Мир культуры Ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 10:51, реферат

Описание работы

Каждая религия и вероучение имеют свою неповторимую историю возникновения и развития. Ислам не стал исключением. Зародившись в VII столетии на благодатной земле Аравийского полуострова, ислам - как религия, распространился по миру и на данный момент исчисляется почти 1,5 миллиардами приверженцев.

Содержание

Введение
1. Ислам: образ жизни и стиль мышления. Этика ислама
1.1 Истоки возникновения ислама и влияние религии на образ жизнь и стиль мышления человека
1.2 Исламская этика
2. Архитектура ислама
3. Суфийская поэзия XI-XIV в.в.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

мир культуры ислама.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Таковы основные черты ислама - религии, которая, как  считают ее приверженцы, имеет значительные перспективы в ХХI веке.

«Религиоведение относит мусульман наряду с иудеями  и христианами к последователям авраамических религий. Фактически это означает то, что в каждой из них присутствует основополагающая история (миф, представляющий идеальный образец веры) о праотце Аврааме, жившем в ХIХ веке до н. э., заключившем завет с Богом, в котором Бог за послушание пообещал ему, что он будет отцом множества народов».

То есть, практически  речь идет о концептуальной и генетической близости великих религий, рожденных  одна за другой в передней Азии. Действительно, их фундаментальные постулаты - взгляд на Бога как на личностное творческое начало, четкое противопоставление Добра и Зла, понятие об их непримиримой борьбе - идентичны.

1.2 Исламская  этика

«Слово «ислам»  означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение  преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания».

Коран является основным источником исламских канонов  и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также  стороны жизни мусульман получили оценку в Сунне (собрании преданий о  высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все. «Наш Господь тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь». Иванов В.Г. История этики средних веков. - СПб.: Питер, 2002. - С. 121

Исламская мораль берет свое начало в единобожии и  завершается в нем. Вера в Единого  Создателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в формуле  «Ля иляха иллалах» - «Нет Бога, кроме  Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своих созданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либо рожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. Это Всемогущий Творец и Правитель судеб всего Мироздания. Строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению и осмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своего внутреннего, духовного мира.

Моральные нормы  Корана предостерегают от дурных поступков  для собственного блага человека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость.

Предписанием  Корана, высшей нравственной целью  является стремление заслужить любовь и благорасположение Бога. Поступки во имя Аллаха возвращаются благом для всех.

В исламе человек  всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речь идет об ответственности человека перед Богом, ответственности каждого из людей за свои поступки. Истинный мусульманин постоянно помнит это не только перед Аллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.

Осуществление молитвы - дело совести каждого человека, определяемая степенью его веры и  искренности перед Господом. Аллах  запретил многие вещи, подрывающие  братство между людьми. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм//Вопросы  истории. - 2007. - №1. - С. 32-41.

Идеология ислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране (а позднее  и в сборниках хасидов), направлены на объединение разных народов на основе осмысления единой религии, Единого  Создателя, ее обрядов и жизненных  предписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народом планеты. Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечества равны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано: «Из Его знамений - творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамение для знающих».

Религиозная этика  отводит известным правилам специфические  функции в общей схеме жизни, характеризуя их сферы и величину воздействия. Это вносит разнообразия в условия личной и общественной жизни людей, их гражданского поведения, активности во всех областях жизни.

Этика ислама охватывает все проблемы. Жизненные проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает  человека от господства над ним эгоистических  страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствует созданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Ислам ставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков. Восторжествование совести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием, он гарантирует их осуществление. Все те, кто имеет положительное отношение к этим требованиям, объединяются и называются мусульманами.

2. Архитектура  ислама

Исламская (мусульманская) архитектура - зодчество стран Ближнего, Среднего Востока, Индии, а также  Пиренейского полуострова, принципы которого сформировались после 7 в. под влиянием ислама как господствующей религии в регионе.

Из всех видов  искусств, относящихся к мусульманской  культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура. Строительство мечетей, мусульманских  культовых зданий, первоначально  базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику религиозных построек, был подчинен потребностями нового культа.

Традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибинскую и османскую (более мелкие, например, иракская, среднеазиатская, считаются производными). Иванов В.Г. История этики средних веков. - СПб.: Питер, 2002. - С. 98

Первая мечеть была построена в Медине сразу  после хиджры пророка. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Но это сооружение еще не было святилищем, ибо в этот же двор выходили двери жилища Мухаммада и его жен. В первое время здесь собирались военные советы, а после битв сюда сносили раненых, то есть, это скорее был штаб будущей мусульманской общины. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - С. 76 Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. Действительно, уже первые мечети, которые были построены в крупных городах завоеванных территорий, имели кровлю, которая опиралась на колонны. Иногда это были стволы деревьев, иногда для этой цели брали колонны из разрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. После того, как Мекка также покорилась исламу, в каждой мечети ставилась ниша - михраб, которая указывала киблу - направление на Мекку.

Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень (впоследствии этот тип кладки стали использовать и в других странах). В ряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили из кирпича, в других местах - из тесаного камня.

Первые мечети были построены с оглядкой на традиции, сложившиеся к тому времени в  церковной архитектуре Византии. После превращения церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть, на завоеванных землях стали строить мечети, повторяющие план этого сооружения. Некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. По такому плану построена мечеть султана Хасана в Каире. Однако впоследствии подобные мечети обрастали вспомогательными службами: библиотеками, школами, бесплатными столовыми и т.д., искажая таким образом первоначальный план.

Наряду с колонными  мечетями сооружались четырехайванные здания (айван - колонный зал) с центральным куполом. Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихся стен) нашел широкое применение в Египте в 14-15 вв. Чаще всего его сооружали над мавзолеем. В период правления династии Фатимидов купол принимает заостренную форму. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм//Вопросы истории. - 2007. - №1. - С. 32-36.

Важным элементом  мечети является минарет. Минарет соборной пятничной мечети доминировал над  каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии - это башня Хиральда, в Марокко - минарет Кутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии - бухарский минарет Калян.

Как правило, каждая из архитектурных школ имеет свою, присущую ей, форму минарета. Например, магрибинские минареты выполняли две  функции: они были башнями, с которых  мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющими в случае нападения защищаться. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию. Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко - 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр. Испания, 1195).

Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании, иногда это увеличивающиеся кубы, стоящий один на другом. Иранский минарет 11-13 вв. представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Минарет одной из самых старых мечетей Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» - араб.) в города Самарра (Ирак), тулово которого представляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус. Минареты, построенные в османское время на территории Турции и Балканского полуострова - более стройные, снабженные каннелюрами. Как правило, в своей верхней части они имеют ажурные балкончики шюрфэ, с которых муэдзин призывал верующих на намаз.

На территории Средней Азии минареты обычно стоят  отдельно от здания мечети, они представляют собой мощную башню, облицованную кирпичом, внешнее ребро которого покрыто  цветной глазурью или полихромной  плиткой.

Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404). Но были мечети с плоской и покатой кровлей. Все эти культовые сооружения должны были быть ориентированы на Мекку, направление на которую указывала кибла в обрамлении михрабной ниши. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку. Иногда михрабная ниша исполнен в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284-1285) в Каире.

С развитием  фикха в ряде мечетей стали  сооружать до 4_х михрабов (по числу  мазхабов - юридических школ, принятых в исламе). Как правило, стены, в которых находится михраб, всегда более нарядны, так как именно к кибле устремлены взоры верующего. Подобные лицевые стены обычно сплошь украшены лепниной, резьбой или керамической мозаикой, напоминающей ковровые изделия Востока.

Арки различных  видов - подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов»  в качестве капители - излюбленный  прием декорирования культовых  зданий ислама. Арки используются для  оформления сводов между колоннами молитвенного зала, для декорирования окон (в том числе и ложных). Сталактитовая капитель обычно собиралась из разных элементов (от семи), создавая карниз колонны. Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Аль-Гамбра (Гранада). Там же, в зале Двух сестер, можно увидеть сталактитовый узор в верхней части стены над михрабом и расположенными выше него окнами. Иногда сталактиты украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечети султана Хасана в Каире (1536). Гуревич П.С. Культурология. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Гардарики, 2006. - С. 103

Для оформления мечетей характерны также массивные  резные двери, иногда украшенные металлическими заклепками в виде многоконечных  звезд или «одетые» в чеканный покров из меди, рисунок которого представляет собой пересекающиеся геометрические фигуры. Такова дверь главного портала мечети аль-Муайада в Каире.

Как для архитектуры  исламских стран крайнего запада, так и для Средней Азии характерна изысканная резьба по стуку - разновидности  алебастра. Мастер наносит тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишний материал, создавая причудливый объемный рисунок, куда в общий фон переплетений можно внести картуши с цитатами из Корана или с затейливым цветочным узором. До сих пор поражает декоративная резьба по стуку, сохранившаяся на развалинах дворца Мутасима в Самарре, которая в 836-883 была столицей государства Аббасидов. Стуком декорированы мечети 14 в. в Исфахане, Бестаме, Абаркухе.

В Иране часто  применяют звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых выкладывали настенные панели. Иногда это геометрический узор или многофигурные композиции.

В Средней Азии и Индии культовые здания, как  правило, снабжены мощными (высотой  в 2-3 этажа) порталами (пиштак - перс.). Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. Эта конструкция свидетельствует о том, что на Востоке мусульманского мира придерживались иного плана построения мечети. Молитвенный зал под куполом представлял собой прямоугольник, а дополнительные службы обрамляли его по периметру, оставляя свободным пространство перед входом в мечеть. Иногда боковые помещения окаймляли дворик, в котором находились фонтан или бассейн, а также помещения для омовений. Типичным примером может служить погребальная мечеть султана Хумайуна (1565, Дели).

Информация о работе Мир культуры Ислама