Направления Ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии,
но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив,
они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в
мусульманской религии, в расколах и сектах.

Работа содержит 1 файл

Направления Ислама.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

           Направления Ислама.                           

Хотя ислам  в какой-то степени и сплачивал  людей на основе общности религии,

но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив,

они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в

мусульманской религии, в расколах и сектах.

                           

 

ШИИЗМ

                           

Самый крупный (и  один из самых ранних) раскол был  вызван появлением шиизма

("шия" по-арабски  — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось

недовольство  и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была

своего рода религиозная оболочка национального  антиарабского движения в Иране.

Это отчасти  верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь

впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за

власть между  преемниками Мухаммеда. Четвертый  халиф Али был кровным

родственником пророка, его двоюродным братом и  зятем; приверженцы Али не

признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка,

а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть.

Борьба за власть приняла форму спора о преемственности  власти в халифате.

Сторонники Али  потерпели поражение, Али был  убит, но его последователи

укрепились в  Иране и Ираке, и там шиизм  широко распространился как выражение

протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому  преданию, Али и его

сыновья Хасан  и Хусейн пали мучениками за веру. В  память этого шииты ежегодно

справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично

настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою

религиозную преданность  памяти мучеников.

Главная черта  шиизма — вера в то, что законными  преемниками пророка Мухаммеда  — 

имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной

халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают  сунну, составленную при первых

халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался  единым, внутри него возникли

различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать

законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке

таинственно скрылся  и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен

объявиться как  спаситель — махди. Это наиболее распространенное в

шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии

Сефевидов) стало  там официальной государственной  религией.

Другие ответвления  шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют

скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя

в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и

др. Исмаилиты  верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая

душа". Эти  имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую,

роскошную жизнь  и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов

влилось много  идей из домусульманских религиозно-философских  систем Азии и из

местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —

демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины

Аравии, устанавливали  общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI

века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая

мистицизм с  фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов

ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты

происходит французское  слово "assassin" — убийца.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа

Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи

секты до сих  пор известны как друзы (в Ливане).

    

 

СУННИЗМ 

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство

мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают

законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в

нем возникло мутазилитское  течение. Мутазилиты старались истолковать

мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога,

наличие свободной  воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми,

а не созданной  богом. Мутазилитов поддерживали некоторые  халифы, искавшие в

этой секте  опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное

фанатическое  духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать.

Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов

оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном  мусульманском богословии сложились  четыре школы:

ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по

именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего

фанатизма, буквального  толкования религиозных догматов; она  укрепилась среди

отсталого бедуинского  населения Аравии; близка к ней  была и школа маликитов,

получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в

более культурных областях мусульманского мира, допускали  более свободное

толкование учения. Особой взаимной отчужденности и  вражды между приверженцами

этих четырех богословских школ нет.

      

3.1. Ш иизм 

Самый крупный (и  один из самых ранних) раскол был  вызван появлением шиизма ("шия" по-арабски  — партия, секта). Считают, что в  шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников. 

Главная черта  шиизма — вера в то, что законными  преемниками пророка Мухаммеда  — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной халифы незаконны. В связи  с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией. 

Другие ответвления  шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах  Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований. 

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов — демократическая секта, члены  которой, преимущественно крестьяне  и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века. 

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца. 

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени  видного предводителя секты Исмаила  ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане). 

3.2. Суннизм  

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман  мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм  тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия. 

В VIII-IX вв. в правоверном  мусульманском богословии сложились  четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов  и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет

Введение.

Ислам (араб. –  предание себя Богу, покорность) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), относящаяся к так называемым авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с христианством и иудаизмом).

 Ислам возник  в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570–632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога – Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.

 Мухаммед  призывал соотечественников отказаться  от поклонения многочисленным  племенным богам, верить только  в Аллаха, вести праведную жизнь  и готовить себя к грядущему  Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда – "посланником Аллаха" ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах").

 Учение ислама  распространилось среди арабов  не сразу, и даже не все  из родного племени курейшитов  поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее – Медина); со времени этого переселения – хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление ислама.

 На формирование  ислама оказали влияние как  политеистические представления,  так и давно существовавшие  на территории Аравии монотеистические  религии – иудаизм и христианство.

 На сегодняшний день мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинсто мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Священными городами мусульман являются Мекка и Медина.

Информация о работе Направления Ислама