Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 00:32, реферат
Языческое религиозное сознание характеризуется политеизмом с сопутствующим ему представлением о том, что самое главное божество пантеона, своего рода верховный Бог-Творец мира, очень далек от человека. В силу этого первостепенное внимание тех, кто пытается проявить свое религиозное чувство и вступить в контакт с нематериальными силами, привлекает мир низших духов. Жрецы языческих культов пытаются установить взаимоотношения именно с ними. Вера в высшего Бога не отсутствует – она просто отодвинута на задний план и забыта. В качестве средства для установления контактов с духами и для воздействия на них используется магия.
Критика
языческой картины
мира на примере шаманизма.
Языческое религиозное
сознание характеризуется политеизмом
с сопутствующим ему
Во
многих языческих культах существует
представление о верховном
Важно отметить, что в шаманизме духи – это не души умерших предков, а совершенно особые существа. Их добрая или злая сущность не связана с тем, обитают ли они на небе или на земле и с ними можно договариваться. С духами можно бороться и с помощью других духов, ставших помощниками человека. С духами связана и душа человека. Для шаманизма немаловажное значение имеет личность самого шамана, через которого человек надеется воздействовать на внешний мир. Шаман, являясь как бы "проводником" между двумя мирами, должен быть посвящен в определенные ритуалы, своего рода механизмы управления этими мирами. Более подробное видение мира с точки зрения шаманизма можно найти у известного исследователя в этой области Мирчи Элиаде: "Шаманская техника по существу заключается в переходе из одной космической сферы в другую: с Земли на Небо или с Земли в Ад. Шаман знает тайну прорыва уровней. Переходы между космическими зонами возможны благодаря самой структуре Вселенной. Действительно… Вселенная задумана в виде трех этажей – Неба, Земли, Ада, – соединенных между собой серединной осью. Символизм, выражающий единство и связь между тремя космическими сферами, довольно сложен и иногда противоречив…Однако основная схема, несмотря на всевозможные влияния, остается прозрачной: существуют три большие космические страны, через которые можно последовательно проходить, поскольку они соединены серединной осью. Эта ось проходит, разумеется, через некое "отверстие", "дыру": именно через эту дыру боги нисходят на Землю, а умершие – в подземный мир; через нее же может в экстазе возноситься – или спускаться – и душа шамана во время путешествий на Небо или в Ад"2.
Профессор А.И. Осипов в своем труде "Путь разума в поисках истины" обрисовывает восприятие мира шаманизмом как магическое, при чем чуждое религиозности как таковой; если понимать религию как связь с Богом. Он пишет: "Магическое миропонимание рассматривает мир как нечто безусловно статическое и детерминированное и не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Все и вся подчинены извечно существующим оккультным законам. Отсюда, нашедший "ключ" к ним становится подлинным властелином богов, людей и мира. Одна из индийских поговорок так и гласит: "Весь мир подвластен богам. Боги подвластны заклинаниям. Заклинания - брахманам. Наши боги - брахманы". Поэтому в отличие от религии, усматривающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу, магия основное внимание обращает на правильность совершения ритуала. Точное его исполнение имеет принципиальное значение в магии".3 Таким образом, очевидно, что шаманизм только лишь условно может быть назван религией в полном смысле этого слова. Как и все языческие верования, шаманизм, являясь наиболее характерным из них, выдает при внимательном изучении прагматичный и посюсторонний характер самого язычества; он является как бы инструментом для решения совершенно "мирских" проблем. И в этом смысле в высшей степени к нему применимы следующие слова прот. Павла Флоренского, которые он писал относительно язычества в целом: "Язычество... лжерелигиозно и лжедуховно. Оно - искажение, извращение, растление истинной веры, присущей человечеству изначала, и, вместе, мучительная попытка выбраться из духовной смуты, так сказать "духовное барахтанье". Язычество - это прелесть".4
Список
использованной литературы:
1.
Нестор (Анисимов), митрополит. Моя Камчатка.
Записки православного
2.
Осипов А. И. Путь разума
в поисках истины. М., 2002.
3.
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.
М., 1914.
4.
Элиаде М. Шаманизм. Архаические
техники экстаза. "Шаманизм и
космология". www.jungland.ru/Library/
Информация о работе Критика языческой картины мира на примере шаманизма