Кришнаизм - его источники, вероучени, современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:28, реферат

Описание работы

Образ Кришны, который является аватарой Вишну, имеет древние истоки и складывался в течение длительного времени. Имя Кришна («Черный») встречается в «Ригведе» и в «Чхандогья упанишаде», но образ Кришны, ставшего богом, впервые встречается в «Махабхарате». Кришна здесь — царь пастушеского племени ядавов, сын Дэваки и Васудэвы, друг и наставник Пандавов. Вместе с тем он вполне определенно называется воплощением Вишну, а в «Бхагавадгите» выступает как высший бог, олицетворение Атмана. В этом тексте содержится вложенная в уста Кришны первая развернутая проповедь бхакти, безраздельной любви к личному богу, то есть к самому Кришне. Рождение Кришны от царя кшатрийского клана вришниев Васудэвы — относительно поздний момент развития его мифологии, на более раннем этапе Васудэва отождествлялся с Кришной, а еще ранее почитался как верховный бог вришниев и в этом качестве именовался Бхагаватом и Нараяной.

Содержание

Кришнаизм. Формирование. 3
Мифология 4
Культ 5
Карма в Кришнаизме 6
Современная деятельность 8
Список использованной литературы 9

Работа содержит 1 файл

религия.doc

— 55.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кришнаизм. Формирование.

 

Образ Кришны, который является аватарой Вишну, имеет древние истоки и  складывался в течение длительного  времени. Имя Кришна («Черный») встречается  в «Ригведе» и в «Чхандогья упанишаде», но образ Кришны, ставшего богом, впервые встречается в «Махабхарате». Кришна здесь — царь пастушеского племени ядавов, сын Дэваки и Васудэвы, друг и наставник Пандавов. Вместе с тем он вполне определенно называется воплощением Вишну, а в «Бхагавадгите» выступает как высший бог, олицетворение Атмана. В этом тексте содержится вложенная в уста Кришны первая развернутая проповедь бхакти, безраздельной любви к личному богу, то есть к самому Кришне. Рождение Кришны от царя кшатрийского клана вришниев Васудэвы — относительно поздний момент развития его мифологии, на более раннем этапе Васудэва отождествлялся с Кришной, а еще ранее почитался как верховный бог вришниев и в этом качестве именовался Бхагаватом и Нараяной. Его культ вырос из культа пяти братьев-героев, одним из которых был Васудэва. Среди братьев примечательна фигура Баладэвы (Баларамы), ставшего впоследствии братом Кришны. Он был воплощением древнего божества плодородия со змеиной сущностью — Санкаршаны. Другая линия развития кришнаизма, также восходящая к весьма архаическим культам, связана с самим Кришной. Его чернота (точнее, темно-синяя или темно-зеленая окраска тела) указывает на аборигенные истоки культа и, возможно, на демоническую природу бога, которая в развитом кришнаизме преодолевается, но все же порой проступает в деталях (например, в родстве Кришны с асурой Кансой). В древности Кришна почитался среди пастушеских племен как якша (полудемоническое существо), дух гор, камней, растений. Довольно отчетливы и календарные ассоциации его образа, выявляемые в его связи с «темным» сезоном дождей. Наконец, исключительно важны в кришнаизме темы бога-младенца и бога-юноши, восходящие к древним неарийским, в частности, дравидским культам. Эти темы, однако, формируются в кришнаитском мифе довольно поздно, в вишнуитских пуранах, созданных после «Махабхараты». [1]

Мифология

Различные эпизоды жизни Кришны, имея разное происхождение, в конце концов собираются вместе, образуя его жизнеописание, имеющее значение кришнаитского  мифологического канона. В полном виде оно содержится в 10-й главе «Бхагаватапураны» (9-10 вв. н. э.), которая, наряду с «Бхагавадгитой», считается основным священным текстом кришнаизма.

История Кришны начинается с того, что царю племени ядавов Кансе в Матхуре была предсказана гибель от восьмого сына его двоюродной сестры Дэваки. Он убивает шестерых ее детей, но следующих, Балараму и Кришну, удается спасти. Васудэва, отец Кришны, тайком переправляет их в Гокуль, пастушеское селение в Брадже, где они становятся приемными детьми местного царя Нанды и его жены Яшоды. С младенческих лет Кришна проявляет чудесную силу и постоянно спасает пастухов от различных бед, в том числе от демонов. Повседневная жизнь Кришны наполнена шалостями и развлечениями, а когда он повзрослел, любовными забавами с пастушками (гопи). Он играет для них на флейте, танцует, водит хороводы. Одна из пастушек, получившая в процессе развития мифа имя Радха, особенно любима им, но женой его становится Рукмини, дочь царя Видарбхи. Происходит это уже после того, как Кришна побеждает Кансу и садится на трон в Матхуре. В дальнейшем он обосновывается в Двараке, новой столице племени ядавов, и принимает участие в событиях, описанных в «Махабхарате». После победы Пандавов в царстве ядавов начинаются распри, и оно погибает. Самого Кришну случайно убивает охотник, приняв его за оленя.[3]

Культ

Мифы, связанные  с детством и юношеством Кришны, исключительно популярны в Индии. Они наилучшим образом соотносятся  с течением бхакти и представляют адептам хорошую возможность проявления любви к богу. Идентифицируя себя с другими героями мифа, они любят Кришну как шаловливого мальчишку, сына, брата, друга и, наконец, любовника. Взаимотношения Кришны и Радхи составляют одну из самых распространенных тем поэзии, музыки, живописи, скульптуры. На основе эпизода игр Кришны с пастушками развивается Кришналила (или раслила), мистериальная народная драма Северной Индии. Любовная тема кришнаитского мифа находит и религиозно-философское толкование: тяга пастушек к Кришне символизирует влечение индивидуальной души к богу.

Поскольку проповедь любви к Кришне, содержащаяся в «Бхагавадгите», носила умозрительный  характер и была адресована ограниченному  кругу адептов, статус массового  религиозного течения кришнаизм  обрел лишь когда идея бхакти воплотилась в популярные культовые формы — гимны, песни, танцы. В немалой степени этому способствовало творчество религиозных поэтов, таких, как тамильские альвары, Джаядэва, Мира Баи, Сурдас, Чондидаш и др. Их стихи и песни до сих пор используются во время храмовых служб и праздников. В средние века возникают многочисленные вишнуитские и кришнаитские общины, во главе которых стояли выдающиеся проповедники: Валлабхачарья (1478-1530), основатель общины «пушти-марг», Чайтанья (1486-1533), с которым связано возникновение течения «Гаудия вишнуизм» и др. Чайтанья проповедовал экстатический характер почитания Кришны и единственным ритуалом считал санкиртон — массовые песнопения и танцевальные процессии. Деятельность Валлабхачарьи и Чайтаньи привели к бурному расцвету кришнаитского бхакти, к религиозному возрождению Браджа, Матхуры, Вриндавана — региона, где прошли детство и юность Кришны. Чайтанья — одна из главных культовых фигур современных кришнаитов, объединенных в «Международное общество сознания Кришны», основная деятельность которого проходит в странах Запада.[4]

Карма в Кришнаизме

Кришнаизм, как одна из основных индийских религий, также не обходит стороной карму. Понятие и суть кармы раскрывается и в кришнаизме. Здесь человек направляется на осознание собственной сути, собственного места в земном мире и отношения человека к Богу. Данная религия проповедует радость человеческого существования, целью которого является служение Богу.  
При этом человек служит Богу не только сознательно, но и неосознанно. Однако, кришнаизм обращает наше внимание на закон кармы, то есть на закон причин и последствий, незнание которого ведет человека к бесконечному перевоплощению - реинкарнации - не только в человеческом образе, но и в образах различных животных и растений. 
Кришнаизм указывает человеку его место в этом мире. Человек своим невежеством, гневом и вожделением сам прокладывает себе дорогу в ад. Только познание человеком природы, овладение и подчинение им своих собственных чувств возвышает человека и приводит его на путь истины, просветления и блаженства. А привязанность человека к чувственным удовольствиям ведет его к новым воплощениям с более тяжелой кармой. Человек сам несет ответственность за все свои поступки, за свое нынешнее существование и за все последующие перевоплощения.  
Люди помешаны на чувственных наслаждениях и не подозревают о том, что их нынешнее тело - это результат их собственной кармической деятельности в прошлом. Тело - физическая оболочка -причиняет человеку много страданий и беспокойств. Если человек живет только ради того, чтобы доставить удовольствие своей плоти (временной оболочке), то такой человек живет напрасно. Человек, не понимающий своей истинной сущности, живет только ради удовлетворения своих чувственных наслаждений. И такой человек вынужден переселяться из тела в тело до тех пор, пока он не осознает своей природы. И если человек, которому дается возможность при последующем перевоплощении попытаться понять свою сущность, не делает никаких попыток в эту сторону, тем самым он отягощает свою карму, и в своем новом воплощении карма его будет более тяжелой. 
И она будет утяжеляться до того момента, пока человек, наконец, не задумается о своей природе, о причине своего существования.  
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в религиях мира есть одна общая черта, объединяющая их. Во всех религиях есть указание на то, что единая цель человека - это понять, осознать, что человек имеет отношение не только к земной, но и к Космической жизни. Человек считает, что рождение - это механический процесс, который никоим образом не связан с человеческой волей, желанием. Но в процессе жизни каждый человек имеет возможность стать индивидуумом. Однако, на пути человека встречается множество препятствий, которые рождают в нем сомнения и противоречия. 
 
И человек, не склонный анализировать окружающее, воспринимающий его таким, какое оно есть, не задумывающийся о причинах происходящего, становится жертвой общества, останавливается в своем духовном развитии. Такой человек не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Он ругает судьбу, столь несправедливую к нему, и тем самым порождает процессы, складывающиеся впоследствии в его собственную карму - судьбу.[2]
 
 

Современная деятельность

Сегодня существует два наиболее распространенных мнения о кришнаитах. С одной стороны  это – вегитарианцы, пропагандирующие здоровый образ жизни и занимающиеся благотворительностью. С другой –  сомнительная секта. В пользу второго образа Общества Сознания Кришны свидетельствуют многочисленные судебные процессы. В настоящее время Общество Сознания Кришны переживает очередной кризис, связанный с громким скандалом. Е. Берке Рокфорд-младший, социолог, изучающий эту организацию, недавно опубликовал в журнале Krishna свою работу, в которой рассмотрел сучаи жестокого обращения с детьми в "гурукулах" (принадлежащих секте школах-интернатах) в 1970-х и 1980-х годах. Когда в 1996 году 10 бывших учеников-кришнаитов подтвердили, что во время нахождения в кришнаитских школах-интернатах они терпели побои, сексуальные домогательства и отсутствие медицинской помощи, Международное Общество Сознания Кришны было вынуждено признать эти факты ("Hare Krishna Faith Details Past Abuse at Boarding Schools", New York Times, 9 октября 1998). Наиболее тревожная ситуация сложилась, предположительно, в Далласе, Сиэттле и "Новом Вриндаване". По словам юриста из Техаса Уиндл Терли, злоупотребления начались в 1972 г. в кришнаитском интернате в Далласе, а затем имели место еще в шести школах секты в США и в двух – в Индии. Сейчас Международное Общество Сознания Кришны стремится придти к мировому соглашению. Если МОСК удовлетворит иск на 400 млн. долларов, поданный 94-мя пострадавшими, секта окажется на грани банкротства. Директор по связям Международного Общества Сознания Кришны Ануттама Дас пытается создать специальный фонд для компенсации морального ущерба жертвам насилия, чтобы не платить по иску. В результате громких скандалов школы кришнаитов, действовавшие в 70-80-е годы ушедшего столетия в Америке, были закрыты. Школы, основаные позже этого времени действуют до сих пор.[3]

Список  использованной литературы

  1. Электронный источник: http://sulo-cana.narod.ru/
  2. Электронный источник: http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=643585
  3. Балагушкин Е. Г. "Критика идеологии и практики современного кришнаизма", Серия "Научный атеизм", № 10/84, "Знание", М., 1984.
  4. Мартин Уолтер "Царство культов", Изд-во "Логос", СПб., 1992.

Информация о работе Кришнаизм - его источники, вероучени, современность