Крещение князя Владимира

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы является раскрыть тему крещения Руси.
Задачами работы служат:
- рассмотреть крещение князя Владимира;
- изучить культурно-историческое значение крещения Руси.

Содержание

Введение.........................................................................................3
1.Крещение князя Владимира..........................................................5
2.Культурно-историческое значение крещения Руси.......................8
Заключение.....................................................................................16
Список использованной литературы...............................................17

Работа содержит 1 файл

Крещение Руси.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

     В особенности восставало духовенство  против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб такой же человек и христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда тоже делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало почитаться "грехом". Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.[1]

     Так широко было влияние церкви на гражданский  быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняла себе одинаково как  политическую деятельность князей, так  и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

     Рядом с воздействием церкви на гражданский  быт Руси мы видим и просветительную деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

     Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирские, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья. Влияние подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно.

     Вокруг  них собирались их последователи  и ученики и образовывали целые  общины, называемые монастырями. Древние  монастыри не всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в  лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен. Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во всем необходимом до той поры, пока не получала известности и не привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трогательное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и на их неустанном труде на пользу братии, все это очень сильно действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочестивой братии, чем могли: строили в монастыре храмы, дарили монастырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности.[3]

     Скромная  община монахов превращалась в богатый  и благоустроенный монастырь  и делалась религиозным и просветительным средоточием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и "книжному почитанию", и хозяйственным приемам. В монастырях образовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хозяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и руководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства, и рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и был прикреплен к церковной земле. На обширных землях монастырей все хозяйственные порядки установлялись сообразно указаниям греческого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому монастырское (и вообще церковное) землевладение становилось образцом не только для частных, но даже и для княжеских земельных хозяйств.

     В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные  на Русь вместе с крещением, представляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т.п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению нравов на Руси.

     Наконец, христианская вера на Руси совершила  переворот в области пластического  искусства. Языческая Русь не имела  храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину" (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось таким образом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Принятие  Русью христианской веры - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Руси уделено большое место в "Повести временных лет". В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных религий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены, дабы придать более сакральный характер.

     По  итогам контрольной работы можно  сделать следующие выводы:

     - была раскрыта тема работы;

     - рассмотрены причины крещения  князя Владимира;

     - изучено культурно-историческое  крещение Руси. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

     1. Голубинский, Е. Е. История Русской Церкви [Текст]: учебник для вузов/Е. Е. Голубинский - М.: 1999, 368с.

     2. Динцес, Л. А. Дохристианские храмы Руси в свете памятников народного искусства [Текст]/ Л. А. Динцес - СЭ, 1947, № 2, стр. 75-76.

     3. Дулуман ,Е. К., Глушак, А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты [Текст]: учебник для вузов/ Е. К. Дулуман - Симферополь.: Таврия, 1988. – 184 с.

     4. Панченко, А. И. Красота Православия и крещение Руси [Текст]: учебное пособие/ А. И. Панченко - СПб.: Юна, 1999, с. 377—391

Информация о работе Крещение князя Владимира