Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:27, реферат
В рамках религиозного сознания - формы мышления, исходящей из существования и возможности связи со Сверхъестественным, и присущей религиозному человеку попытки исследовать религию приводят к появлению теологии (богословия) - учения о Боге.
Во второй половине XIX веке крупным философским течением на Западе становится «философия жизни». Немецкой классической философии было противопоставлен иррационализм и новейшие психологические изыскания. Рационализм был отвергнут, на первое место бла поставлена интуиция. «Жизнь» постигается интуитивно во всех ее проявлениях, в том числе и в религиозных переживаниях. Во многих работах проблемы религии затрагивал Ницше. Один из персонажей Ницше восклицает: «Где Бог?.. Мы его убили - вы и я! Мы все его убийцы!.. Бог умер!..» («Веселая наука»). Место Бога в концепции Ницше занял сверхчеловек. Однако, критически рассматривая существующее религиозное мировоззрение, Ницше приходит к религии вечного возвращения, где человек может утверждать свою волю.
Автор знаменитого «Заката Европы» Шпенглер определял религию как осуществление языка культуры. Культура является, по Шпенглеру, причиной возникновения религии. Душа сознает свое одиночество среди чуждого ей мира, представляющегося воплощением зла, и в противоборстве с этим миром создает культуру, сущностью которой является религия, освобождающая человека от страха. Бергсон отождествлял сБогом некое «сверхсознание», «жизненное начало, порыв»: «Бог, таким образом определяемый, не имеет ничего законченного: он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода» («Введение в метафизику»). Витгенштейн, исследуя язык религии, сделал вывод о том, что «Бог не обнаруживает себя в мире», и принципиально невозможно выразить в языке мистическое - наиболее глубокое содержание религии. Таким образом, согласно Витгенщтейну, «о чем невозможно говорить, о том следует молчать» («Философские работы»). Это созвучно идеям апофатической теологии в христианстве и с высказываниями христианских, восточных и еврейских мистиков.
Уже к концу XIX в. оформляется религиоведение - научная дисциплина, изучающая религиозное сознание в его общих и конкретно-исторических проявлениях. Предметом религиоведения, таким образом, становится религия как феномен.
Религиоведение изучает
Сравнительный метод изучения религии
Еще Монтескье и Конт, на которых часто ссылаются как на основателей социологии, использовали и рекомендовали использовать метод сравнения, позволяющие установить и объяснить сходства и различия, существующие между обществами. Конт, в частности, при помощи сравнения состояния различных обществ на одной и той же стадии развития и на разных его стадиях пытался показать, как действуют законы сосуществования и законы последовательной смены социальных и ментальных феноменов.
В 19 веке использование сравнительного
метода было тесно связано с
Наиболее типичным примером использования сравнительного метода в 19 в. и начале 20 в. можно считать работы Дж. Фрэзера, который использовал бесчисленные иллюстрации из области классической мифологии, Библии и современной ему этнографии для подтверждения собственных гипотез о происхождении и развитии разнообразных верований и обычаев.
Классик социологии Э. Дюркгейм
в своих ранних работах успешно
применял сравнительный метод, сопоставляя
правовую систему обществ, находящихся
на одной и той же стадии развития
и на разных стадиях. Рассматривая состояние
правовой системы в качестве показателя
морального состояния общества, Дюркгейм
использовал сравнительный
Несколько иную форму сравнительный
метод принимает в работах
Макса Вебера (1864 - 1920). Это уже
не столько выделение факторов и
переменных, действие которых можно
наблюдать в большинстве
Пользуясь сравнительным
методом, М. Вебер установил наличие
очевидной связи между
Сравнительный метод Вебера в научной социологии религии представляет собой нечто аналогичное экспериментированию (поиск сходных паттернов в не зависящих друг от друга культурных контекстах).
Хобхауз, Уилер и Джинзберг сделали попытку соединить сравнительный метод и широкий обзор существующих обществ; они предложили созданную таким путем эмпирическую схему социальной эволюции. Разработав шкалу технологического развития, они попытались установить соответствие каждому из уровней этой шкалы какой-либо конкретной формы социальной жизни, политических институтов и моральных норм. Позже аналогичную попытку предпринял Гоулднер (1962). Недостатки подобных схем объясняются скорее слабостью исходных теоретических предпосылок (идея о закономерном развитии всех сторон жизни общества в строго определенном направлении), нежели порочностью сравнительного метода. С 1950-х годов значительный упор делается на сочетание классического сравнительного метода и современных статистических методов. Типичным представителем этого направления является американский социолог Дж. Ленски, исследовавший соотношение показателей религиозности с другими факторами существования в большом американском городе.
Представители социальной антропологии
в своей критике сравнительного
метода стремились отнести на его
счет худшие крайности эволюционистского
подхода и связанное с ним
искажение культурного
Те религиоведы и социологи,
которые традиционно пользуются
сравнительным методом как
Обширная социологическая
литература существует также по проблеме
происхождения религиозных
Среди современных теоретиков, работающих в области социологии религии, можно выделить американского социолога П. Бергера. В своей книге "Священная завеса" ("The Sacred Canopy") он Осуществляет удачный теоретический синтез взглядов Маркса, Дюркгейма, Вебера. Однако методологическая установка Бергера характеризуется своего рода редукционизмом: он пытается объяснить религиозную веру главным образом через внерелигиозные чувства, социопсихологические факторы и т. п. Эта теория имеет определенные перспективы развития, поскольку в исследовании религии не следует априорно отбрасывать идею о том, что религия есть проекция, т. е. основывается на иллюзии. Но вопрос в том, не предопределяет ли подспудно используемый метод результаты исследования.
В целом современная социология религии занимается по большей части религиозными институтами и культовой практикой стран Запада, хотя можно назвать несколько значительных работ, посвященных религиям Азии.
В центре внимания социологов в настоящее время находится процесс секуляризации. Некоторые исследования, посвященные этому предмету, оказали воздействие на облик современной христианской теологии, в особенности работа американского ученого X. Кокса "Мирской град" ("The Secular City").
С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; "Феникс", 1996. С. 37-41.
Чикагская школа
Феноменологический метод был впервые в Соединенных Штатах применен историком религии - Иоахимом Вахом, основавшим в Чикаго школу религиоведения. Вах выделял три аспекта религии: теоретический, или ментальный - религиозные идеи и образы; практический, или поведенческий; институциональный, или социальный. Поскольку Вах занимался исследованием религиозного опыта, он интересовался социологией религии, пытаясь показать, каким образом религиозные ценности институционализируются. Однако Вах не придерживался принципа религиозного нейтрализма. С его точки зрения, изучение религий способствует углублению чувства нуминозного и, не ослабляет, а усиливает религиозные устремления.
Мирча Элиаде (1907-1986) - выдающийся, наиболее влиятельный ученый в области религиоведения второй половины ХХ столетия.
Родившись и получив образование в Румынии, Элиаде прожил четыре плодотворных года (1928-1932) в Индии, обучаясь в Калькутте. Несколько месяцев он провел в ашраме в Гималаях. Вернувшись на родину, Элиаде активно участвовал в литературной и интеллектуальной жизни, пока не началась вторая мировая война. Благодаря впечатлениям молодости, Элиаде смог глубоко проникнуть в суть религии Азии, особенно Индии. С этими впечатлениями связан его глубокий интерес к первичным, или архаическим, религиозным; феноменам, более или менее эквивалентным тому, что, Элладе рассматривал как фундаментальный субстрат юго-восточной европейской культуры. Годы войны Элиаде провел с румынской дипломатической миссией, вначале в Лондоне, а затем в Лиссабоне. Затем он преподавал в Парижском университете, а с 1957 года - в университете Чикаго. В этот период он становится самой влиятельной фигурой в области нетеологическогоизучения религии благодаря преподаванию, издательской деятельности и своим трудам. Его многообразные работы можно разделить на пять отличных друг от друга типов:
1) всесторонние исторические
2) исследования, называемые Элиаде "морфологией" религии, например "Patterns in Comparative Religion", давшие начало многим популярным работам, включая книгу "Священное и мирское" ("The Sacred and the Profane"), часто используемую как введение в историю религии;
3) оригинальные художественные произведения, допускающиесвободное употребление религиозных понятий, обоснование которым дается в академических трудах Элиаде;
4) справочные материалы для