Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:38, реферат
Цель данной работы заключалась в исследовании источника исламской веры – Корана.
Задачи работы:
- исследовать Коран, его источники и происхождение;
- рассмотреть тему Аллаха и человека в Коране;
- охарактеризовать нормы Корана о добре и зле, правилах поведения мусульманина;
- изучить Ваххабизм как экстремистское течение в исламе.
Введение ……………………………………………………….……. 3
1. Коран, его источники и происхождение…………………..…….. 4
2. Тема Аллаха и человека в Коране………………………….……. 6
3. Коран о добре и зле, правилах поведения мусульманина…….... 9
4. Ваххабизм как экстремистское течение в исламе………….……12
Заключение …………………………………………………………..15
Список использованных источников ………………………………16
Министерство науки и образования Украины Донецкий государственный университет управления
Кафедра
философии и психологии
Реферат из дисициплини „Религиезнавство”
на тему:
Коран,
его источники и происхождение
Донецьк
- 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………….……. 3
1.
Коран, его источники и
2. Тема Аллаха и человека в Коране………………………….……. 6
3. Коран о добре и зле, правилах поведения мусульманина…….... 9
4. Ваххабизм как экстремистское течение в исламе………….……12
Заключение …………………………………………………………..15
Список использованных источников ………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Цель данной работы заключалась в исследовании источника исламской веры – Корана.
Задачи работы:
- исследовать Коран, его источники и происхождение;
- рассмотреть тему Аллаха и человека в Коране;
- охарактеризовать нормы Корана о добре и зле, правилах поведения мусульманина;
- изучить Ваххабизм как экстремистское течение в исламе.
1. Коран, его источники
и происхождение
Священным Писанием мусульман является Коран. Коран почитается приверженцами всех мусульманских направлений, школ, течений и сект. В Коране изложены основные идеи и принципы вероучения Мухаммада. Коран также является основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского. Согласно мусульманской версии, Коран был передан пророку Мухаммаду самим Аллахом через архангела Джебраила (библейского архангела Гавриила). С того времени Коран, утверждают мусульманские богословы, и существует в неизменном виде. Однако исследователи истории ислама давно подметили тот факт, что несмотря па определенное единство главного содержания Корана, восходящего к проповедям самого Мухаммада, в этой книге явственно заметны две линии, две группы глав (сур) — меккаиская, восходящая к проповедям еще только начинающего свой пророческий путь Мухаммада, и мединская, основанная на уже признанном и почитаемом авторитете великого пророка. Этот факт свидетельствует о духовной эволюции самого Мухаммада, его мировоззренческой позиции.
Название
священной книги мусульман «
Коран
отличается четкой внутренней логикой
и изысканным литературным языком (содержание
Корана изложено в форме рифмованной прозы).
Коран разделен на 114 глав (сура - араб,
«ряд камней в кладке»). Если исключить
первую суру Корана «Адь-Фатиха» («Открывающая
книга»), содержащую основные догматы
ислама и представляющую собой небольшую
молитву, которую каждый мусульманин обязан
читать ежедневно, а также во время всех
обрядов жизненного цикла, то все остальные
ИЗ сур расположены не в хронологическом,
не в тематическом порядке, а по мере убывания
их объема1.
2. Тема Аллаха и человека
в Коране
Содержание Корана весьма разнообразно: в нем идет речь об Аллахе — едином Боге, которому следует безропотно поклоняться, о творении мира и человека, о взаимоотношениях человека с миром сверхъестественного, о судном дне, о воскресении и загробном мире; в Коране мы находим и указания по регламента ни и торговли, семейно-брачных отношений, изложение моральных норм, обязательных для мусульманина, описание обязанностей верующих по отношению к власти, духовенству и т. д.
Вера в Аллаха — это основной догмат ислама, в котором заключен мусульманский принцип монотеизма. Положение «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его» является вероисповедной формулой ислама. Исповедание этой формулы, произнесение ее вслух, следование ей как основному принципу жизни — главная обязанность правоверного мусульманина. Вера в Аллаха — это тот стержень, вокруг которого сосредоточены все остальные вероучительные истины ислама. В переводе с арабского «Аллах» означает Бог, однако со временем это слово стало восприниматься верующими как личное имя Бога. Аллах един, всемогущ. Он создатель мира, земли и небес, всех форм жизни. У него пет ни сына, ни дочери, ибо, как говорится в Коране, «у него нет подруги». Принцип единобожия в исламе проводится очень последовательно. Христианский догмат триединства Бога решительно отвергается мусульманами.
Первоначально
мусульманский Бог был
Аллах выступает как творец мира, его верховный владыка и повелитель. Описанию творения в Коране уделено достаточно большое внимание. Мир, согласно Священному Писанию мусульман, был создан из ничего за шесть дней. В это время были созданы небеса (которых насчитывают целых семь), небесные светила (солнце, луна, звезды и ветер), земля. Землю Аллах разостлал, как ковер, и сделал ее неподвижной, скрепив горами, чтобы она не колебалась. Затем Аллах населил ее сотворенными им тварями, живущими па земле и в морях, а также сотворил ангелов, которых он поместил па небесах. После этого Аллах сотворил воду и все тварям назначил пищу, после чего по земле потекли реки. В пятый день он сотворил рай, а в шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра — Ева. Первый человек был сотворен из материального вещества (глины, воды, праха, капли крови — в разных местах Корана по-разному). При этом Аллах придал ему свой облик и вдохнул в пего, дабы он ожил, свой дух.
Согласно Корану, человек - творение Бога, творение избранное, наместник (халифа) Бога на земле. Но именно как творение он зависим от Бога, зависим прежде всего в силу двойной слабости своей природы: онтологической (человек смертен) и нравственной (человек греховен). На этом уровне описания сходство трех монотеистических религий несомненно. Однако в акцентировках статуса человека перед лицом Бога существуют значительные расхождения.
В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Бог создал человека по его собственному образу: "Дал вам образ и прекрасно устроил ваши образы" (Коран 64:3). Или в другом месте: "О человек, что соблазняет тебя в Господе твоем щедром, который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил!" (Коран 82:6-8). Нельзя сказать, что в исламе вообще отвергалась идея богоподобия. Многие мусульманские мистики, стремясь обосновать эту идею, ссылались на два хадиса, в которых ее можно усмотреть. В одном говорится, что Бог создал человека "по его образу", в другом - создал человека "по образу Милостивого" (Милостивый - одно из основных имен Бога в Коране). И все же большинство мусульманских комментаторов в первом хадисе местоимение его относили не к Богу, а к человеку; второй же хадис, как правило, считался недостоверным, то есть не восходящим непосредственно к Мухаммаду.
Из новозаветного вероучения следует, что как бы сильно ни была повреждена онтологическая природа человека первородным грехом, она уже частично реабилитируется тем, что человек создан по образу и подобию Бога и окончательно реабилитируется искупительной жертвой Христа. Иное дело в Коране, который онтологическому статусу человека не придает сколь-либо серьезного значения, но сосредоточен преимущественно на нравственном несовершенстве человека. Человек сам по себе, вне послушания и покорности Богу - ничто, он ничтожен, непостоянен, слаб. Эта тема часто звучит в Коране. Например, "истинно, человек сотворен малодушным, колеблющимся" (Коран 70:19), "человек восстает" (Коран 96:6), "человек более всего препирается" (Коран 18:54), "человек враждебен", "неблагодарен" (Коран 36:77 и 17:67), "когда Мы благодетельствуем человеку, он удаляется, уходит в свою сторону, когда же постигает его бедствие, он отчаивается" (Коран 17:83).
Любое действие человека всецело зависит от творящего, созидательного действия Бога. "Бог - творец всякой вещи" (6:102), - говорится в Коране и, более того, подчеркивается: "Господь наш творит, что желает... и нет у Него соучастников" (28:б8). Бог не просто поддерживает мир, свободно им распоряжается, но именно ежемгновенно творит его, творит вновь и вновь, так что в каждое последующее мгновение любая вещь, любое существо, каждый человек суть иная, иное, иной. Тварный мир не обладает даже относительным онтологическим статусом. Не через промысел только, а через само перманентное творение он зависим от Бога. Между действием и его последствиями Бог устанавливает лишь связь привычки, обычности, но Он волен в любой момент нарушить эту связь, все изменить. Таким образом, тварный мир не обладает даже относительным онтологическим статусом.
Равно как и действия человека не имеют никакой внутренней онтологической реальности. " И Бог создал вас и то, что вы делаете "(37:96), - говорится в Коране, и суннитский ислам буквально понимает эти слова. Бог непосредственно творит каждое действие человека как по его сущности, так и по его нравственному содержанию. Вместе с тем в Коране неоднократно говорится об ответственности человека за его дела. Как правило, решение этой сложной дилеммы суннитские богословы находили опять же в коранической максиме: " Не возлагает Бог на душу [человека] ничего, кроме возможного для нее. Ей - то, что она приобрела, и против нее то, что она присвоила себе " (2:28б). Вместе с действием человека Бог творит и его способность принять или отвергнуть добро, принять или отвергнуть зло.
Однако
сам по себе человек не способен
различать добро и зло. В отличии
от христианства в исламе проблема
естественной способности человека
выбрать между добром и злом просто
не ставилась. Различение добра и
зла дается человеку в откровении. Примечательно,
что кораническое понятие фуркан (различение
добра и зла) часто употреблялось в значении
"богооткровенная книга" (не только
по отношению к Корану, но и Евангелию
или Торе)2.
3. Коран о добре
и зле, правилах
поведения мусульманина
Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:
- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.