря по юлианскому календарю (т.
н. «старому стилю»), что соответствует
7 января современного григорианского
календаря.
Константинопольская
(кроме Афона), Антиохийская, Александрийская,
Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская
и некоторые другие православные церкви
празднуют 25 декабря по новоюлианскому
календарю, который совпадает с современным
григорианским календарем, то есть одновременно
с другими христианскими конфессиями,
отмечающими Рождество по «новому стилю».
Римско-католическая
церковь и большинство
В Армянской церкви
Рождество, как в древней Церкви,
празднуется 6 января в один день с
Крещением Господним под общим
именем Богоявления.
События Рождества Христова.
Мария и Иосиф
пошли в Вифлеем из-за переписи
населения Римской империи, проходившей
при императоре Августе. В это
время Сирией управлял Квириний (Лк.2:1-2).
Согласно указу императора, для облегчения
ведения переписи каждый житель империи
должен был явиться «в свой город». Так
как Иосиф с Марией были потомками Давида,
они направились в Вифлеем.
После рождения Иисуса
первыми из людей ему пришли поклониться
пастухи, извещённые об этом событии
явлением ангела. Согласно евангелисту
Матфею, на небе была явлена чудесная звезда,
которая привела к младенцу Иисусу
волхвов (мудрецов). Они преподнесли
Христу дары — золото, ладан и
смирну; к тому времени Святое Семейство
уже нашло приют в доме (или
возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)
Узнав о рождении
Мессии и желая Его уничтожить
царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев
в возрасте до 2 лет. Однако Христос был
чудесно спасён от смерти, потому что ангел
повелел Иосифу бежать в Египет вместе
с семьей, где они и жили до смерти Ирода.
(Мф.2:16).
Рождество в христианском богослужении
Рождество в богослужении Православной церкви
В иерархии праздников
Русской православной церкви Рождество
занимает второе место после Пасхи.
Богослужение Рождества
Христова имеет значительные отличия
от богослужения прочих двунадесятых
праздников. Так, в состав всенощного
бдения накануне праздника входит великое
повечерие (как и в канун Богоявления)
вместо Великой вечерни (как в
остальные двунадесятые праздники).
Рождество в богослужении Римско-католической церкви
Празднованию Рождества
Христова в римско-католическом литургическом
календаре предшествует период Адвента.
Он всегда начинается за 4 воскресенья
до Рождества; фактическая его длительность
зависит от того, на какой день в этом году
приходится Рождество. Ранее Адвент считался
периодом поста. Современные правила обязательного
поста не предписывают, хотя многие католики
принимают на этот период постные постановления.
Адвент рассматривается как время усиленного
покаяния — верным рекомендуется приступить
к таинству исповеди; духовенство носит
облачения фиолетового, покаянного, цвета.
Это также период размышлений о приходе
Христа на землю: как в Рождестве, так и
во Втором Пришествии.
Богослужения каждого
из четырёх воскресений Адвента
имеют определённую тематику, отражающуюся
в евангельских чтениях: первое посвящено
пришествию Христа в конце времён; второе
и третье отражают переход от Ветхого
к Новому Завету, в третье воскресенье
особо вспоминается служение Иоанна Крестителя;
четвёртое посвящено евангельским событиям,
непосредственно предшествовавшим Рождеству.
24 декабря, в Рождественский
сочельник начинается вигилия (от
лат. vigilia, бдение), всенощная служба. Во
многих странах в этот день верующие соблюдают
строгий пост. Входное песнопение этого
дня — «Вот уже пришла полнота времён,
когда послал Бог Сына Своего на землю»
подчёркивает значение наступающего праздника.
Накануне Рождества
вечером положена особая месса, называемая
Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in
Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря,
могут быть совершены три различные мессы
— Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре
(Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die), имеющие
несколько различные последования и разные
чтения Писания. При этом на практике,
особенно в приходских храмах, первая
рождественская месса часто совершается
ещё накануне вечером. Литургические песнопения
этой мессы отличаются большой торжественностью.
По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий
на ней священник кладёт в рождественский
вертеп фигурку Младенца.
С 1978 года, после прихода
к руководству Католической церковью
Иоанна Павла II в Ватикане после
большого перерыва были возобновлены
всенощные рождественские мессы, также
известные как Пастырские. Эти
мессы были приняты в христианской
церкви с 5-го века, однако с XVIII века эта
традиция в Западной Европе почти
прекратилась (Польша оставалась одной
из немногих католических стран, где
всенощные рождественские службы продолжались
повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел
II официально вернул всенощную рождественскую
службу в обиход Ватикана, его традицию
продолжил его приемник — Бенедикт
XVI
Праздник Рождества
продолжается восемь дней — с 25 декабря
по 1 января — образующих Октаву Рождества.
На 26 декабря выпадает праздник святого
мученика Стефана, 27 декабря празднуется
память святого апостола и евангелиста
Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных
Младенцев Вифлеемских. В воскресенье,
выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря,
или 30 декабря, если в данном году на эти
дни не выпадает воскресенья, отмечается
праздник Святого семейства: Младенца
Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается
Торжество Пресвятой Богородицы.
Рождественское время
продолжается и после окончания
Октавы Рождества. По древней традиции,
Рождество праздновалось, по аналогии
с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника
Сретения. Крещение же Господне отмечалось
13 января, в октаву Богоявления. Эта
практика до сих пор сохранилась
у католиков, придерживающихся традиционного
обряда. В современном же обряде
Рождественское время завершается
праздником Крещения, который, в свою
очередь, приходится на первое воскресенье
за Богоявлением, 6 января. (Следует, однако,
отметить, что во многих странах, особенно
в Европе, принято переносить некоторые
церковные праздники на ближайшее воскресенье.
Список этих праздников в каждой стране
свой. В этом случае, если Богоявление
попадает в число таких праздников, оно
переносится на воскресенье между 2 и 8
января. Крещение же отмечается в воскресенье
после 6 января. Если же это воскресенье
уже «занято» праздником Богоявления,
то Крещение, и, соответственно, завершение
Рождественского периода, переносятся
на ближайший понедельник). В течение всего
Рождественского времени духовенство
на литургии облачается в одеяния белого,
праздничного цвета.