Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:00, контрольная работа
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии,
но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив,
они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в
мусульманской религии, в расколах и сектах.
Направления Ислама.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии,
но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив,
они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в
мусульманской религии, в расколах и сектах.
ШИИЗМ
Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма
("шия" по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось
недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была
своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране.
Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь
впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за
власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным
родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не
признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка,
а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть.
Борьба за власть
приняла форму спора о
Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи
укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение
протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его
сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно
справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично
настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою
религиозную преданность памяти мучеников.
Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда —
имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной
халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых
халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли
различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать
законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке
таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен
объявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в
шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии
Сефевидов) стало
там официальной
Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют
скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя
в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и
др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая
душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую,
роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов
влилось много
идей из домусульманских религиозно-
местных народных верований.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —
демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины
Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI
века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов
ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты
происходит французское слово "assassin" — убийца.
Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа
Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи
секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
СУННИЗМ
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство
мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают
законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в
нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать
мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога,
наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми,
а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в
этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное
фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать.
Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов
оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы:
ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по
именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди
отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов,
получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в
более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное
толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами
этих четырех богословских школ нет.
3.1. Ш иизм
Самый крупный (и
один из самых ранних) раскол был
вызван появлением шиизма ("шия" по-арабски
— партия, секта). Считают, что в
шиитском движении проявилось недовольство
и борьба персов против завоевателей
— арабов, то есть что это была своего
рода религиозная оболочка национального
антиарабского движения в Иране. Это отчасти
верно, но такой характер шиизм принял
не сразу, а лишь впоследствии. Началось
дело с внутренней борьбы среди арабов
— с борьбы за власть между преемниками
Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным
родственником пророка, его двоюродным
братом и зятем; приверженцы Али не признавали
законности предыдущих халифов, так как
они были не из рода пророка, а были "избраны"
религиозной общиной, то есть попросту
узурпировали власть. Борьба за власть
приняла форму спора о преемственности
власти в халифате. Сторонники Али потерпели
поражение, Али был убит, но его последователи
укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм
широко распространился как выражение
протеста против власти Арабского халифата.
По шиитскому преданию, Али и его сыновья
Хасан и Хусейн пали мучениками за веру.
В память этого шииты ежегодно справляют
траурный праздник шахсей-вахсей, при
котором фанатично настроенные верующие
наносят себе раны холодным оружием, выражая
свою религиозную преданность памяти
мучеников.
Главная черта
шиизма — вера в то, что законными
преемниками пророка Мухаммеда
— имамами — могут быть только
его сородичи-потомки, а "избранные"
общиной халифы незаконны. В связи
с этим шииты отвергают сунну, составленную
при первых халифах из преданий о пророке.
Но шиизм не остался единым, внутри него
возникли различные течения. Господствующим
стало течение, признающее одиннадцать
законных имамов — потомков Али; двенадцатый
имам будто бы еще в IX веке таинственно
скрылся и где-то пребывает невидимо, однако
должен в конце времен объявиться как
спаситель — махди. Это наиболее распространенное
в шиизме течение особенно укрепилось
в Иране и с начала XVI века (при династии
Сефевидов) стало там официальной государственной
религией.
Другие ответвления
шиизма насчитывают гораздо меньше
последователей и составляют скорее
секты. Такова секта исмаилитов (по
имени Исмаила, ее основателя в VII веке),
распространенная ныне в горных районах
Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты
верят в то, что в их имамов последовательно
воплощается "мировая душа". Эти имамы
образуют наследственную династию Агаханов,
ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих
отовсюду дань с членов секты. В учение
исмаилитов влилось много идей из домусульманских
религиозно-философских систем Азии и
из местных народных верований.
От исмаилитской
секты отделилась в IX веке группа карматов
— демократическая секта, члены
которой, преимущественно крестьяне
и бедуины Аравии, устанавливали
общность имущества. Секта карматов просуществовала
до XI века.
От того же исмаилизма
отпочковалась секта ассасинов,
соединявшая мистицизм с
Наконец в XI веке
от того же корня отделилась группа
последователей халифа Хакима. По имени
видного предводителя секты Исмаила
ад Дарази последователи секты до
сих пор известны как друзы (в Ливане).
3.2.
Суннизм
В отличие от
шиитского направления, ортодоксальный
ислам, охвативший большинство мусульман
мира, называется суннизмом: сторонники
его признают законность сунн. Суннизм
тоже не остался вполне единым. В VIII-IX
вв. в нем возникло мутазилитское течение.
Мутазилиты старались истолковать мусульманское
вероучение в рациональном духе, доказывали
"справедливость" бога, наличие свободной
воли у человека, признавали Коран книгой,
написанной людьми, а не созданной богом.
Мутазилитов поддерживали некоторые халифы,
искавшие в этой секте опору для своей
власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное
фанатическое духовенство взяло верх
в халифате, мутазилитов стали преследовать.
Укрепилось учение о вечности, "несотворенности"
Корана. Однако идеи мутазилитов оставили
след на дальнейшем развитии мусульманского
богословия.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет
Введение.
Ислам (араб. – предание себя Богу, покорность) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), относящаяся к так называемым авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с христианством и иудаизмом).
Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570–632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога – Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.
Мухаммед
призывал соотечественников
Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее – Медина); со времени этого переселения – хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление ислама.
На формирование
ислама оказали влияние как
политеистические
На сегодняшний день мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинсто мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Священными городами мусульман являются Мекка и Медина.