Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:34, реферат
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита сияет куполами на склоне Афонской горы в Абхазии. Не смотря на то, что в современном виде обитель появилась здесь чуть более ста тридцати лет назад, ее история уходит корнями в далекое прошлое.
Храмы и фрески
Во времена своего расцвета Новоафонская обитель разделялась на верхнюю (нагорную) часть и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Путешественники, высаживающиеся из монастырских лодок видели, как на вершине Иверской горы блестит на фоне неба крыша Иверской часовни и любовались развалинами древней крепости Апсара. А когда они смотрели чуть ниже на искусственно выровненное плато, то их восхищенному взгляду представали светлые стены монастыря и увенчанные золоченными крестами купола трех главных церквей: храма Вознесения, храма святого апостола Андрея Первозванного и храма святых угодников Афонских.
«Из-за этого же фасада нагорного монастыря, значительно превышая высоту его стен, величественно возвышаются, господствуя над всею окружающей местность, стены купола и колокольня нового громадного освященного в 1900 году собора во имя святого великомученика Пантелеймона с четырьмя приделами. Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви. В долине реки Псыртсхи стоит древняя заново реставрированная в 1882 году византийской архитектуры церковь святого апостола Симона Кананита. В ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, при чем один из ликов святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности», - писал С.В. Булгаков в своей книге «Русские монастыри в 1913 году.
Грандиозный Пантелеимонов
собор, который в длину имеет 53,3
метра, а в ширину – 33,7, венчают
пять сияющих куполов. Его архитектуру
относят к так называемому
ново-византийскому стилю, который
был широко популярен в русском
церковном зодчестве на рубеже XIX
и XX веков. До начала периода лихолетья
внутренние стены собора украшала богатая
роспись палехских мастеров и
известных московских художников Н.
В. Молова и А. В. Серебрякова. Интересно,
что фрески были выполнены в голубых,
коричневых и золотистых тонах, что
не очень характерно для того времени.
Также специалисты отмечают, что
при фрески собора были сознательно
допущены отходы от канонов иконописи,
что особенно заметно в изображении
Марии Магдалины, которое по легенде
выполнил известный русский художник
М.В. Нестеров, а также в сцене
Страшного суда неизвестного мастера.
Таким образом, настенные росписи
Пантелеимонова монастыря являются
практически последним
Но в Новоафонском монастыре уникальны не только фрески Пантелеимонова собора. Сам архитектурный ансамбль обители настолько выделялся на фоне всех церковных построек того времени, что по праву негласно считался «чудом света». В нем было современно и ново все – от конструкций незначительных хозяйственных построек, до плана главного храма. Что касается последнего, то он по замыслу архитектора, должен был стать законодателем нового направления в церковном зодчестве, так как в нем четыре боковых главы расположены не по диагонали, как это было принято в классической русской архитектуре, а по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик Пантелеимонова собора с традициями греческого зодчества.
Реликвии
Чудотворная икона Богоматери «Избавительница» XVII века находится в монастыре с 1889 года. На ней Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою и держащим в левой руке свиток.
Предание гласит,
что эту икону на рубеже XVIII и XIX
веков тщательно скрывал у
себя афонский подвижник Констанций
Феодул, а потом, после своей смерти
передал «по наследству»
Мартининиан прожил в Мавронии примерно два года, и за это время бережно хранимая им святая икона прославилась чудесными исцелениями бесноватых и других недужных, которые потянулись в селение, чтобы обратиться с горячими молитвами к Богоматери и попросить у Нее милости пред Ее чудотворным образом.
Вернувшись на Афон в родной монастырь Руссик, Мартиниан вскоре скончался, оставив икону монастырю, где она хранилась и привлекала к себе множество паломников вплоть до 1889 года. После чего, по решению настоятеля Пантелеимоновой обители архимандрита Макария, единогласно одобренного братией, икону Богородицы отправили с посланцами на Новый Афон в Россию, чтобы она «проливала чудодейственный свет на людей русских православных» в только что отстроенный Новоафонский монастырь, где она остается до сих пор, избежав все превратности судьбы, постигшие государство.
Сегодня эта икона, покрытая золоченой ризой с эмалью, вделана в другую икону большего размера, на которой ее держат в руках, изображенные в полный рост святой апостол Симон Кананит и святой великомученик Пантелеимон.
Святыней Новоафонского монастыря является и чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня, а также святые мощи Симона Кананита, которые почивают под спудом древнего храма Апостола.
В пещере, освященной
водосвятием в 1884 году, где по преданию
уединялся и молился Симон
Кананит, поставлена икона святых апостолов
Андрея и Симона. В ней прорублен
вход, сквозь который проходят паломники,
чтобы помолиться и попросить
милости и благодати.
Информация о работе Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе