Мировые религии. Влияние религии на человека, культуру, общество, цивилизацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога». Слово «религия» буквально обозначает - связывание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (тёмное, простонародное, мифическое верование). Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера – не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Содержание

Введение……………………………………………………………….........3
Основная часть……………………………………………………………..4
Влияние религии…………………………………………………….4
Религия и общество…………………………………………...6
Религия и политика……………………………………………7
Религия и культура……………………………………………8
Религия и нравственность…………………………………….9
Иудаизм……………………………………………………………….11
История и распространение…………………………………..11
Особенности……………………………………………………13
Христианство…………………………………………………………15
Православие……………………………………………………15
Католицизм…………………………………………………….16
Протестантизм………………………………………………….17
Ислам…………………………………………………………………18
Буддизм………………………………….……………………………20
Учение Будды………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 85.67 Кб (Скачать)

Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках. Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К ней также примыкают многие светские массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных заведений. Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). В последние годы всё большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод. Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных областях Белоруссии и Украины.

 

2.3.3. Протестантизм.

 

Одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений  христианства, представляющее собой  совокупность многочисленных и самостоятельных  Церквей и деноминаций, связанных  своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI в. в Европе. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран  принял постановление о праве  каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В  ответ от 5 князей и ряда имперских  городов Германии последовал протест, от чего и произошел термин «протестантизм». Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и т.д. Вместе с тем, протестантизм выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии). Согласно учению протестантизма, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, Таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает "посвящение" на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме, таким образом, снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов, а также безбрачие священников и пасторов. Обмирщая Церковь, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Протестантизм упразднил и многие Таинства, оставив только Крещение и Евхаристию, отверг учение о благодати. Кроме того, он упразднил молитвы за умерших, почитание святых и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов. Молитвенные дома протестантов были освобождены от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй, сняты колокола. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное предание отвергнуто. Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т.д.). Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны, или "Святые последних дней", Армия спасения, Христианская наука и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком "религиозного возрождения" (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов, Свидетелей Иеговы и других протестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета Церквей. Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская, или либеральная теология XVIII - XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), "теология кризиса", или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или "новая" теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

 

2.4. Ислам.

 

Ислам (с арабского) – «предание себя Богу» (покорность). Возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед. В возрасте 40 лет Мухаммед объявил себя посланником единого Бога Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги. Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда «посланником Аллаха». Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее Медина); со времени этого переселения хиджры, которое произошло в 622 г., начинается летосчисление ислама. На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии иудаизм и христианство.

Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман Коране. Каждый мусульманин должен следовать пяти основным "столпам" обязанностям религии. Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он Аллах един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!". Первая обязанность мусульманина – вера в то, что Аллах единственный истинный Бог, а Мухаммед Его посланник. Троекратное произнесение шахады является главной частью ритуала принятия ислама. Вторая обязанность пятикратная молитва (салят, намаз), которую ежедневно нужно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний. Третьей ритуальной обязанностью является пост (саум) в месяц рамадан. Согласно традиции, первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост воспринимается как телесная форма служения Богу. Четвёртой обязанностью мусульман является «закят» - обязательный налог на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины и её прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых, и всё имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования садака.

Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку  – хадж, прежде всего в "Священную мечеть", где находится главная святыня ислама Кааба. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества, который соблюдается на протяжении всей истории ислама. Считается желательным, чтобы хадж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни (при условии физических и материальных возможностей); в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников. Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад – полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества ислама как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай. По мере распространения ислама среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к «прецедентам», то есть действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости (рай). Зафиксированная в хадисах и кодифицированная в IX в., сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран – памятник начального ислама. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название "люди сунны", "сунниты". 
   Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения фикха. Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права шариат. Обычное право адат, которое регулировало различные отношения у завоеванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине XIX в. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырех богословско-правовых школ мазхабов. Основателями этих школ (существующих до настоящего времени) были Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш Шафии и Ибн Ханбаль. Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад – самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. Уже в первое столетие существования ислама в нём произошёл раскол: выделились, кроме суннитов, шииты – сторонники Али, мужа дочери пророка Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной имамат.

Самыми  распространёнными праздниками мусульман являются:

 

  1. Праздник жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан-байрам);
  2. Праздник розговенья (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам);
  3. Праздник Аль-Исра валь-Мирадж;
  4. День рождения Пророка (Маулид ан-наби).

 

 

   Кроме праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных  дат, связанных с почитанием имамов-мучеников, когда проводятся траурные церемонии  и оплакивания. Это прежде всего ашура (шахсей-вахсей) в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда.

Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие: Организация "исламский конгресс", созданная в 1969 г. и объединяющая свыше 40 мусульманских государств; Всемирный исламский конгресс (создан в 1926); Лига исламского мира (создана в 1962 г.); Афро-Азиатская исламская организация, образованная в 1964 г. и в 1970 г. переименованная во Всемирную исламскую организацию.

Мусульманство распространилось примерно на 19% всего населения земного шара. В Азии их количество наиболее значительно в Индонезии (около 83% всего населения). В России мусульмане в основном сосредоточены в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра 4,5 млн. (менее 2% населения). По национальной принадлежности это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам около 1/3 всех мусульман страны.

 

2.5. Буддизм.

 

Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды. Буддизм разделяется на три течения: хинаяну (малая колесница), махаяну (большая колесница) и ваджраяну (алмазная колесница), которые не являются тремя стадиями развития буддизма: видимо, они имели общие истоки в первоначальном буддизме, но впоследствии развивались относительно самостоятельно. Эти течения не различаются между собой в основных принципах. Общность сюжетов и образов их философии даёт основание говорить о существовании обще буддийской философии. Источниками для изучения буддийской философии служат многочисленные тексты, создававшиеся в течении многих веков в странах распространения буддизма. Основной источник обще буддийской философии и философии хинаяны - "Типитака" - свод канонических текстов на языке пали, зафиксированный письменно в 1в. до н.э. на Шри-Ланке (Цейлоне).

 

2.5.1. Учение Будды.

 

Сотни миллионов почитателей Будды  распространены по всему миру и каждый утверждает: "Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению, прибегаю к Общине". Согласно сингальским хроникам, Будда жил с 621 по 543 г. до н.э. Возраст – около восьмидесяти лет. Место рождения - Капилавасту, расположенное в Непальском Тераи. Происходил Будда из царского рода Шакья. От царя и его жены Майи рожден был будущий великий Учитель, получивший имя Сиддхарта, что означает - "исполнивший свое назначение".  По обычаю того времени на пятый день после рождения Бодхисаттвы сто восемь браминов, из наиболее сведущих в Ведах и предсказаниях, были созваны во дворец, чтобы дать имя новорожденному царевичу, прочесть и определить его жизненный путь в расположениях светил. Восемь из самых ученых сказали: "Имеющий такие знаки, как царевич, сделается мировым монархом, но если он удалится от мира, он станет Буддою и снимет пелену невежества с глаз мира". Восьмой, самый молодой, добавил: "Царевич покинет мир после того, как увидит четыре знака - старика, больного человека, труп и отшельника". Отец, желая удержать сына-наследника, принял все меры к тому. Окружил его роскошью, всеми удовольствиями, которые могла предоставить царская власть. Зная, что сын его будет побужден к отречению и уходу указанными четырьмя встречами, царь издал строжайший указ наблюдать за тем, чтобы царевич не мог увидеть ни одного из указанных явлений. Во все четыре стороны на расстоянии четверти мили от дворцов была поставлена надежная стража, которая никого не должна была пропускать. Но эта роскошь и счастливая беззаботная жизнь не могли усыпить великий дух, и предначертанное исполнилось. И, после того, как Бодхисаттва увидел все знаки, ему явилась мысль: "Истинно, невежественный, обыкновенный человек, будучи сам подвержен старости, без возможности избежать её, печалится, когда он видит, как стареют другие. Я тоже подвержен старости, и не могу избежать её. И если я, будучи подвержен всему этому, увижу дряхлого старика, болеющего и страдающего, то тяжко будет мне". (То же повторяется и о болезнях, и о смерти). Продолжая так размышлять, вся моя радость юности исчезла навсегда". Личное счастье, как бы ни было оно велико, не могло удовлетворить огненно устремленный дух Бодхисаттвы. Сердце его продолжало отзываться на каждое человеческое горе, и ум его, созерцая непостоянство и скоротечность всего существующего, не ведал покоя. Он томился в роскошных помещениях своего дворца, и в страдании восклицал: "Мир полон невежества и страдания, нет никого, кто бы мог исцелить недуги существования!". Вскоре он решается оставить своё царство, отправившись на поиски освобождения мира от страдания.

Будда отрицал существование личного Бога, отрицал существование вечной и неизменной души. Он дал учение жизни каждого дня и действенно выступал против собственности. Будда лично боролся против изуверства каст и преимущества классов, утверждал опытное, достоверное знание и ценность труда, заповедовал изучать жизнь мира в полной его реальности. Он положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира. Община Будды принимала всех без различия рас, каст и пола; и самые различные стремления и поиски новых путей находили в ней удовлетворение. Общины Будды не были монастырями, и вступления в них не были посвящениями, ибо, по словам Учителя, лишь осознание учения делало из вошедшего буддиста нового человека и общинника. В общине проводилось полное равенство всех членов. Один общинник отличался от другого лишь сроком своего вступления. При выборе старшего возраст не принимался в соображение. Старшинство не измерялось сединой. О том, у кого все достоинство заключалось лишь в преклонном возрасте, говорилось, что он "тщетно стар". Но "тот, в ком говорит справедливость, кто умеет владеть собою, кто мудр, тот есть старший". Будда не хотел устанавливать слишком много правил, он стремился избежать педантичности и однообразия уставов, избежать сделать обязательными многие запрещения. Все правила стремились сохранить полную самостоятельность ученика. Общинник обязан был соблюдать простоту и пристойность, но так как нет преимущества в том, чем питаться или во что одеться, то Будда предоставил ученикам известную свободу. Постоянный контроль поступков, слов и мысли, который он требовал от своих учеников и без которого не может быть успеха на пути к совершенствованию, почти не доступен для находящихся в обычных условиях жизни, где тысячи внешних обстоятельств и мелких обязанностей постоянно отвлекают стремящегося к цели. Но жизнь среди людей, объединенных одним устремлением, общими мыслями и привычками, была великой помощью, ибо давала возможность без потери энергии развиваться в желаемом направлении. Два правила были необходимы для поступления в общину: полный отказ от личной собственности и нравственная чистота. Будда постоянно советовал иметь меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени. Вся жизнь общины была строго дисциплинирована, ибо основой Учения Будды была железная самодисциплина для обуздания беспорядочных чувств, мыслей и развития непоколебимой воли. Гаутама требовал от своих учеников полного уничтожения страха. И потому учение Гаутамы Будды можно назвать учением бесстрашия.

Проблема, мучившая Гаутаму многие годы, нашла разрешение. Размышляя от причины к причине, он дошёл до источника зла, который заключается в омрачённости, в невежестве. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, - знанием тайны человеческого бытия и судьбы. Человек, освобождающийся от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений, достигает Нирваны – состояния совершенства всех элементов и энергий индивидуальности, достигших наивысшей интенсивности. "Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъемлемости. Трепетом озарённости притекают истинные знания. Спокойствие есть лишь внешний признак, не выражающий сущность состояния". Учение не требует, чтобы человек непременно покинул дом или же отрёкся от мира конечно, если только он не чувствует к этому призвания но требует, чтобы каждый человек освободился от иллюзии самости, очистил своё сердце, отказался от жажды к наслаждениям и вёл праведную жизнь. И что бы человек ни делал - будет ли он ремесленником, купцом или воином или удалится от мира и посвятит себя молитвенному созерцанию, пусть он вложит всё своё сердце и прилежание в свою работу, пусть он будет усердным и деятельным. Если он будет вести жизнь не проявляя зависимости, не питая ненависти и для услаждения самости, но лишь для истины, тогда радость, мир и благодать, несомненно, пребудут в сознании его". Будда учит не причинять вреда никаким живым существам, но быть исполненным любви и доброты, но в то же время «кто заслуживает наказание, должен быть наказан, и того, кто достоин поощрения, следует поощрить». Эти заповеди не противоречат друг другу, ибо тот, кто должен быть наказан за совершаемые им самим преступления, пострадает не из-за недоброжелательства судьи, но вследствие своего злодеяния. Его собственные поступки навлекли на него то, что налагает служитель закона. Как только он поймет, что наказание очистит его душу, он не станет более сетовать на свою судьбу, но будет радоваться ей". Любая война, в которой человек стремится убить своего брата, ничтожна; но тот, кто идёт на войну за правое дело, исчерпав все средства к сохранению мира, не заслуживает порицания. Порицаем должен быть тот, кто вызвал войну. Будда учит полному отказу от себя, но не учит отказу от чего бы то ни было в пользу сил, представляющих зло, - будь то люди, боги или стихии природы. Борьба должна быть, ибо вся жизнь борьба. Но тот, кто борется, должен следить, чтобы не сражаться ради своих личных интересов против истины и справедливости. Борющийся ради своих личных интересов, сколь бы он ни был велик, или силен, или богат, или знаменит, не получит воздаяния; но тот, что борется за справедливость и истину, обретёт великое воздаяние, ибо даже его поражение будет победой. Личность - неподобающий сосуд для сохранения сколь-нибудь значительного успеха; личность мала и хрупка, и содержимое её вскоре будет расплескано на пользу, но, возможно, также и на пагубу других. Истина же достаточно велика, чтобы вместить сильные желания и стремления всех личностей; и когда личность лопнет, как мыльный пузырь, содержимое её будет сохранено, и в истине обретёт она вечную жизнь. Идущий в бой даже и за правое дело, должен быть готов к смерти, ибо таков удел воина; и если рок постигнет его, у него не может быть оснований для недовольства. Но одерживающий победы должен помнить о непрочности всего земного. Его успех может быть велик, но сколь бы велик он ни был, колесо судьбы может опять повернуться и низвергнуть победителя в прах. Но если он обуздает себя и, угасив всю ненависть в своём сердце, подымет повергнутого противника и скажет ему: "Теперь приди, и заключим мир, и станем братьями", - он одержит победу, которая не есть преходящий успех, ибо плоды её пребудут вечно. Велик генерал, увенчанный успехом, но ещё больший победитель тот, кто покорил самого себя. Доктрина покорения самого себя даётся не для уничтожения человеческой души, но ради сохранения её. Тот, кто покорил самого себя, более достоин жить, преуспевать, одерживать победы, чем раб самого себя. Тот, чей ум свободен от иллюзии самости, выстоит и не падёт в сражении жизни. Устремлённого к праведности и справедливости не может постичь неудача; он будет успешен во всех своих начинаниях, и успех его будет прочен. Тот, кто взрастил в своём сердце любовь к истине, будет жить и не умрёт, ибо он испил напиток бессмертия.

Информация о работе Мировые религии. Влияние религии на человека, культуру, общество, цивилизацию