Мусульманское право: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна

Работа содержит 1 файл

Мусульманское право.docx

— 20.95 Кб (Скачать)

Мусульманское право: общая характеристика

Возникновение

Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна

Эволюция

В первое десятилетие  Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из:

племенной аристократии;

рабовладельцев;

формирующегося класса земельных собственников.

В последующие века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную  систему феодального права, защищавшего интересы:

государственной верхушки,

землевладельцев,

богатых купцов,

мусульманского духовенства.

Шириат возник и развивался как конфессиональное право, слитое с теологией ислама => шириат в целом и его, собственно, нормативная часть - фикх - включают в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульман с аллахом (ибадат).

Тесная связь права  с религиозной догматикой нашла  свое отражение в самих нормативных  предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям.

Характерные черты:

-относительная целостность,

-конфессиональный  принцип,

-постепенное превращение  шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки,

-с утверждением  главных направлений в исламе  произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм. Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба - толка: ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты.

Источники мусульманского права 

1.КОРАН - священная  книга мусульман, состоящая из  притч, молитв и проповедей. Составление  окончательной редакции произошло  при халифе Омаре. Лишь 500 стихов  относятся к правилам поведения  мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно  правовые (в основном, о браке и семье).

2.СУННА - состоит  из хадисов - многочисленных рассказов  о поступках и суждениях Мухаммеда.  Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др.

3.ИДЖМА - общее  согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”.

4.ФЕТВА - решение  и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам.

5.КИЯС (с 10 в.) - решение  правовых дел по аналогии. Не  только позволял быстро урегулировать  новые общественные отношения,  но и часто становился орудием откровенного произвола.

6.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ. Местные обычаи. Признавались  сложившиеся в самом арабском  обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы.

Основные мазхабы ислама

В Мусульманской  религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая  большинство мусульман, а также  ереси, впрочем не резко отличаются в установках. Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г. существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский - наиболее либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб Малинитский - 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский Мазхаб - (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб - самый строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году).

Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда.

  Публичное право  мусульман: понятие  государства

Понятия гос-ва нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама - теократическое гос-во.

Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель, Визирь - светский.

Своеобразная теория верховной суверенной власти - власть халифа, султана, падищаха - прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама.

Задачи  существования исламского гос-ва:

1.защита Веры от  неверных.

2.прозелитизм - пропаганда  ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах:

а)религия;

б)желание, воля к власти у монарха;

в)ислам - беспрекословное подчинение светской власти.

Организация гос-ва:

1.халиф - религиозные  вопросы;

2.визирь - светская  власть через систему Диванов.  Во главе диванов - лицо, докладывающее  визирю.

  Суд, его органы  и процесс в мусульманском праве

Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва - халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение.

Коллегия виднейших  богословов (одновременно и правоведы) назначала судей - кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие - представители  духовенства). Судебные решения и  приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения - сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства.

Судебный процесс  носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами - нет. Судебные дела рассматриваются  публично - в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело не прибегая к помощи адвоката. Процесс - устно.

Доказательства - признание , показания свидетелей, клятва.

Дело должно было решаться на одном заседании и  не могло откладываться на следующий  день. Процесс - состязание сторон.

  Брачно-семейное  право мусульман

Брак - религиозная  обязанность мусульман. На деле брачный  договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей.

Брачный возраст - у  женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст  половой зрелости. Шииты допускали  временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь  четырех жен. Мусульманская религия  обосновывала приниженное и зависимое положение женщины.

Существовало несколько  видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях

Наследственное право  было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.

  Частное право  мусульман

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. Шириат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности.

Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации  вещей. Выделялись государственные  земли, земли частных лиц, общее  достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.

Способы возникновения: завоеванные земли - собственность  государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого  наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф)

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные

Договор - правовая и  одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна.

Виды  договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение.

Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял - особая юридическая техника - цепочка особого рода действий, которые формально не противоречат исламу, но результат оказывается противоречащим.

Информация о работе Мусульманское право: общая характеристика