Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИЙ………………………...4
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИИ………...7
ПРАВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В РФ……………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...12

Работа содержит 1 файл

Право.docx

— 34.15 Кб (Скачать)

Своеобразно воздействие  религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "человека экономического", "человека политического", "человека морального", "человека художественного". Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных направлениях. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями .

Как уже было сказано, религия представляет собой  системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозной областях. Функционирование названных элементов и связей давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные  знания позволяли строить эффективную  программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а заблуждения  не способствовали преобразованию природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным  последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести  к появлению и разрастанию  конфликтов. По линии религиозной  деятельности и отношений, обеспечения  нужд религиозных организаций шло  и идет создание и накопление материальной и духовной культуры - освоение необжитых  земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались - многие компоненты языческой культуры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс запрещенных книг католицизма, ряд  научных открытий, свободомыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции  и практика религиозных организаций  по многим вопросам развития культуры исторически меняются.

Важно принять  во внимание соотношение общечеловеческого  и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве  религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных  системах отражаются, во-первых, такие  отношения, которые общи всем обществам  независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в  синкретических обществах; в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже  о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В  религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или  другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково  выражать указанные тенденции. Все  это находит выражение и в  социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных  организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и  ее представители не всегда жестко "закреплены" за какой-то из них, могут  менять ориентацию, переходить от одной  к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе  и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она  служит утверждению гуманистических  ценностей.

3. ПРАВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ  НОРМЫ В РФ

Религиозными  нормами называются правила, установленные  различными вероисповеданиями и  обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные  книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных  писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной  службы. Ряд религиозных норм имеет  моральное содержание (заповеди).  

В истории права  были целые эпохи, когда многие религиозные  нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и  иные отношения. В ряде современных  исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к  цели" (шариат).

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания  ряд брачно-семейных и некоторых  иных норм, признаваемых и установленных  православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения  церкви от государства эти нормы  утратили юридический характер.

В первые годы советской  власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых  районах Средней Азии и Кавказа.

 В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные  дома, учебные заведения, культовое  и другое имущество, необходимое  для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических  лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический  характер.

Гражданину Российской Федерации предоставлено право  заменять военную службу выполнением  альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют  возможность беспрепятственно совершать  религиозные обряды, связанные с  вступлением в брак, рождением  ребенка, его совершеннолетием, с  похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи  с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах  записи актов гражданского состояния  либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные  праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где  много религий, отмечающих разные праздничные  дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для  всех верующих и неверующих религиозные  праздничные дни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений.

В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном  уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа - от церкви, запрещена дискриминация на религиозной  почве, отсутствуют привилегии, связанные  с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

При тоталитарных и авторитарных режимах можно  выделить три основных модели отношений  церкви и государства: 

а) государство  преследует по религиозным основаниям верующих, как это было до 1967 г. в  Албании, и запрещает любые формы  религиозных проявлений;

 б) государство признает религию и церковь в качестве основы государственной власти (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих странах признан государственной религией, а нормы шариата используются для регулирования различных сторон общественной жизни;  

в) церковь находится  в прямой конфронтации с государством, проводит антигосударственную кампанию, основанную на религиозных нормах. Подобная ситуация возникла в Латинской  Америке в середине 60-х гг. 

Статус религиозных  объединений регулируется конституционным  и текущим законодательством. Большинство  конституций фиксирует отделение  церкви от государства, признает религию  исключительно частным делом  человека.

Вместе с тем  в отдельных странах, например, в  Греции, Болгарии, Великобритании, отмечается особое положение религии и церкви. Англиканскую церковь в Англии и  пресвитерианскую - в Шотландии возглавляет  британский монарх, который назначает  на высшие церковные должности и  оказывает влияние на церковную  политику. 

Во Франции, согласно специальному закону об отделении церкви от государства, последнее не признает и не субсидирует никакую церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных  служб, запрещается проведение политических собраний. 

Возможно существование  договорных отношений между государством и церковью, о чем говорит пример Италии. В этой стране отношения  между государством и церковью основываются на норме конституции и специальном  соглашении. В ст. 7 Конституции этой страны признается независимость и  суверенность государства и церкви, каждого в своей сфере, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г.

Однако в ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета, а на религиозные объединения  распространяется статус общественных объединений. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.
  2. Бочарова С.Н. Роль общественных объединений в защите прав человека // Вестник Московского университета. Сер. Право. 1997. № 1. С. 98--106.
  3. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования // Сборник статей. М., 1991.
  4. Зарубежное законодательство о политических партиях // Сборник нормативных актов. М.,1993.
  5. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 1998. №4. С. 85-88.
  6. Леванский В.А., Любутов А.С. Политический спектр Российской Федерации: структурно-таксономический анализ (партии, фракции, выборы в 1993-1996 гг.) // Государство и право. 1997. № 9. С. 87-94.
  7. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. № 5. С. 107-120.
  8. Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 361-414.
 
 

http://www.kadet.ru/doc/Pravo&Religiya.htm 

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"